Отчёт о проделанной воспитательно-образовательной работе.
методическая разработка (младшая группа)

Наталья Михайловна Тихомирова

Воспитательно-образовательная работа в 1-й младшей группе. Отчёт о проделанной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_o_prodelannoy_rabote_za_202324.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1» улица Дачная 10

Отчёт

о проделанной воспитательно-образовательной работе

за 2023-2024 учебный год

в 1-й младшей группе

Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории:

Тихомирова Наталья Михайловна

г. Черняховск

1. Краткая характеристика группы.

В  группе раннего возраста №15 «Земляничка»  по списку 24 воспитанника из них: 13 девочек и 11 мальчиков.

Воспитатель: Тихомирова Н. М., помощник воспитателя Рязанцева Н. А.

На протяжении учебного года работа воспитателя была направлена на создание условий для успешной адаптации детей к условиям детского сада: знакомство родителей с возрастными особенностями детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние в период адаптации; давала рекомендации по подготовке к поступлению в дошкольное учреждение; стремилась наладить эмоционально-телесный контакт с малышами, вовлекала их в совместную деятельность, поддерживала активность и формировала положительное отношение к персоналу детского сада.

В течение учебного года совершенствовала работу по сохранению и укреплению здоровья детей: утренняя гимнастика, занятия физкультурой, проведение физкультминуток во время занятий, дыхательная гимнастика, прогулка и игры на свежем воздухе. Исходя из задач детского сада, была проведена следующая работа:

 Воспитательно – образовательная работа в группе строилась на основе создания развивающей предметно – пространственной среды, календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада. В группе развивающая предметно – пространственная среда  насыщена разнообразными предметами и игровыми материалами, что позволило всем детям быть активным участником познавательно – творческой деятельности, и организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания.

С родителями проводились индивидуальные беседы на темы: «Первый раз в детский сад. .Адаптация», ««О соблюдении режима дня в детском саду и дома», «О необходимости регулярного посещения детского сада»; «Развитие мелкой моторики рук», «Формирование навыков одевания и кормления», «О правилах поведения на празднике»; «Детское хочу и родительское снисхождение». «О совместном с детьми наблюдении за весенней погодой, явлениями, изменениями в природе», «О соблюдении режима дня в выходные дни», Беседа с родителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период и др.

 Консультации для родителей:  «Возрастные психологические особенности детей раннего возраста», «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста». «Одежда детей в группе и на улице», «Поговорим о правильном питании», «Как вести здоровый образ жизни вместе с ребенком?», «Сенсорное развитие с помощью дидактических игр», «Как развивать речь младших дошкольников», «Профилактика гриппа – оздоровление детей в детском саду и дома», «Зачем и как учить стихи», «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста», «Развитие речи: игры в кругу семьи», «Артикуляционная гимнастика»,  «Дыхательная гимнастика для профилактики простудных заболеваний», «Можно, нельзя, надо», «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей раннего возраста» ,«Мамы разные нужны», «Знакомьте малышей с народным фольклором», «Как преодолеть капризы. Кризис 3 лет», «Как организовать летний отдых детей».

Проведены  родительские собрания на темы:  - 1.Тема «Этот удивительный ранний возраст» - цель: создание условий для сотрудничества детского сада и родителей в воспитании детей.

2. Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» - цель: расширение знакомства между воспитателем и родителями; дать знания родителям о необходимости развития мелкой моторики детей и их отличительных особенностях.

3.Тема «По следам народного творчества» - цель: обмен опытом семейного воспитания, устное, народное творчество в воспитании детей раннего возраста.

(Через информационную сеть в группе) Консультации по теме: «Здоровья»: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания», «Осторожно ветрянка» .

Папки – передвижки: «Мама я сам!», «Профилактика простудных заболеваний», «Сенсорное развитие», «Я и дорога»,  «Нетрадиционное рисование для детей раннего возраста», «Книжный уголок дома», «Весна», «Развитие речи».        

 В течении всего учебного года родители принимали участие в жизни группы и ДОУ : помогли пополнить группу дидактическими играми, игрушками.  В течение года были проведены следующие мероприятия с детьми: Праздники: «Осеннее развлечение: «Осенний урожай»,  День матери «Мамин праздник», новогодний праздник «Развлечение у ёлеи» и т.д.

Досуги и развлечения: «Давайте познакомимся», «Ты мой друг и я твой друг», «День здоровья» ,«Забавные игрушки», «День рождение куклы Оли» ,«Белые снежинки», «В гости к игрушкам» ,«Веселая зима», «Масленица».

