Картотека игр и упражнений для детей раннего возраста
картотека (младшая группа)
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребёнка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_i_uprazhneniy_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
«ПОЙМАЙ МЯЧ»
Цели: учить детей хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете: правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.
Материал: мяч надувной, веревка или леска для подвешивания мяча.
Методические рекомендации: мяч, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят поймать двумя руками.
Усложнение: 1) мяч бросает взрослый к ребенку (ребенок ловит двумя руками); 2) мяч бросают справа, слева.
«МЫ ПОПЛЯШЕМ»
Цели: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушек, направление движения в пространстве; учить захватывать погремушку, султанчик во время пляски, длительно удерживать его в руке, подражать действиям взрослого.
Материал: погремушки, султанчики, флажки, разные по величине, форме, объему.
«ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»
Цели: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.
Материал: мелкие предметы (пуговицы, мозаика, игрушки мелкие), сосуд прозрачный, поднос.
Методические рекомендации: взрослый показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд.
Усложнение: правой и левой рукой поочередно.
«ПРОКАТИ ШАРИКИ»
Цели: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.
Материал: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.
«ПРОКАТИ ШАРИК В ВОРОТЦА»
Цели: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.
Материал: по 4 шара на каждого ребенка, по величине: большие и маленькие.
Методические рекомендации: взрослый вначале показывает, как брать щепотью и класть. Затем показывает, как нужно ловить движущийся предмет.
Усложнение: увеличить темп игры с целью развития быстроты реакции. Каждый ребенок прокатывает по 2-3 шарика.
«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»
Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру, развивать ощущения собственных движений; развивать мелкие движения рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук).
Методические рекомендации: взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.
«Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки!
Ладушки-ладошки
Звонкие хлопошки!
Где вы бывали?
Что вы видали? Рылись мы в песочке,
Пекли пирожочки.
Вот-так, вот-так
Пекли пирожочки».
«БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ»
Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Методические рекомендации: взрослый показывает движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки по столу). Если «большие ноги», то передвигаем медленно и сопровождаем словами: «Большие ноги шли по дороге». Если говорим быстрее – «маленькие ножки бежали по дорожке» (пальцы двигаются быстрее).
«СОРОКА-СОРОКА»
Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения; формировать зрительно-двигательную координацию.
Методические рекомендации: взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:
«Сорока-сорока
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (по очереди загибаем: мизинец),
Этому дала (безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
Этому дала (большой)».
«УМОЙ ЗАЙКЕ ГЛАЗКИ»
(мишке или т.п.)
Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
«Водичка, водичка!
Умой зайке личико,
Умой зайке глазки (совершает воображаемые действия – «умывается»),
Умой зайке ротик,
Умой зайке носик,
Умой зайке хвостик!
И поехал зайка к ребятишкам в гости».
«ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ»
Цели: учить детей выделять каждый палец отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).
Методические рекомендации: взрослый показывает свои руки и говорит: «Пальчики любят гулять по дорожке». Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как «топает пальчик по дорожке», а затем «прыгает по кочкам». Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка:
«Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ;
И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;
Топал долго топ-топ, топ-топ;
И упал на кочку оп-опп».
Усложнение: упражнение выполняется поочередно пальцами правой и левой руки. Ребенок повторяет слова: «топ-топ», «прыг-прыг», «оп-опп».
«ЗДРАВСТВУЙ, ПАЛЬЧИК»
Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Развивать ощущения собственных движений.
Материал: лист чистой бумаги, карандаш.
Методические рекомендации: взрослый показывает, как пальчики умеют здороваться: локти на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться, начиная с большого пальца, при этом говорить: «Здравствуй, пальчик!». Большой палец поздоровался с большим пальчиком (кончики пальцев соприкасаются); указательный поздоровался с указательным пальчиком: «Здравствуй, пальчик!»; и так до мизинчика. Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как здороваются ладошки. Ладошки надо соединить «в замочек».
