Применение методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
презентация
Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.pptx | 570.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Что такое ТРИЗ-педагогика ?
Методика ТРИЗ была придумана и разработана Генрихом Сауловичем Альтшуллером Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании активно развивает у воспитанников такие качества мышления как - гибкость , - подвижность , -системность , - а также развивает поисковую активность детей и стремление к новым знаниям.
Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании разнообразны: но все они – это виды активной деятельности, т. е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре.
Метод противоречия (проблемные ситуации) Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия можно и с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо». В методе противоречий также можно использовать игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами.
Метод мозгового штурма Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Этот метод используется для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т.д.
Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика . В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной, фантастической. (Аналогия - это сходство предметов и явлений по каким - либо свойствам и признакам). Прием прямой аналогии используется начиная с младшего возраста. Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры « Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду ).
2. В старших группах эти сравнения усложняются. - Прием функциональной аналогии. Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.) 3. Очень интересный - Прием фантастическая аналогия. Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, глиняным и т.д. прототипом. Например : что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием используют начиная со среднего возраста, как часть занятия по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом.
Например: Назовите вид аналогии. сердце - насос. (по функции) Солнце - горошина.(по форме) Бритва - коса. (по функции) Ветер - вентилятор. (по функции) Фотография - картина.(по образам)
Используют с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Обучение проводится поэтапно. Сначала рассказывается, что чувствуют в роли того или иного объекта, рассказ могут дополнять дети. Потом дети сами рассказывают, что представили или почувствовали в роли объекта, воспитатель дополняет, уточняет и расширяет их представления. Итогом служит самостоятельное рассказывание, без помощи взрослого, о том, что представил или почувствовал ребенок в роли объекта. Приём эмпатии
Метод фокальных объектов (МФО) Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например " Левообезьян ”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .
Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Метод фокальных объектов начинают использовать со средней группы. Метод фокальных объектов. Используют этот метод в игровой форме: предлагают детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого), воспитатель фиксирует то, что говорят дети. Потом предлагается перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Затем с детьми обсуждается каждое сочетание. Лучше обыгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравиться не нравиться», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки.
« Тризовцы » дают «мудрые» советы педагогам как вовлечь ребенка в творческий процесс познания: 1.Создавайте ребенку психологически безопасную базу. 2.Поддерживайте способности ребенка к творчеству. Избегайте неодобрительной оценки творческих идей ребенка . 3.Будьте терпимы к «странным» идеям, уважайте любопытство, вопросы и фантазии детей. 4.Помогайте ребенку учиться уважать себя и свои идеи наряду с идеями других детей (людей). 5.Проявляйте симпатию к его первым попыткам выразить свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих.
Игра ТРИЗ «Теремок» Эта игра тренирует аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Играющему выдаются (по одному) рисунки разных объектов. Например , гитара, чайник, дом, сумка, конфета, яблоко, карандаш и т.д. Суть игры очень простая. Есть теремок (его можно построить из кубиков, а можно и не строить, просто представить), есть хозяин теремка (любая карточка с предметом). Остальные герои сказки (карточки по очереди) стучатся в теремок. Хозяин обещает их пустить, но только если они скажут, чем они на хозяина теремка похожи. Ребенок должен сравнить рисунки, выявить какой-то общий признак.
Игра «Сочинение историй» Придумать сказку, в которой участвовали бы эти герои. Играющим предлагается безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые. В сказке должно быть начало и конец (итог сказки).
Игра ТРИЗ «Чудесные вещи». Проведение игры: В этой игре четыре серии карточек: «движение», «материал», «звук», «запах». На «рубашках» соответственно свой цвет, надпись или изображение-символ. А на лицевой стороне карточек — различные предметы, которые показывают, как предмет может двигаться, из чего он может быть сделан, чем будет пахнуть и как звучать. игра напоминает метод фокальных объектов
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
ТРИЗ - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогае...
Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером.l Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием прои...
Практикум – семинар «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47»
В настоящее время, одной из инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), целью которой является формирование у детей творческого мышления.ТРИЗ ...
Применение методов и приёмов триз в работе с детьми дошкольного возраста
laquo; Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сна, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок»...
Статья: "Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"
Статья содержит материал по проведению мастер-класса с педагогами ДОУ на тему: "Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста".В статье представлен теоретический и ...
Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста...
Применение методов и приёмов Триз в работе с детьми дошкольного возраста.
Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий....