Патриотическое воспитание дошкольников в разных видах музыкальной деятельности.
консультация

Луба Наталья Александровна

Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его как личности. Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека — не только воображение и чувство, но и мысль и волю.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников в разных видах музыкальной деятельности.

 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»

                                                                                           Академик Д. С. Лихачёв

Три направления в воспитании детей — нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый день.

Дошкольное детство — важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой, музыкой. Мы не должны забывать о своём культурном духовном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, музыке.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлеемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях.

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его как личности. Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека — не только воображение и чувство, но и мысль и волю.

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда — острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т. д., будет воспитыватьв молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Актуальность состоит в том, что естественное стремление детей знать культуру своего народа, владеть ее достижениями сталкивается с ограниченным освоением музыкального фольклора. Необходима углубленная и систематическая работа по воспитанию патриотизма дошкольников средствами музыкального фольклора, а не поверхностная, эпизодическая практика этой работы. Музыкальный фольклор, обладающий главной воспитательной функцией — формированием нравственно-поведенческих культурных норм человека, оказывается вне поля зрения педагогов.

Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях?

Всю работу в этом направлении можно разбить на три блока:

а) знакомство детей с произведениями русских классиков;

б) музыкальный фольклор;

в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так

называемая детская музыка).

При разработке занятий по воспитанию патриотизма основным средством выступает музыкальный фольклор. Изучение календарных праздников, обрядов, которые передавались в каждой семье из поколения в поколение, связанных с ними песен, я рассматривала как базу, как основу воспитания патриотизма у старших дошкольников. И как новый уровень, более сложный — через историческую песню, героический эпос изучалось историческое прошлое нашего народа. Освоение народной культуры не должно сводиться к сумме разученных музыкальных произведений, а должно предполагать создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание. Поэтому, наряду с музыкальным фольклором, включаются в занятия произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалки, народные промыслы. Это способствует наиболее яркому и полному восприятию музыкальных образов.

Занятия содержат материал понятный, доступный, рассчитанный на возрастные особенности. Музыкально-фольклорные игры также помогают детям понять значение труда в жизни человека. Во время игры они становятся участниками трудового процесса от начала до конца. 

Игра на народных инструментах: ложках, бубнах, маракасах.

В детском саду со стороны педагогов отводится не мало времени на нравственное, патриотическое и культурное воспитание детей: это и беседы о родной стране, и наблюдения за природой родного города, и чтение сказок и разучивание пословиц и поговорок русского народа, и привлечение детей к общественно-полезному труду. Но главный выход и показательный момент привлечения ребенка к патриотизму — является праздник. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.

В детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это 9 Мая — День Победы, 23 февраля — День защитников Отечества, 8 марта, День защиты детей. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, используются народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. На музыкальных занятиях проходит знакомство детей с народными музыкальными инструментами. Рассказывается о том, что в старину народные инструменты люди изготавливали своими руками. Также рассказывается о том, что песни, потешки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так они передавались из поколения в поколение, кто их сложил — неизвестно. Говорят — народ сложил, поэтому их и называют народными.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников, не оставляет без внимания такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство детей с великими классиками русской музыки. Дети знакомятся с произведениями П. И. Чайковского из его «Детского альбома», из альбома «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Свиридов, Кабалевский. Частично знакомятся с их биографией. Русская музыкальная классика — это богатейшая сокровищница, достояние России. Например, это композиторы и такие произведения как «Жаворонок»«Баба Яга» П. И. Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, «Клоуны»«Ёжик» Кабалевского, «Полька» М. И. Глинка, «Новая кукла»«Полёт шмеля» Н. А. Римский-Корсаков, и другие произведения иллюстративного характера. Большого внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д.

Заключение.

Работа музыкального руководителя многогранна. В процессе работы с детьми музыкальный руководитель использует различные формы, виды, содержания работы, но вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место музыкального руководителя в системе взаимодействия профильных специалистов и как участника образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности,проявления волевых усилий: исполняя песню,вовремя начать и закончить ее: в танцах, играх уметь действовать, подчиняться музыке, удерживаясь от желания быстрее побежать, кого-то перегнать.

Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

На музыкальных занятиях наряду с задачами эстетического развития решаются задачи патриотического воспитания. Дети слушают произведения великих русских композиторов, русскую народную музыку.

В нашем ДОУ я стараюсь на музыкальных занятиях приучать детей слушать чувствовать и любить мелодию своего народа, гордиться своей принадлежностью к нашей родине России. Углубляет чувство любви к Родине и предоставляемая детям на музыкальных занятиях возможность петь песни о Родине, об Армии, о праздниках, о труде людей, о природе нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание личности в разных видах музыкальной деятельности" (02.05.2016)

Краткий обзор значения видов музыкальной деятельности в развитии детей....

Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности

Материал поможет установить профессиональную взаимосвязь между логопедом музыкальным руководителем в дошкольной организации...

Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности

     Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, ...

«Патриотическое воспитание дошкольников через разные виды деятельности» план по самообразованию

Цель:     Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольни...

План по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.  В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учрежд...