2021-2023 РП доп.образования по детскому волонтёрскому движению "Спешите делать добро"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа
детского волонтерского движения
"Спешите делать добро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 260.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
Рабочая программа
детского волонтерского движения
Программа рассчитана для детей 5-7 лет на 2 учебных года
Автор: воспитатель Василенкова Наталья Васильевна
Смоленск, 2021 г.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле.
Делай доброе дело –
Тем живем на земле!
А.Лесных
- Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, волонтерство учит помогать нуждающимся, без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
Новизна и теоретическая значимость Программы
Ведущая педагогическая идея волонтерского движения «Спешите делать добро» – развитие общения в детской среде, способствующего ранней позитивной социализации ребенка-дошкольника, через активную деятельность, в которой дети выступают инициаторами и организаторами изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении. Наша задача вырастить новое поколение российских граждан, развитых нравственно и духовно, и от нас, взрослых, зависит, сможем ли мы сформировать духовно – нравственные принципы и идеалы детей, воспитать самоуважение и уважение к окружающим людям и миру в целом.
Отличительна особенность данной Программы состоит в ее практической значимости:
Данная Программа - это система творческих, познавательных, исследовательских проектов.
Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Цели и задачи Программы
Цель проекта: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми через обретение духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.
Создание в детском саду организации волонтерского движения «Спешите делать добро» объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Задачи:
- Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность;
- Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;
- Воспитание уважительного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
- Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
- Обеспечение преемственности с задачами развития личности, поставленными в образовательном стандарте начальной школы на этапах дошкольного и школьного детства.
1.1.2. Принципы организации волонтерского движения
В основе любого волонтерского движения лежит принцип «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям и желание им помочь, забота и бережное отношение к природе и ее обитателям, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь слабому, маленькому, одинокому, больному. Волонтерство учит помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя, учит просто дарить радость окружающим людям, беречь красоту окружающего мира.
1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Данная Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации Программы 2 года.
1.2.Планируемые результаты освоения Программы
В результате реализации Программы планируется:
1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
2. Приобщить детей и родителей воспитанников к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям на основе изучения традиций русского народа;
3. Систематизировать проведение мероприятий благотворительной и добровольческой направленности через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди;
4. Привлечь родителей воспитанников к волонтерской деятельности в ДОО.
5.Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
2.Содержательный раздел.
2.1.Реализация Программы проходит в несколько этапов.
- Подготовительный этап: формирование волонтёрского движения.
Формирование у педагогов и родителей представлений о роли и месте добровольчества в современном обществе, организация волонтерского движения «Спешите делать добро», знакомство детей с понятием «волонтер», вступление детей старшего дошкольного возраста в волонтерское движение.
- этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.
Формирование и обобщение понятия «нравственные идеалы и ценности», развитие уверенности в себе; разработка атрибутов волонтёрского движения (эмблема, девиз); подготовка и осуществление благотворительных мероприятий в ДОУ.
3 этап. Развитие волонтёрского движения.
Разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических и праздничных мероприятий в ДОО, для детей младшего возраста, ветеранов и пожилых людей; привлечение родителей и педагогов к поддержке развития волонтёрского движения; конференция для родителей «Имею право»; круглый стол для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Планирование работы с общественными организациями по поддержке развития волонтёрского движения в поселке; участие в проведении крупных рекламно-профилактических мероприятий и акций.
2.2. Основные организационные формы:
• в свободной деятельности;
• уроки доброты;
• экскурсии с различной тематикой о городе, поселке;
• праздники, развлечения, акции;
• тематические выставки;
• встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
• работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».
2.3 Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
2.4. Формы взаимодействия с родителями:
- разработка планов (проектов) маршрутов выходного дня;
