2021-2023 РП доп.образования по детскому волонтёрскому движению "Спешите делать добро"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Василенкова Наталья Васильевна

Рабочая программа

детского волонтерского движения

"Спешите делать добро"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска

Рабочая программа

детского волонтерского движения

Программа рассчитана для детей 5-7 лет на 2 учебных года

        Автор: воспитатель Василенкова Наталья Васильевна

Смоленск, 2021 г.

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей.

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле.

Делай доброе дело –

Тем живем на земле!

А.Лесных

  1. Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

 В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей  к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.

Новизна и теоретическая значимость Программы

Ведущая педагогическая идея волонтерского движения «Спешите делать добро» – развитие общения в детской среде, способствующего ранней позитивной социализации ребенка-дошкольника, через активную деятельность, в которой дети выступают инициаторами и организаторами изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении. Наша задача вырастить новое поколение российских граждан, развитых нравственно и духовно, и от нас, взрослых, зависит, сможем ли мы сформировать духовно – нравственные принципы и идеалы детей, воспитать самоуважение и уважение к окружающим людям и миру в целом. 

Отличительна особенность данной Программы состоит в ее практической значимости:

Данная Программа - это система творческих, познавательных, исследовательских проектов.

Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

  1. Цели и задачи Программы

Цель проекта: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми через обретение духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности. 

Создание в детском саду организации   волонтерского движения «Спешите делать добро»  объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их  участие в добровольных, социально важных  акциях и мероприятиях.

Задачи:

  1. Формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность;  
  2. Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;
  3. Воспитание уважительного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
  4. Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
  5. Обеспечение преемственности с задачами развития личности, поставленными в образовательном стандарте начальной школы на этапах дошкольного и школьного детства.

1.1.2. Принципы организации волонтерского движения

В основе любого волонтерского движения лежит принцип «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям и желание им помочь, забота и бережное отношение к природе и ее обитателям, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь слабому, маленькому, одинокому, больному. Волонтерство учит помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя, учит просто дарить радость окружающим людям, беречь красоту окружающего мира. 

1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Данная Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации Программы 2 года.

1.2.Планируемые результаты освоения Программы

В результате реализации Программы планируется: 
1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников; 
2. Приобщить детей и родителей воспитанников к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям на основе изучения традиций русского народа;  
3. Систематизировать проведение мероприятий благотворительной и добровольческой направленности через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди; 
4. Привлечь родителей воспитанников к волонтерской деятельности в ДОО. 

5.Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.

 

2.Содержательный раздел.

2.1.Реализация Программы проходит в несколько этапов.

  1. Подготовительный этап: формирование волонтёрского движения. 

Формирование у педагогов и родителей представлений о роли и месте добровольчества в современном обществе, организация волонтерского движения «Спешите делать добро», знакомство детей с понятием «волонтер», вступление детей старшего дошкольного возраста в волонтерское движение. 

  1. этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.

Формирование и обобщение понятия «нравственные идеалы и ценности», развитие уверенности в себе; разработка атрибутов волонтёрского движения (эмблема, девиз); подготовка и осуществление благотворительных мероприятий в ДОУ. 

3 этап. Развитие волонтёрского движения. 
Разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических и праздничных мероприятий в ДОО, для детей младшего возраста, ветеранов и пожилых людей; привлечение родителей и педагогов к поддержке развития волонтёрского движения; конференция для родителей «Имею право»; круглый стол для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». 
Планирование работы с общественными организациями по поддержке развития волонтёрского движения в поселке; участие в проведении крупных рекламно-профилактических  мероприятий и акций.

2.2. Основные организационные формы:

• в свободной деятельности;

• уроки доброты;

• экскурсии с различной тематикой о городе, поселке;

• праздники, развлечения, акции;

• тематические выставки;

• встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;

• работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».

2.3 Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;

• проблемные ситуации;

• проектирование;

2.4. Формы взаимодействия с родителями:

  • разработка планов (проектов) маршрутов выходного дня;
  • создание совместных проектов (разработка планов мероприятий) праздников, важных для города (поселка) событий и их реализация;
  • участие в акциях по уборке скверов, парков, защите исторических памятников или памятных мест и др.;
  • организация совместных выставок, посвященных истории родного края.

  1. План мероприятий, проводимых в рамках волонтерского движения «Спешите делать добро»

Сроки

Мероприятия

Содержание

                                                   С детьми

 

сентябрь

Знакомство детей с волонтерским движением.

