Картотека игр и упражнений для детей раннего возраста
картотека (младшая группа)
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребёнка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
«ПОЙМАЙ МЯЧ»
Цели: учить детей хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете: правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.
Материал: мяч надувной, веревка или леска для подвешивания мяча.
Методические рекомендации: мяч, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят поймать двумя руками.
Усложнение: 1) мяч бросает взрослый к ребенку (ребенок ловит двумя руками); 2) мяч бросают справа, слева.
«МЫ ПОПЛЯШЕМ»
Цели: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушек, направление движения в пространстве; учить захватывать погремушку, султанчик во время пляски, длительно удерживать его в руке, подражать действиям взрослого.
Материал: погремушки, султанчики, флажки, разные по величине, форме, объему.
«ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»
Цели: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.
Материал: мелкие предметы (пуговицы, мозаика, игрушки мелкие), сосуд прозрачный, поднос.
Методические рекомендации: взрослый показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд.
Усложнение: правой и левой рукой поочередно.
«ПРОКАТИ ШАРИКИ»
Цели: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.
Материал: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.
«ПРОКАТИ ШАРИК В ВОРОТЦА»
Цели: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.
Материал: по 4 шара на каждого ребенка, по величине: большие и маленькие.
Методические рекомендации: взрослый вначале показывает, как брать щепотью и класть. Затем показывает, как нужно ловить движущийся предмет.
Усложнение: увеличить темп игры с целью развития быстроты реакции. Каждый ребенок прокатывает по 2-3 шарика.
«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»
Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру, развивать ощущения собственных движений; развивать мелкие движения рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук).
Методические рекомендации: взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.
«Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки!
Ладушки-ладошки
Звонкие хлопошки!
Где вы бывали?
Что вы видали? Рылись мы в песочке,
Пекли пирожочки.
Вот-так, вот-так
Пекли пирожочки».
«БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ»
Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Методические рекомендации: взрослый показывает движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки по столу). Если «большие ноги», то передвигаем медленно и сопровождаем словами: «Большие ноги шли по дороге». Если говорим быстрее – «маленькие ножки бежали по дорожке» (пальцы двигаются быстрее).
«СОРОКА-СОРОКА»
Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения; формировать зрительно-двигательную координацию.
Методические рекомендации: взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:
«Сорока-сорока
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (по очереди загибаем: мизинец),
Этому дала (безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
Этому дала (большой)».
«УМОЙ ЗАЙКЕ ГЛАЗКИ»
(мишке или т.п.)
Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
«Водичка, водичка!
Умой зайке личико,
Умой зайке глазки (совершает воображаемые действия – «умывается»),
Умой зайке ротик,
Умой зайке носик,
Умой зайке хвостик!
И поехал зайка к ребятишкам в гости».
«ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ»
Цели: учить детей выделять каждый палец отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).
Методические рекомендации: взрослый показывает свои руки и говорит: «Пальчики любят гулять по дорожке». Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как «топает пальчик по дорожке», а затем «прыгает по кочкам». Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка:
«Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ;
И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;
Топал долго топ-топ, топ-топ;
И упал на кочку оп-опп».
Усложнение: упражнение выполняется поочередно пальцами правой и левой руки. Ребенок повторяет слова: «топ-топ», «прыг-прыг», «оп-опп».
«ЗДРАВСТВУЙ, ПАЛЬЧИК»
Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Развивать ощущения собственных движений.
Материал: лист чистой бумаги, карандаш.
Методические рекомендации: взрослый показывает, как пальчики умеют здороваться: локти на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться, начиная с большого пальца, при этом говорить: «Здравствуй, пальчик!». Большой палец поздоровался с большим пальчиком (кончики пальцев соприкасаются); указательный поздоровался с указательным пальчиком: «Здравствуй, пальчик!»; и так до мизинчика. Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как здороваются ладошки. Ладошки надо соединить «в замочек».