- создание совместных проектов (разработка планов мероприятий) праздников, важных для города (поселка) событий и их реализация;
- участие в акциях по уборке скверов, парков, защите исторических памятников или памятных мест и др.;
- организация совместных выставок, посвященных истории родного края.
- План мероприятий, проводимых в рамках волонтерского движения «Спешите делать добро»
Сроки | Мероприятия | Содержание |
С детьми | ||
сентябрь | Знакомство детей с волонтерским движением. | Просмотр: видеороликов «Волонтерское движение» |
октябрь | Уроки доброты | Беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?» ,«Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро» |
октябрь | Акция: «Друзья спорта»
| Осенние старты совместно с 1 классом школы и подготовительной группы. |
октябрь | День пожилого человека
| Тематический фольклорный праздник «Кузьминки» с приглашением бабушек и дедушек |
ноябрь |
Уроки доброты | Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо», «Давайте познакомимся», «Опасные ситуации» |
ноябрь |
Акция «Кормушка для птиц» | Изготовление кормушек для птиц совместно с родителями |
декабрь | Уроки доброты
| Чтение художественной литературы: В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово». Л. Кон – «Друг», Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья», |
январь | Акция «В гостях у сказки»
| Показ театрализованной сказки: «Красная шапочка» для детей младшего возраста |
февраль | Акция «Книжки-самоделки для малышей»
| Создание альбома: «Кладец народной мудрости -пословицы и поговорки о доброте, зле и взаимопомощи» |
март | Акция «Подари улыбку»
| Музыкально-литературная гостиная, посвященная Международному женскому дню» Совместно с домом-интернатом для пожилых и инвалидов |
март | Уроки доброты | Чтение художественной литературы Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы» |
апрель | Акция «Домик для скворца» | Изготовление скворечников совместно с родителями |
апрель | Акция, посвященная Дню здоровья
| Изготовление плакатов: «Мы здоровье бережем» |
Апрель | Акция «Чистый двор» | Проведение субботника совместно с родителями |
май | Литературно-музыкальная гостиная «День Победы»
| Изготовление с детьми подарков: к празднику 9 мая для ветеранов ВОВ. |
С родителями | ||
Сентябрь-май | Облагораживание территории детского сада-«Подари детям красоту»; | |
Сентябрь-май | Участие в акциях
|
3.Организационный раздел.
3.1. Условия для организации волонтерского движения
- Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
- Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, уроки доброты, концертные программы, театрализованные представления).
- Информационное обеспечение опыта работы (газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
3.2.Особенности организации волонтерского движения.
Заповеди волонтеров
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
- Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
- Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
- Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
- Будь генератором идей!
- Уважай мнение других!
- Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
- Обещаешь – сделай!
- Не умеешь – научись!
- Будь настойчив в достижении целей!
Кодекс волонтеров:
- Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
- Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в группах младшего возраста)
- Акции – нужное дело и важное. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение.)
- Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
- День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)
- Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Спешите делать добрые дела» под лозунгом «Твори добро».
За последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни, превращаясь в категорию философскую.А доброта – качество, ценимое во все эпохи.Чем тяжелее времена...

Фотовыставка "Спешите делать добрые дела!" (трудовое воспитание в детском саду и дома)
В январе 2018 года мы решили организовать фотовыставку «Спешите делать добрые дела», где наглядно представлено, как помогают наши детки в детском саду и дома....

Волонтёрская социальная акция "Доброе сердце"
Акция направлена на детей и членов их семей, а также всех, кто заинтересовался возможностью сделать добро для бездомных животных....

Проект недели психологии в детском саду "Спешите делать добро"
На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в детской среде становится всё более очевидной. Она проявляется в отсутствии терпимости, сопереживания к окружающим, чрезмерной агрессивности. Перв...

План работы волонтёрского клуба "Искорки добра" на 2020-2021 уч.год
В материале размещены планируемые мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках волонтёрского движения, организуемого на базе дошкольных учреждений. В нашем ДОУ - это клуб "Искорка ...

Работа по волонтёрскому движению «Капелька добра»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Работа волонтерского движения – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная фо...

Календарь добрых дел. Цели: Научить делать добрые дела и вовлечь окружающих в социально-значимые дела по оказанию помощи окружающим.
Календарь добрых дел.Цели: Научить делать добрые дела и вовлечь окружающих в социально-значимые дела по оказанию помощи окружающим....