 В течение года дети развивались согласно возрасту, осваивали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Все дети хорошо адаптировались в детском саду. В группе строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.

Воспитательно – образовательная деятельность строилась на основе образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет», автор Лыкова М. А., Ориентирована на создание в дошкольной образовательной организации оптимальных условий для амплификации социокультурного опыта ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи.

Программа имеет стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер. Соответствует ФГОС ДО. Описывает целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание пяти образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»;
  • «Физическое развитие».

В качестве профессиональных «инструментов» предлагает вариативную модель социокультурной образовательной среды и алгоритм её организации, модель развития взаимоотношений педагога и детей, технологию проектирования содержания образовательной деятельности. Обеспечена современными методическими и дидактическими пособиями.

Все виды деятельности входят в основные направления развития детей:

- Физическое развитие

 - Познавательное развитие

- Речевое развитие

 - Художественно-эстетическое

- Социально – коммуникативное

 Организованная образовательная деятельность осуществлялась на основе комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей. Организация культурно - досуговой деятельности позволила обеспечить воспитанникам отдых, эмоциональное благополучие, формирование умения занимать себя.

Детей этого возраста отличает высокая степень познавательной активности. В связи с этим воспитатель группы стремилась, чтобы обучающее воздействие носило развивающий характер при постепенном усложнении воспитательно-образовательных задач с учетом возможностей детей. Для поддержания их активности и заинтересованности в процесс обучения вводила разные виды движений, фрагменты подвижных игр, танцевальных движений. Предметно-практические действия под руководством взрослого стимулировали общее развитие детей, способствовали повышению их работоспособности, развитию умения доводить начатое до конца.

   В работе с детьми по образовательным областям учитывая возрастные особенности детей, воспитатель ставил перед собой следующие цели:

1.Познавательное развитие. Содержание образовательной области «Познание» направлено на поддерживать и развивать интерес к окружающему миру; удовлетворять потребность в новых  впечатлениях. Содействовать развитию всех органов чувств, сенсомоторной познавательно- исследовательской активности, элементарных сенсорных ориентировок. Дети научились группировать предметы по цвету и размеру. Различают один и много предметов. Различают большие и маленькие предметы, называют их размер. Знают и называют, и используют детали строительного материала. Узнают и называют некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Различают некоторые овощи, фрукты, деревья (1-2 вида). Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях.

2.Речевое развитие. В речевом развитии детей надо отметить положительную динамику. Дети могут поделиться информацией, пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает). Сопровождают речью игровые и бытовые действия. Могут поделиться информацией (кто-то пришел; кто, что взял). Слушают небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Пользуются речью как средством общения со сверстниками. Слушают доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривают слова, небольшие фразы. Рассматривают иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.

3.Физическое развитие. Каждый день с воспитанниками проводились: утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, проветривание, питьевой, двигательный режим, что способствовало снижению заболеваемости, а также была проведена работа с родителями вновь поступающих детей.  В течение года проводились занятия по физической культуре 3 раза в неделю. На конец года стоит отметить, что дети гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными материалами.  В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Научились выполнять задания, действовать, в общем, для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми. Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеют соответствующими возрасту основными движениями. Проявляют желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания. Имеют первичные представления о себе как о человеке, знают названия основных частей тела, их функции.

4.Художественно – эстетическое развитие. Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника. Дети знают, что карандашами, красками и кистью можно рисовать. Различают красный, синий, зеленый, желтый цвета. Умеют раскатывать комок пластилина, отделять маленькие комочки, сплющивают их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Лепят несложные предметы и аккуратно пользуются пластилином. В течение года проводились музыкальные занятия, на которых дети слушали музыку, разучивали песни. Музыка помогала создать у детей радостное, приподнятое настроение, повышать или снижать активность детей, привлекать внимание детей или переключать его на другой вид деятельности. К концу года дети могут угадывать знакомую песню, знают грустную и веселую музыку, петь под музыкальное сопровождение, выполнять танцевальные движения в парах. В течение дня детей сопровождала различная музыка: классическая музыка, детские песни, колыбельные, на занятиях звучала фоновая музыка.

5.Социально – коммуникативное развитие. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на обеспечение позитивного эмоционального состояния ребенка на основе чувств защищенности и безопасности, принятия и признания. Создавать условия для возникновения первых социальных и личностных проявлений. Формировать представление о себе как источнике собственных действий, выделение себя как субъекта общения. Знакомить с элементарными правилами и нормами поведения в социуме.