Просмотр: видеороликов «Волонтерское движение»

 

октябрь

Уроки доброты

 Беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?» ,«Как поделиться добротой?»,  «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро»

 

октябрь

 Акция: «Друзья спорта» 

 

Осенние старты совместно с 1 классом школы и подготовительной группы.

 

октябрь

 День пожилого человека

 

Тематический фольклорный праздник «Кузьминки» с приглашением бабушек и дедушек

 

ноябрь

 

 Уроки доброты

Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо», «Давайте познакомимся», «Опасные ситуации»

 

      ноябрь

 

Акция «Кормушка для птиц» 

Изготовление кормушек для птиц совместно с родителями

 

декабрь

 Уроки доброты

 

Чтение художественной литературы:                    В. Осеева: «Что легче?»,  «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг»,  Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья», 

 январь

 Акция «В гостях у сказки»

 

Показ театрализованной сказки: «Красная шапочка» для детей младшего возраста

 

февраль

 Акция «Книжки-самоделки для малышей»

 

Создание альбома:

«Кладец народной мудрости -пословицы и поговорки о доброте, зле и взаимопомощи»

 

март

Акция «Подари улыбку» 

 

Музыкально-литературная гостиная, посвященная Международному женскому дню»

Совместно с домом-интернатом для пожилых и инвалидов

март

Уроки доброты

Чтение художественной литературы

Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев   «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы»

 

апрель

Акция «Домик для скворца»

Изготовление скворечников совместно с родителями

 

апрель

Акция, посвященная Дню здоровья

 

Изготовление плакатов: «Мы здоровье бережем»

Апрель

Акция «Чистый двор»

Проведение субботника совместно с родителями

 

май

 Литературно-музыкальная гостиная «День Победы»

 

Изготовление с детьми подарков: к празднику 9 мая для ветеранов ВОВ.

                                       С родителями

 

Сентябрь-май

Облагораживание территории детского сада-«Подари детям красоту»;

 

Сентябрь-май

Участие в акциях

  •   «Дари добро»,
  •   «Посади дерево»,
  •  «День защиты детей».

3.Организационный раздел.

3.1. Условия для организации волонтерского движения

  1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
  2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, уроки доброты, концертные программы, театрализованные представления).
  3. Информационное обеспечение опыта работы (газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.

3.2.Особенности организации волонтерского движения.

Заповеди волонтеров

  1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
  2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
  3. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам. 

Правила деятельности волонтера: 

  1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
  2. Будь генератором идей!
  3. Уважай мнение других!
  4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
  5. Обещаешь – сделай!
  6. Не умеешь – научись!
  7. Будь настойчив в достижении целей!

Кодекс волонтеров: 

  1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
  2. Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в группах младшего возраста)
  3. Акции – нужное дело и важное. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение.)
  4. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
  5. День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)
  6. Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Спешите делать добрые дела» под лозунгом «Твори добро».

За последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни, превращаясь в категорию философскую.А доброта – качество, ценимое во все эпохи.Чем тяжелее времена...

Фотовыставка "Спешите делать добрые дела!" (трудовое воспитание в детском саду и дома)

В январе 2018 года мы решили организовать фотовыставку «Спешите делать добрые дела», где наглядно представлено, как помогают наши детки в детском саду и дома....

Волонтёрская социальная акция "Доброе сердце"

Акция направлена на детей  и членов их семей, а также всех, кто заинтересовался возможностью сделать добро для бездомных животных....

Проект недели психологии в детском саду "Спешите делать добро"

На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в детской среде становится всё более очевидной. Она проявляется в отсутствии терпимости, сопереживания к окружающим, чрезмерной агрессивности. Перв...

План работы волонтёрского клуба "Искорки добра" на 2020-2021 уч.год

В материале размещены планируемые мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках волонтёрского движения, организуемого на базе дошкольных учреждений. В нашем ДОУ - это клуб "Искорка ...

Работа по волонтёрскому движению «Капелька добра»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Работа волонтерского движения – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная фо...

Календарь добрых дел. Цели: Научить делать добрые дела и вовлечь окружающих в социально-значимые дела по оказанию помощи окружающим.

Календарь добрых дел.Цели: Научить делать добрые дела и вовлечь окружающих в социально-значимые дела по оказанию помощи окружающим....