Усложнение: 1) Взрослый обводит карандашом ладонь ребенка и показывает, что на листе бумаги получились его пальчики: «Вот указательный, вот мизинчик и т.д.». Взрослый предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению). 2) Пальчики ребенка «здороваются» с пальцами взрослого.
«ПЕРЧАТКИ»
Цели: учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: детские перчатки с вышитыми мордочками животных на концах пальцев; перчатки, вышитые с лицами дедушки, бабушки, мамы, папы и «я».
Методические рекомендации: взрослый одевает перчатки ребенку, рассматривает вместе с ним, предлагает поздороваться пальчиками с «гостями», которые пришли к детям в гости.
«ВАРИМ КАШУ»
Цели: учить ребенка захватывать предметы пальцами, удерживая ложку и совершать вращательные движения кистью руки. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: кукла, мишка, деревянная ложка (маленькая), детская посуда, горох.
Методические рекомендации: взрослый говорит: «К нам в гости пришли кукла Катя и мишка. Мы их угостим кашей». Педагог показывает, как ложкой набираем горох и насыпаем в кастрюлю, но горох «нечаянно» рассыпаем на стол. Предлагаем собрать горох (щепотью). Педагог показывает, как правильно собирать горох (щепотью). Ребенок собирает по горошине. Затем взрослый показывает движения размешивания «каши» ложкой (ребенок повторяет).
«ПОИГРАЕМ С КОТЁНКОМ»
Цели: учить ребенка выполнять действия – наматывать нитку на клубок, удерживать клубок в одной руке. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: клубок, игрушка-котенок (на конце нитки привязана игрушка).
Методические рекомендации: взрослый предлагает поиграть с котенком, распускает нитки и просит наматывать нитку на клубок (вначале идет показ, как надо наматывать нитку, а затем ребенок выполняет сам). При этом педагог обращает внимание на приближающуюся игрушку.
«НАРИСУЕМ КЛУБОК ДЛЯ КОТЁНКА»
Цели: учить ребенка правильно держать карандаш. Учить рисовать, не выходя за лист бумаги. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: 2 листа бумаги – один с котёнком (изображением котёнка), другой чистый.
Методические рекомендации: взрослый рассматривает котенка вместе с ребенком и говорит: «Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!». Вначале показ взрослого, как рисовать, затем ребенок выполняет самостоятельно упражнение.
«ДЕЛАЙ КАК Я»
Цели: учить выполнять воображаемые действия (вместе с взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев.
«Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем. И кружимся потом». | «Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой». | «Руки спрятали за голову, Положили на плечи. Спрятали за спину, Положили на живот». | «Ладошки вниз, Ладошки вверх, А потом на бочок И сжимаем в кулачок, Постучали». |
Методические рекомендации: взрослый читает текст, побуждая ребенка выполнять движения соответственно со стихотворным текстом. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.
«МОЛОТОК»
Цель: развивать моторику руки.
«Кулачок как молоток,
Мы сожмем его разок
Тук-тук-тук!».
Методические рекомендации: ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом.
«КТО БЫСТРЕЕ ПЕРЕНЕСЁТ ЯГОДКИ»
Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию, создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
Материал: ёмкости – 2 штуки, ложка глубокая – 2 штуки, ягоды сушеные.
Методические рекомендации: взрослый показывает, как надо набирать ягодки в глубокую ложку и переносить в другую емкость.
Усложнение: кто быстрее перенесет ягоды.
«ПЕРЕНЕСЁМ ГОРОХ»
Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
Материал: ёмкости для гороха – 2 штуки, ложка глубокая.
«ПОГЛАДИМ ПЛАТОЧКИ»
Цели: развивать моторику обеих рук. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
Материал: бумага цветная.
Методические рекомендации: взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги – «платочки» (стираем платочки). Нагрузка дается попеременно на каждую руку. Затем предлагает «погладить платочки». Дети выполняют упражнение сгибательными и разгибательными движениями кистей рук.