 В течении года дети научились уместно употреблять вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста» ,«здравствуйте», «до свидания», «пока», выполняют просьбы воспитателя. В случаях, если какой либо ребенок обижен кем – то или ударился и заплакал, дети проявляют чувства сожаления заботу, участие, гладят по голове, используют в речи успокаивающие слова «не плачь Аня», обращаются к детям в группе по именам. Называют свое имя и имена детей в группе. Дети узнают и показывают своих близких на фотографиях. Дети научились мыть руки перед едой, при напоминании воспитателя засучивают рукава, чтобы не намочить вещи, насухо вытирать лицо и руки полотенцем. Многие во время еды правильно держат ложку. В течении года вместе с детьми наблюдали за работой дворника (подметает двор, убирает, снег); за работой младшего воспитателя (моет посуду, приносит еду, пылесосит, моет полы).Дети узнают и называют некоторые трудовые действия. Помогают собирать игрушки для мытья.

В течение года первостепенное значение имело:  

-забота и здоровье каждого ребенка;

-благополучие и всестороннее развитие каждого ребенка; создание в группе доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

-максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, и их интеграция;

-творческая креативность воспитательно-образовательного процесса;

-единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

В работе с детьми были использованы различные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседы, сравнение, мониторинг детей, индивидуальная работа с детьми.

Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателя, специалистов, руководителя, родителей. Использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям. Знания и навыки, полученные на занятиях, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разных видах деятельности детей, использовать дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки.

 В 2023-2024году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи:

Проблемы: Игнорирование некоторыми родителями к поручениям воспитателя.

Успехи: благодаря планомерной целенаправленной работе с детьми, построенной на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку удалось достигнуть положительных результатов во всестороннем развитии воспитанников, формировании положительных личностных качеств, усвоении элементарных моральных норм, приобретении моральных качеств.

Составлены и реализованы годовые проекты:

1. Информационно – творческий,   проект по теме: «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры».  

2.Творческий, исследовательский , познавательный проект «К нам пришла зима».

3.Краткосрочный проект «Мы здоровье сбережём» .

4. Познавательно – творческий,  краткосрочный проект по теме: «Неделя доброты».

5. Творческий, познавательный проект «В гостях у сказки».

6.Краткосрочный исследовательски-творческий проект «Весна-красна».

Публикация воспитательно-образовательной деятельности педагога с детьми в сообщество ДОУ VK.

Активное участие родителей в  фото-челленджах согласно году семьи.

Участие в акции «Мы за безопасность детей на дороге», «Мисочка добра», «Озеленим детскую площадку» - посадка цветов и т.д.

В течении года повышала и распространяла свой педагогический опыт:

Благодарственное письмо за содействие и личный вклад в продвижение методов эффективной реализации образовательной и воспитательной работы в соответствии с Федеральной образовательной программой на территории Вашего региона.

Участие в смотре –конкурсе ДОУ на лучший уголок по сенсорному развитию детей раннего возраста, в смотре – конкурсе на лучший театральный уголок – 2 место, грамота.

Активное участие педагога в муниципальных мероприятиях: «Скворечник»

Активное участие во всероссийских конкурсах: «Высшая школа делового администрирования» - диплом за успешное прохождение Всероссийской, познавательной викторины «Там, где клён шумит…»

Всероссийский мастер – класс: приняла участие во Всероссийском мастер-классе ФОП ДО. Вариативная часть образовательной программы дошкольной организации. Педсовет Всероссийский учебно-методический портал приняла участие во Всероссийском мастер-классе ФГОС ДО ранний возраст: Дидактическая кукла. Развивающие игры и упражнения для малышей – сертификат.

«Институт развития образования» -  провела мастер – класс «Самообразование – путь к успеху» в рамках практического занятия опорной площадки Калининградского областного института развития образования по научно-методическому сопровождению воспитателей со стажем работы менее 3-х лет.

Государственное автономное учреждение Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» Центр методического сопровождения системы духовно-нравственного воспитания сертификат участника регионального фестиваля ценностно-ориентированных воспитательных практик в дошкольных образовательных организациях Секция 3: «Формирование ценностей человека и социума в системе воспитания дошкольников» - 17 мая 2023 года.

Участие в вебинарах: АО «Издательство «Просвещение» - приняла участие в вебинаре «Реализуем ФОП ДО: путеводитель для педагога – сертификат; «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности дошкольника: формы организации детской деятельности, мотивация, результат» - сертификат.