Усложнение: 1) Взрослый обводит карандашом ладонь ребенка и показывает, что на листе бумаги получились его пальчики: «Вот указательный, вот мизинчик и т.д.». Взрослый предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению). 2) Пальчики ребенка «здороваются» с пальцами взрослого.
«ПЕРЧАТКИ»
Цели: учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: детские перчатки с вышитыми мордочками животных на концах пальцев; перчатки, вышитые с лицами дедушки, бабушки, мамы, папы и «я».
Методические рекомендации: взрослый одевает перчатки ребенку, рассматривает вместе с ним, предлагает поздороваться пальчиками с «гостями», которые пришли к детям в гости.
«ВАРИМ КАШУ»
Цели: учить ребенка захватывать предметы пальцами, удерживая ложку и совершать вращательные движения кистью руки. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: кукла, мишка, деревянная ложка (маленькая), детская посуда, горох.
Методические рекомендации: взрослый говорит: «К нам в гости пришли кукла Катя и мишка. Мы их угостим кашей». Педагог показывает, как ложкой набираем горох и насыпаем в кастрюлю, но горох «нечаянно» рассыпаем на стол. Предлагаем собрать горох (щепотью). Педагог показывает, как правильно собирать горох (щепотью). Ребенок собирает по горошине. Затем взрослый показывает движения размешивания «каши» ложкой (ребенок повторяет).
«ПОИГРАЕМ С КОТЁНКОМ»
Цели: учить ребенка выполнять действия – наматывать нитку на клубок, удерживать клубок в одной руке. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: клубок, игрушка-котенок (на конце нитки привязана игрушка).
Методические рекомендации: взрослый предлагает поиграть с котенком, распускает нитки и просит наматывать нитку на клубок (вначале идет показ, как надо наматывать нитку, а затем ребенок выполняет сам). При этом педагог обращает внимание на приближающуюся игрушку.
«НАРИСУЕМ КЛУБОК ДЛЯ КОТЁНКА»
Цели: учить ребенка правильно держать карандаш. Учить рисовать, не выходя за лист бумаги. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: 2 листа бумаги – один с котёнком (изображением котёнка), другой чистый.
Методические рекомендации: взрослый рассматривает котенка вместе с ребенком и говорит: «Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!». Вначале показ взрослого, как рисовать, затем ребенок выполняет самостоятельно упражнение.
«ДЕЛАЙ КАК Я»
Цели: учить выполнять воображаемые действия (вместе с взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев.
«Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем. И кружимся потом». | «Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой». | «Руки спрятали за голову, Положили на плечи. Спрятали за спину, Положили на живот». | «Ладошки вниз, Ладошки вверх, А потом на бочок И сжимаем в кулачок, Постучали». |
Методические рекомендации: взрослый читает текст, побуждая ребенка выполнять движения соответственно со стихотворным текстом. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.
«МОЛОТОК»
Цель: развивать моторику руки.
«Кулачок как молоток,
Мы сожмем его разок
Тук-тук-тук!».
Методические рекомендации: ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом.
«КТО БЫСТРЕЕ ПЕРЕНЕСЁТ ЯГОДКИ»
Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию, создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
Материал: ёмкости – 2 штуки, ложка глубокая – 2 штуки, ягоды сушеные.
Методические рекомендации: взрослый показывает, как надо набирать ягодки в глубокую ложку и переносить в другую емкость.
Усложнение: кто быстрее перенесет ягоды.
«ПЕРЕНЕСЁМ ГОРОХ»
Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
Материал: ёмкости для гороха – 2 штуки, ложка глубокая.
«ПОГЛАДИМ ПЛАТОЧКИ»
Цели: развивать моторику обеих рук. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
Материал: бумага цветная.
Методические рекомендации: взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги – «платочки» (стираем платочки). Нагрузка дается попеременно на каждую руку. Затем предлагает «погладить платочки». Дети выполняют упражнение сгибательными и разгибательными движениями кистей рук.
«ПОЙМАЙ ПУЗЫРЬКИ»
Цели: развивать моторику руки. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: таз с холодной или теплой водой, соломка для коктейля; ребенок сам дует в воду через соломку, другой ребенок ловит «пузыри».