«ПОЙМАЙ ПУЗЫРЬКИ»
Цели: развивать моторику руки. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: таз с холодной или теплой водой, соломка для коктейля; ребенок сам дует в воду через соломку, другой ребенок ловит «пузыри».
Методические рекомендации: упражнение проводится в тазике с водой. Взрослый через трубочку для коктейля дует в воду, появляются «пузыри». Затем предлагает опустить кисти рук в воду и поймать «пузыри» обеими руками поочередно, сжимая пальцы в кулак, затем стряхивать водичку энергичным движением, раскрывая ладонь над тазиком.
Усложнение: таз с холодной и горячей (теплой) водой.
«НАРИСУЙ ЗАЙКУ, МЯЧИК, САМОЛЁТ»
Цели: развивать моторику руки, выполняя контур знакомых предметов при помощи карандаша. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Методические рекомендации: взрослый показывает шаблон знакомого предмета, ребенок называет, что изображено на шаблоне, если ребенок затрудняется, показать картинку этого шаблона (предмета). Далее ребенок обводит карандашом по шаблону.
«СПРЯЧЬ ШАРИК В ЛАДОШКАХ»
Цели: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. Продолжать развивать сгибательные и разгибательные движения пальцев.
Материал: шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.
Методические рекомендации: взрослый кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает сам, как спрятать шарик в ладошке (маленький). Затем ребенок выполняет самостоятельно.
Усложнение: ребенок делает сам выбор шариков.
«ВАГОНЧИКИ ПОЕХАЛИ»
Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.
Методические рекомендации: взрослый сжимает руки в кулак, ставит их на стол и говорит: «Слушайте, поезд пошел». Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом «тук», и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения «вагончики поехали». Постепенно взрослый ускоряет темп постукивания и проговаривания, побуждая детей делать то же.
«НАДУЕМ ШАРИК», «ШАРИК СДУВАЕТСЯ»
Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движения. Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять одновременно двумя руками.
Методические рекомендации: ребенок соединяет пальцы обеих рук (пальцы здороваются) и при этом начинает дуть в получившееся отверстие между пальцами. Пальцы выпрямляются, как бы имитируют надутый шарик, но пальцы не разъединяются. Получается большой круглый шарик. Затем дети произносят «ссссс-сс», и шарик сдувается (то есть пальцы, которые имитировали круглый шар; спускаем, но не разъединяем), и опять пальцы возвращаются в исходное положение.
«ЛОШАДКА»
Цели: развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное отношение к игре.
«По дороге скользкой, гладкой
Скачет быстрая лошадка.
Чок-чок, чок –
Скачет быстрый табунок».
Методические рекомендации: взрослый показывает движения пальцев (указательным и средним) – движение лошадки по столу, при этом дети выполняют артикуляционное упражнение «скачет лошадка».
Усложнение: показ «скачущей лошадки» по столу сопровождают выполнением артикуляционного упражнения «скачет лошадка».
«ГУСИ»
Цели: продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.
Методические рекомендации: взрослый говорит, что сегодня в гости к детям придут не лошадка, а гуси. Он сжимает все четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним снизу, резко сгибая кисть вниз.
«Га-га-га, где мои гусята?» – говорит он и помогает детям сделать гусят одной рукой. Гусята гуляют с мамой, она зовет их: «Гуси-гуси!».
Дети отвечают: «Га-га-га».
– «Есть хотите?» продолжает педагог.
Дети отвечают: «Да-да-да».
Усложнение: ребенок выполняет движения двух гусят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательных упражнений для детей раннего возраста
Дыхательные упражнения. Цель, оборудование, ход упражнения, стихи....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

картотека логоритмических упражнений для детей раннего возраста
занятия логоритмикой способствуют развитию речевого дыхвания, координации движений, тренируют общую и мелкую моторику, совершенствуют фонематическое восприятие....

Картотека дыхательных упражнений для детей раннего возраста
КАК ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЕЙСТВУЕТ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА?Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхател...

картотека логоритмических упражнений для детей раннего возраста
картотека логоритмических упражнений для детей раннего возраста...