Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников
статья
Статья "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников" предлагает комплексный подход к развитию у детей интереса к различным профессиям с раннего возраста. В материале рассматриваются ключевые аспекты и методы, которые могут быть использованы в детском саду для ознакомления детей с миром труда и профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_v_dou_po_ranney_proforientatsii_doshkolnikov.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Заречная Е.Б.
Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников
Все профессии важны
И, конечно, нам нужны
Врач, психолог и учитель,
Программист и попечитель,
Тракторист, геодезист
И юрист, экономист
Продолжать сейчас не буду,
Но скажу вам точно я:
Разные профессии
Каждому – своя.
Термин «профориентация» родился от сочетания латинского profession, что в переводе означает «род занятий», и французского orientation – «установка». Профессиональную ориентацию иначе можно раскрыть словосочетаниями «выбор профессии», «профессиональное самоопределение». Эти понятия подразумевают комплекс действий, направленных на выявление у индивидуума склонностей и талантов в определенных видах трудовой деятельности.
Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.
К сожалению, в настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
-Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. В детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы
облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Целью ранней профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.
Правильный подход к работе по профориентации с детьми предполагает знание типов профессий. Их можно классифицировать по объекту труда, то есть по тому, с кем или с чем ведется деятельность.В системе Климова выделено пять типов:
- «Человек-природа» – работа с тем, что можно отнести к живой природе: животными, растениями, биологическими процессами. Возможные профессии: селекционер, ветеринар, биолог.
- «Человек-техника» – работа с техническими предметами, материалами, энергетическими ресурсами. Возможные профессии: наладчик оборудования, инженер, строитель, архитектор, проектировщик.
- «Человек-человек» – деятельность, предполагающая работу в обществе, с различными группами и объединениями людей, а также индивидуально с человеком. Возможные профессии: любые представитель сферы услуг, педагог, юрист, психолог.
- «Человек-знак» – деятельность с применением языков, символов, цифр, схем, формул. Возможные профессии: программист, финансист, переводчик, дешифролог, математик.
- «Человек-художественный образ» – работа по воспроизведению, созданию, изучению творческих художественных образов. Примеры профессий: дизайнер, модельер, филолог, писатель, артист.
Появляющиеся на рынке новые профессии часто соединяют в себе два и более типов. К примеру, работа блогером предполагает деятельность по типам «человек-человек» «человек-художественный образ».
Еще одна распространенная система типирования профессий – подход Голланда. По его видению, выбор сферы деятельности состоит из среды и особенностей личности. Он выделяет шесть типов:
- Реалистический. Принятие решений. Такой тип личности отличается эмоциональной стабильностью, имеет хорошее пространственное воображение, быструю реакцию и ловкость. Сфера деятельности: работа с предметами и техническими объектами.
- Исследовательский. Познание, наблюдение и аналитика. Сильная сторона – теоретическое мышление. Сфера деятельности: наука и исследования.
- Артистический. Самовыражение, творчество, экспрессия. Люди с богатой фантазией и сильной интуицией. Сфера деятельности: творчество, публичные выступления.
- Социальный. Общение и взаимодействие с людьми, коллективные форматы задач. Люди с большими амбициями, выраженными эмоциями. Сфера деятельности: общественно-полезная работа, контакт с людьми.
- Предпринимательский. Осуществление своих идей, социальная активность. Обладатели такого типажа имеют большой запас энергии и часто совершают импульсивные поступки. Сфера деятельности: ведение бизнеса, политика.
- Конвенциональный. Систематизирование информации, четкое следование инструкциям и планам. Таким людям хорошо дается выполнение рутинных задач без лишних эмоций. Сфера деятельности: профессии, требующие внимания к деталям, усидчивости, четкости действий.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по трём направлениям:
1. Приближение детей к труду взрослых;
2. Приближение труда взрослых к детям;
3. Совместная деятельность детей и взрослых.
1. Приближение детей к труду взрослых. Это когда педагог знакомит детей с профессией, как на занятии, так и вне, рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы, во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т. п. А также можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.
2. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
3. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К этому направлению работы с детьми относятся игровая и продуктивная деятельность.
Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:
Экскурсии: экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия (хлебобулочный магазин- продавец, библиотека).
Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать (Арктика и Антарктика (ледниковый патруль), космодром).
Сюжетно-ролевые игры: именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития. (Доктор, библиотекарь, пожарник, регулировщик, почтальон, швея, моряк, парикмахер.)
Беседы: в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий. (Дидактические игры, наглядные пособия.)
Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
ИКТ технологии: дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности.
Спортивные мероприятия: «К доктору Айболиту», «Осторожно! Пожар!» с помощью этих мероприятий закрепили знаний детей о профессиях, и их значении в жизни людей.
Работа с родителями: совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Моя задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему.
Профориентационная работа строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме читают детям художественную литературу, учат с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека используют образовательно – игровые ситуации, например: «Научим мыть чашку», «Веселые поварята» и т. д.
Невозможно определиться с выбором профессии за один день. Ребенку нужно предоставить достаточно времени и информационных ресурсов для самостоятельно изучения направлений деятельности, которые его интересуют. Родители могут вооружиться несколькими методами, используя которые, можно помочь ребенку в этом нелегком выборе:
-Общение с человеком, добившимся успеха в интересной ребенку профессии. Это может быть кто-то из знакомых. Его задача – донести до ребенка достоверные сведения об особенностях трудовой деятельности, различных нюансах и путях достижения успеха и состоятельности.
-Мастер-класс профессионала — альтернативная возможность пообщаться со специалистом выбранной профессии, узнать ее изнанку и задать интересующие вопросы.
-Специальные игры для профориентации детей. Они обычно проводятся в специальных парках. Внутри игры можно ощутить себя состоявшимся профессионалом, использовать навыки и отработать взаимодействия.
-Экскурсии на предприятия дают взглянуть на рабочий процесс изнутри, познакомиться с технологиями и оборудованием, посмотреть на работу специалистов.
Выбор профессии – важный жизненный этап, от успешного прохождения которого зависит будущее. Направьте своего ребенка и помогите ему сделать правильный, но самостоятельный выбор. При осознанном подходе учеба будет в удовольствие, а лучшие качества и способности воплотятся в выбранной специальности.
Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так же положительное отношение к профессиональному миру, людям, которые трудятся и к их занятиям.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, педагог должен ставить для себя следующие задачи:
1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);
2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда);
3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления;
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни;
6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы «Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников»
Статья из опыта работы "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников"...
Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников
В статье описана система работы по ознакомлению дошкольников с будующими профессиями...
Консультация для педагогов «Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников»
Консультация для педагогов «Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников»...
Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников
Презентация дает информацию о системе работы в дошкольном учреждении по формированию у дошкольников представлений о труде взрослых...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень понравилась статья!
Очень понравилась статья!
Очень понравилась статья!
Очень понравилась статья!