Методические рекомендации: упражнение проводится в тазике с водой. Взрослый через трубочку для коктейля дует в воду, появляются «пузыри». Затем предлагает опустить кисти рук в воду и поймать «пузыри» обеими руками поочередно, сжимая пальцы в кулак, затем стряхивать водичку энергичным движением, раскрывая ладонь над тазиком.
Усложнение: таз с холодной и горячей (теплой) водой.
«НАРИСУЙ ЗАЙКУ, МЯЧИК, САМОЛЁТ»
Цели: развивать моторику руки, выполняя контур знакомых предметов при помощи карандаша. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Методические рекомендации: взрослый показывает шаблон знакомого предмета, ребенок называет, что изображено на шаблоне, если ребенок затрудняется, показать картинку этого шаблона (предмета). Далее ребенок обводит карандашом по шаблону.
«СПРЯЧЬ ШАРИК В ЛАДОШКАХ»
Цели: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. Продолжать развивать сгибательные и разгибательные движения пальцев.
Материал: шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.
Методические рекомендации: взрослый кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает сам, как спрятать шарик в ладошке (маленький). Затем ребенок выполняет самостоятельно.
Усложнение: ребенок делает сам выбор шариков.
«ВАГОНЧИКИ ПОЕХАЛИ»
Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.
Методические рекомендации: взрослый сжимает руки в кулак, ставит их на стол и говорит: «Слушайте, поезд пошел». Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом «тук», и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения «вагончики поехали». Постепенно взрослый ускоряет темп постукивания и проговаривания, побуждая детей делать то же.
«НАДУЕМ ШАРИК», «ШАРИК СДУВАЕТСЯ»
Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движения. Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять одновременно двумя руками.
Методические рекомендации: ребенок соединяет пальцы обеих рук (пальцы здороваются) и при этом начинает дуть в получившееся отверстие между пальцами. Пальцы выпрямляются, как бы имитируют надутый шарик, но пальцы не разъединяются. Получается большой круглый шарик. Затем дети произносят «ссссс-сс», и шарик сдувается (то есть пальцы, которые имитировали круглый шар; спускаем, но не разъединяем), и опять пальцы возвращаются в исходное положение.
«ЛОШАДКА»
Цели: развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное отношение к игре.
«По дороге скользкой, гладкой
Скачет быстрая лошадка.
Чок-чок, чок –
Скачет быстрый табунок».
Методические рекомендации: взрослый показывает движения пальцев (указательным и средним) – движение лошадки по столу, при этом дети выполняют артикуляционное упражнение «скачет лошадка».
Усложнение: показ «скачущей лошадки» по столу сопровождают выполнением артикуляционного упражнения «скачет лошадка».
«ГУСИ»
Цели: продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.
Методические рекомендации: взрослый говорит, что сегодня в гости к детям придут не лошадка, а гуси. Он сжимает все четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним снизу, резко сгибая кисть вниз.
«Га-га-га, где мои гусята?» – говорит он и помогает детям сделать гусят одной рукой. Гусята гуляют с мамой, она зовет их: «Гуси-гуси!».
Дети отвечают: «Га-га-га».
– «Есть хотите?» продолжает педагог.
Дети отвечают: «Да-да-да».
Усложнение: ребенок выполняет движения двух гусят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дыхательных упражнений для детей раннего возраста
Дыхательные упражнения. Цель, оборудование, ход упражнения, стихи....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
картотека логоритмических упражнений для детей раннего возраста
занятия логоритмикой способствуют развитию речевого дыхвания, координации движений, тренируют общую и мелкую моторику, совершенствуют фонематическое восприятие....
Картотека дыхательных упражнений для детей раннего возраста
КАК ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЕЙСТВУЕТ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА?Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхател...
картотека логоритмических упражнений для детей раннего возраста
картотека логоритмических упражнений для детей раннего возраста...
Картотека дидактических игр, упражнений для детей раннего возраста
Картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр, упражнений для детей раннего возраста
для детей 2-3 лет...