Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества
статья

Заречная Елена Борисовна

Развитие творческих способностей одна из основных задач, которая стоит перед педагогом, от результативности её решения зависит способность детей развиваться с помощью самостоятельной познавательной деятельности, умение решать проблемы, опираясь на навыки творческой деятельности, мобильность в принятии решений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заречная Елена Борисовна, воспитатель

МБДОУ детский сад №12

Белгородская область, г.Белгород

Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества.

Современное общество – это общество с быстро меняющимися стереотипами, образом мышления и культурой, а так же изменились  способы сбора, обработки и передачи информации. Человечеству приходится активизировать свой творческий потенциал, что приводит к новым требованиям в развитии детей. Возникает потребность в развитии не просто умственных способностей ребенка, а развитие творческой личности умеющей нестандартно мыслить. Психолого-педагогические исследования показали, что самый оптимальный возраст для раскрытия творческого потенциала является дошкольный. В этом возрасте легче проходит знакомство с творческим подходом к решению поставленных задач, изучение возможностей находить выход из сложных ситуаций, т.к. в этом возрасте дети имеют огромный потенциал для развития творческих способностей. В этом возрасте развитие индивидуальных особенностей во многом зависит от продуктивной творческой деятельности в дошкольном учреждении. Эффективность развивающей деятельности зачастую снижается из-за неэффективных методов и способов обучения. И случается это по причине медленной разработки методов обучения и недостаточного внедрения в практику педагогов инновационных методик. Нет необходимого продвижения методик, использования их в учебном процессе.

Стандартное обучение не предполагает изыскательной деятельности, воспитатель сам дает задание и сам помогаем всеми возможными способами (иллюстрации, объяснение) найти ответ. Задание не разделяется по уровням сложности и этапам выполнения, что зачастую приводит к неудачам в решении поставленных задач. По причине этого дошкольники не чувствуют удовлетворения от своей деятельности, т.к. не могут решить слишком сложную задачу. Итог понижается интерес к обучению, теряется желание и потребность познавать новое. При этом стандарте обучения главной целью является объем знаний на конец года, а не развитие гибкого мобильного мышления творческой личности. А в современном мире при решении жизненных задач главным критерием является творческий подход, и методы стандартных подходов ограничивающие развитие познавательной деятельности ребенка, не дают ему выразить собственную индивидуальность, овладеть возможностями творческой самореализации.

Развитие творческих способностей одна из основных задач, которая стоит перед педагогом, от результативности её решения зависит способность детей развиваться с помощью самостоятельной познавательной деятельности, умение решать проблемы, опираясь на навыки творческой деятельности, мобильность в принятии решений.

На данный момент жизненно важным вопросом образования является направление на развитие детей креативно мыслящих, с нестандартным воображением, умеющих наблюдать и анализировать, находить связи и зависимости, т.е. воспитание творческой личности. Задача образовательного процесса в нашем обществе состоит в том чтобы дать возможность детям раскрыть свой творческий потенциал, раскрыть личностные ориентации, а необходимые знания и умения даваемые на занятиях используются для достижения этих целей.

Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. На каждой возрастной ступени она имеет собственное выражение. Интересы ребенка и взрослого различны, поэтому и воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Творческое мышление:

  • пластично, т.е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
  • подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;
  • оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюсон, "творческие способности не создаются, а высвобождаются". Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют "высвобождению" творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство грядущего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Это находит свое отражение в возникновении образовательных учреждений нового типа, ориентированных на обучение и воспитание способных и одаренных детей. На создание специальных условий для развития одаренности указывают: Д.Б. Богоявленская, Ю.З. Гильбух, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, П.И. Пидкасистый, В.Э. Чудковский, В.М. Экземплярский, В.С. Юркевич и другие.

В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.

Мотков отмечает, что к конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

  • Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
  • Не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
  • Уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была "глупой" или "неправильной" - не подавлять ее своим "правильным" отношением и мнением;
  • Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
  • Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
  • Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то "не так", и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
  • Творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;
  • Не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
  • Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
  • Развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики Воробьева, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
  • Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей - бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

Можно заключить, что самовоспитание конструктивных ориентаций - это одно из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога, повышающее эффективность его усилий по развитию естественных творческих наклонностей детей. Внимательный, честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними с точки зрения рекомендуемых конструктивных личностных установок поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации работы, своих воспитательных действий.

Творческую личность необходимо развивать с раннего возраста, работа детских дошкольных учреждений должна быть направлена на это. Если дети с дошкольного возраста не имеют навыков творческого мышления, если у них неразвито творческое воображение, то педагоги на последующих стадиях не смогут развить их в той мере, которая требуется. А, учитывая, что большинство детских дошкольных учреждений, как и начальная школа, ориентированны на то, чтобы дать ребенку (а точнее, вложить в него) готовые знания, то есть развивать только интеллектуальную сторону, не затрагивая творческой, то это и ведет к "застою" и "запущенности" творчества.

Воспитание творческой личности у детей предполагает, следовательно, и развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка лишь при мудрой, при разнообразно и процессуально ориентированной, его педагогической организации.

В современном сообществе необходимо воспитать не только умного и мыслящего человека, а прежде всего творческого, и отсюда требования к дошкольному образованию в развитии творческих способностей. Это главная цель государственного масштаба от того как современный ребенок овладеет творческими способностями зависит уровень прогресса и духовности нашего общества в будущем.

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: Просвещение, 1993. - 176с.

2. Врублевская М.М. Дидактические условия развития одаренности учащихся в общеобразовательной школе. // Психология и школа. - 2002. - № 4. - С. - 14-17.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Питер, 1997. - 156с.

4. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Просвещение, 1978. - 284с.

5. Мотков О.И. Развитие творчества у детей. // Дополнительное образование. - 2000. - № 4. - С. - 21-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников.

Счастье многогранно, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желание творить прекрасное. Дошкольное детство – благодатное время для взращивания древа добра и крас...

Педагогический совет "Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников"

Педагогический совет на тему "Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников"...

Презентация "Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников"

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников...

«Развитие творческой деятельности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий и театральной деятельности»

Творчество является важнейшей характеристикой личности, и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Следовательно, особое место в развитии творчества имеет именно дошкольный возр...

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников

laquo;Страна, в которой бы учили рисовать, вскоре превзошла бы все страны по всем наукам, искусствам и мастерству»Дени Дидро, 18 век...

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников.

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников....


 

Комментарии

Кухтинова Жанна Георгиевна

Спасибо, это действительно актуально.