Публикация авторских материалов: опубликовала материалы на сайте Международного образовательного портала «Солнечный свет»;

В методических семинарах: «Высшая школа делового администрирования» - приняла участие в онлайн – семинарах на тему: «Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания в ДОУ» - сертификат; «Организационное, нормативно – правовое и методическое сопровождение процедуры наставничества в образовательных организациях» - сертификат; «Особенности применения государственных символов Российской Федерации в образовательных учреждениях» - сертификат; «Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования» - сертификат 2023 год; «Соблюдение требований ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ: организация учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО» - сертификат.

РМО : МАОУ «СОШ №1 г. Черняховска им. В. У. Пана» (дошкольное образование) «Использование традиционных и инновационных технологий развития детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО»; Год семьи «ранний возраст» «Современные подходы к обучению и воспитанию детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО И ФОП ДО».    

Повысила квалификацию Министерство Образования Калининградской области Государственное Автономное Учреждение Калининградской Области Дополнительного Профессионального Образования «Институт развития образования» по программе «Комплексный подход в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста ». (2023 год)

Участие в праздниках и развлечениях ДОУ: в осеннем утреннике,  в празднике «День матери», «Масленица», в новогоднем празднике,   «Мамочке любимой».

Участие в методических неделях.

Участие в мастер-классе: приняла участие во Всероссийском мастер-классе «Обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации: содержание, методы и приёмы формирования основ гражданской и культурной идентичности в соответствии с ФОП ДО»;

Прошла повышение квалификации НОУ «Институт системно – деятельностной педагогики» по дополнительной профессиональной программе «Особенности математического развития дошкольников в парциальной образовательной программе «Игралочка» авторов Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасовой»  в объёме 48 часов – удостоверение.  Академия Ресурсы образования прошла обучение по программе ФОП ДО: изменения в образовательной программе, работа с родителями и обязательные педтехнологии – сертификат.

Участие в написании «Большой этнографический диктант – 2023» - сертификат.

Педагогом на конец учебного года проведён мониторинг развития детей 1-й младшей группы , который показал следующие результаты:

Социально-коммуникативное развитие – 90,48%

Познавательное развитие – 76,79%

Речевое развитие – 75,%

Художественно-эстетическое развитие – 80,95%

Физическое развитие – 90,%

Выводы: Анализ выполнения  требования  к  содержанию и методам  воспитания и обучения, а  также  анализ усвоения детьми  программного материала  показали  стабильность  и позитивную  динамику  по всем направлениям развития.
Положительное  влияние  на этот процесс  оказывает  тесное  сотрудничество  воспитателя, специалистов  и родителей, а  также  использование  приемов   развивающего обучения и индивидуального подхода  к  каждому ребенку.
 Знания и навыки, полученные детьми в  ходе  образовательной  деятельности, необходимо  систематически закреплять и продолжать применять в  разнообразных видах детской деятельности. Особое  внимание следует уделить  использованию  многообразных традиционных и нетрадиционных методов  работы, позволяющих  развивать соответствующие  знания, умения, навыки.
Результаты  деятельности группы  были тщательно проанализированы, сделаны  выводы  о том, что в  целом работа  проводилась  целенаправленно и эффективно.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2024-2025учебный год:

1. Продолжать  целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям;

2. Продолжать проводить профилактические мероприятия с целью повышения посещаемости детей, укрепление здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей;

3. Продолжать принимать активное участие в методических мероприятиях города  и детского сада;

4. Развитие познавательной активности детей через обогащение и представление об окружающем мире;

5. Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов;

6.Пополнить: дидактический и раздаточный материал на развития логического мышления; уголок сюжетно-ролевой игры; книжный уголок литературой по возрасту. Приобрести новые развивающие игры по возрасту детей;

7.Работать над темами по самообразованию; 

8. Совершенствование работы по взаимодействию с родителями при непосредственном вовлечении их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

9. Продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе ;

10. Повышение уровня педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации, активное ведение блогов, публикации своих работ в СМИ;

11.Активное сотрудничество с социумом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о проделанной воспитательно-образовательной работе за 2012-2013 учебный год в средней группе « Березка»

В данном отчете изложена вся информация о проделанной педагогической работе за год.....

Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми средней группы за 2014 – 2015 учебный год.

Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми средней группы за 2014 – 2015 учебный год....

Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы

      В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитив­ную динамику по всем направлениям развития....

Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе во 2-ой младшей группе

Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе во 2-ой младшей группе  Работа группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы на 201...

Отчет о проделанной воспитательно-образовательной работе

Воспитатели  создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности....