Консультация для родителей: "Что и как читать самым маленьким?"
консультация (младшая группа)

Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bobrova_n.m._konsultatsiya.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей : «Что и как читать  самым маленьким?»

Многих современных родителей волнует вопрос о чтении детей, скорее даже, об отсутствии интереса к нему. Только не родителей, имеющих дошкольников. В этом возрасте большинство детей имеют естественный интерес к книге и просят родителей почитать им. Ученые объясняют этот интерес естественной любознательностью ребенка в познании окружающего мира, особенно того, что недоступен непосредственному восприятию.  Поддержим этот интерес! Глядишь, и не возникнет вопрос о том, почему же наши дети не любят читать.

Первыми книгами для наших детей являются сказки. Через сказки ребенка знакомят с окружающим миром, формируют характер, прививают жизненные ценности. Мы доносим до ребенка нужную информацию или правило в форме сказок.

Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказкиЧитайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помнитесказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться. Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно еще и обсудить прочитанное и ещё сказка перед сном – это ваше общение со своим ребенком на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи своему ребенку.

Что почитать своим детям? Давайте по порядку: в каждом возрасте – своя специфика. Итак: Малышу 2-3 года. Большинство детей любят сами книжки рассматривать, а потом просят взрослых почитать им. Однако внимания надолго не хватает. Ничего, будем читать понемногу, по 5-7 минут, чтобы малыш не уставал.

Читаем стихи

Что читать? В этом возрасте детям нравится ритмически организованная речь, она завораживает своей необычностью, рифмой, ритмом. Значит, подойдут небольшие стихи, народные песенки, потешки. Их можно не только читать в книжке, рассматривая картинки, но и проговаривать ребенку в подходящий по действиям момент. Так, ребенок умывается и слышит: "Водичка-водичка, умой мое личико…", играет с котенком, а мама говорит: "Как у нашего кота шубка очень хороша…", ложится спать и слышит "Ночь пришла, темноту привела…", гуляет во дворе, а мама комментирует наблюдения в природе: "Солнышко, посвети….", "Дождик-дождик, что ты льешь, погулять нам не даешь?..." и т.д. Это создает эмоциональный настрой, помогающий восприятию текста. А если удастся повторить песенку или потешку несколько раз, ребенок легко запомнит и будет помогать маме проговаривать слова. Польза: развивается память и речь. Конечно, в таком случае взрослому придется многие тексты выучить наизусть, а это и для своей памяти - польза.

Выбираем сюжеты, знакомые ребенку по собственному опыту:

- про игрушки – можно порекомендовать стихи А.Барто из цикла "Игрушки", забытые в последние десятилетия, но не утратившие своего магического воздействия на ребенка, З. Александровой "Мой мишка", "Шарик", В. Берестова "Больная кукла", "Мы играем", "Про машину", Е. Благининой "Мы пускаем пузыри" и др. Заметьте, стихи еще и подсказывают ребенку как можно поиграть с той или иной игрушкой;

- про домашних животных и лесных зверей: подойдут потешки "Курочка-рябушечка, куда ты пошла?,,,", "Зайчишка-трусишка", "Как у наших у ворот", стихи С. Маршака "Детки в клетке", Г. Лагздынь "Петушок", В. Жуковского "Привяжу я козлика", В. Берестова "Воробушки" и другие;

- про семейные дела: стихи Е. Благининой "Вот какая мама", "Наша Маша", Г. Лагздынь "Почему один Егорка?", "Грядка", "Стирка", Л. Герасимовой "Солнечный зайчик", "Строим крепость из песка" и др.

Стихи И. Токмаковой, "Ай да суп!", "Каша", Н. Пикулевой "Приглашение к завтраку" превратят процесс еды в удовольствие; стихи Р.Сеф "Тот, кто моет руки с мылом", Э. Мошковской "Уши" - помогут сформировать привычку ухаживать за собой; стихи Н. Саконской, Е. Благининой помогут малышу одеваться.

Выбирая книги, внимательно отнеситесь к иллюстрациям. Малыш будет тщательно соотносить услышанное с нарисованным. Важно, чтобы все изображения были максимально приближены к реальности и формировали правильные зрительные образы у детей. Картинки не должны быть перегружены излишними деталями, лучше всего – отдельно каждый предмет, чтобы внимательно его рассмотреть, называя особенности: котик серенький, пушистый, а лапки у него – белые, глазки большие, зеленые, ушки маленькие, а усы – длинные.

Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. Первые сказки должны быть короткими и несложными. Смысл сказки должен быть уловимым, слова понятными и простыми.

 Вот некоторые правила, которые делают чтение вслух более увлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.

2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи.

4. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте» .

5. Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребёнок всё равно перестанет воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание.

6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать.

7. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.

8. Не уговаривайте послушать, позвольте ему самому выбирать книги.

          С 2-х лет знакомим детей с русскими народными сказками: "Курочка Ряба", "Колобок" (в обработке К.Д. Ушинского), "Репка", "Теремок", "Маша и медведь" (в обработке М. Булатова), "Три медведя". Для начала – самыми простыми, понятными, в которых действия персонажей повторяются (литературоведы называют их "кумулятивными сказками"). Многим взрослым людям они кажутся лишенными смысла, однако для малышей они являются основой для развития мышления и речи. Обратите внимание, что постепенно появляющиеся персонажи "Колобка" и "Теремка" выстраиваются в последовательность по величине. В сказке "Три медведя" ребенок знакомится с набором разных бытовых предметов трех размеров – самый большой, поменьше и самый маленький. А это уже первые элементы формирования математических представлений.

        Повторяемость фраз и действия персонажей легко запоминаются, и ребенок сам начинает "помогать" взрослому рассказывать сказку, подговаривая запомнившиеся фразы. А теперь самый главный секрет: сказки лучше не читать, а именно рассказывать: медленно, с выражением, с опорой на картинки, а еще лучше – выкладывая картинки из плоскостных фигурок персонажей (подобные наборы можно купить в магазине) или передвигая фигурки плоскостного театра. Тогда ребенок станет не только слушателем, но и участником почти что театрального действия, которому можно доверить расставлять фигурки, передвигать и даже говорить за них, копируя интонации взрослых.

И еще о прозе. Читайте детям очень коротенькие, но важные для них по смыслу рассказы Льва Толстого, написанные им более 180 лет назад для своей "Азбуки": "У Вари был чиж", "Спала кошка на крыше", "Сел дед пить чай" и другие. В каждом рассказе 2-4 предложения, рассказывающие об обыденном, но важном для понимания малыша действии или событии. Формируются первые навыки вычерпывания смысла из прочитанного. Не забывайте и о классике детской литературы: К. Чуковский "Путаница", "Цыпленок" с замечательными рисунками Е. Чарушина, С. Маршак "Сказка о глупом мышонке", В. Сутеев "Под грибом" и "Три котенка".

А если у вас растет непоседа, которому пока трудно удержать внимание при чтении книг, попробуйте предложить ему слушать аудиозаписи с детскими стихами и сказками. Это хороший способ приучать детей сосредотачиваться на несколько минут. Сделайте это некоторым ритуалом, например, читаем каждый вечер перед сном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"

Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?"

Современные родители хотят видеть малыша умным, ода­ренным, способным покорить воображение близких, знако­мых, умением читать и счи­тать чуть ли ни с младенче­ства. Сегодняшняя школа диктует свои усло...

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку читать выразительно»

Консультация для родителей по выразительному чтению детьми....

Консультация для родителей «Сказки, которые мы читаем детям». Педагог Соловьева Наталья Петровна

Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энци...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как учить ребенка читать?»

Надо ли учить ребёнка читать? Наверно да: чтобы ориентироваться в море разнообразной информации, учиться в хорошей школе и вообще стать образованным человеком. Поэтому вполне, понятно желание ро...