Сценарий воспитательного мероприятия «Мой край родной»
материал (старшая группа)

Пименова Ирина Константиновна

Цель: закрепить знания детей о своем крае, познакомить с образом жизни, бытом и культурой коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.

Задачи: расширять знания о природе и жизни людей на севере; обогащать словарный запас, развивать познавательный интерес, речь, память детей; воспитывать уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО, к их культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_vospitatelnogo_meropriyatiya._pimenova_i.k.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

        

                                             

Сценарий воспитательного мероприятия                    

      «Мой край родной»

(старшая группа)

                                                   

Составила: Пименова И.К.,

воспитатель МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

                                                    г. Надым, 2024 г.

Пояснительная записка

Сценарий мероприятия рассчитан для детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа). Продолжительность занятия составляет 25 минут.

Цель: закрепить знания детей о своем крае, познакомить с образом жизни, бытом и культурой коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.

Задачи: расширять знания о природе и жизни людей на севере; обогащать словарный запас, развивать познавательный интерес, речь, память детей; воспитывать уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО, к их культуре.

Оборудование: Имитация жилья коренных жителей «Чум»; национальный костюмы, маски; показ слайдов с использованием интерактивной доски на тему: «Коренной народ», их промысел, жилье, одежда, обувь, развлечения их, животные, растения и т.д. Прослушивание национальной музыки.

Для детей выбран макет «Дерево желаний», по традиции оно предназначено для того, чтобы люди загадывали желания и одновременно повязывали на дерево ленты, разных цветов. Они верят в то, что их желания обязательно исполнятся.

Ход мероприятия

        Звучит национальная мелодия. Дети заходят в зал, становятся в круг. К ним выходит девушка в национальном костюме ненки.

Яляне: здравствуйте, ребята. Меня зовут Яляне, что в переводе с ненецкого означает «свет женщина» (рождение дочери в семье сравнивали с лучом солнца). А вы знаете в какой стране мы живем?

  Дети: Россия. (карта)

  Яляне: и мы с вами?

  Дети: Россияне.

  Яляне: мы гордимся нашей великой Родиной, но у всех людей есть и своя малая Родина. Это то место, где родился и вырос человек, где живут его друзья, где он ходит в детский сад, гуляет с друзьями во дворе. Родной город – это наша малая Родина.

  Ямал - наш край,

  Ямал – наш дом,

  Ямал – наша малая родина.

  Край Земли – так переводится с ненецкого языка слово «Ямал». Наш автономный округ расположен в арктической зоне на севере Западносибирской равнины. (слайд№1)                                                                          

Природа нашего края сурова, но добра. Зима продолжительная и очень холодная, а лето теплое, но короткое. (слайд №2)

***

Суров мой Север лишь на первый взгляд!

Пусть ветры завывают за стеною.

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою.

               Леонид Лапцуй

 

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о нашем замечательном крае? (ответы детей).

Воспитатель: А хотели бы узнать еще больше?

Тогда я приглашаю вас в удивительное путешествие. В пути вас ждут сложные испытания. Чтобы их преодолеть, надо быть сильными, ловкими, быстрыми и находчивыми.

А на чем же мы с вами отправимся в путешествие? (предложения детей, выбираем оленьи упряжки), слайд№3.

Раз вы готовы, тогда в путь. (Звучит песня «Увезу тебя я в тундру». Дети, имитируя оленьи упряжки начинают свое путешествие) клип Кола Бельды.

                                         Остановка «Жители Ямала»

Яляне: вот мы и прибыли на первую станцию, которая называется «Жители Ямала».

Какие малочисленные народности коренных жителей живут на нашей ямальской земле?

Дети: Ханты, ненцы, селькупы, коми (ответы сопровождаются демонстрацией слайдов с фотографиями северных жителей слайды № 4-7).

Яляне: А можете ли вы назвать основные виды деятельности коренных народов? (оленеводство, рыболовство, охота – демонстрация слайдов с фотографиями слайд№ 8-10)

Как называется жилище коренных народов? (Чум – основное жилище коренных народов севера – слайд№ 11).

Как называется верхняя одежда для мужчин и женщин? (малица, ягушка – слайд№ 12-13).

Зимняя обувь из оленьих шкур? (слайд№ 14-15).

Молодцы, вы отлично справились и поэтому мы отправляемся дальше. (Под песню «Увезу тебя я в тундру» дети, имитируя оленьи упряжки отправляются в путь).

                                           Остановка «Поиграй-ка»

Яляне: вот мы и добрались до остановки, которая называется «Поиграй-ка». Как вы думаете, что мы будем здесь делать? (ответы детей).

Правильно, сейчас мы с вами узнаем, в какие же игры любят играть дети, живущие в тундре.

Игра «Важенка и оленята».

Бродит в тундре важенка

С нею оленята.

Объясняет каждому

Все, что не понятно.

Топают по лужицам

Оленята малые

Терпеливо слушают

Наставленья мамины.

   Правила игры. По сигналу появляется волк, и все олени бегут в свои домики (обручи), волк догоняет детей (игра проводится 2-3 раза).

   

Игра «Сова и мыши».

Правила игры. Полярная сова находится в углу зала, остальные играющие – мыши. Под тихие удары небольшого бубна мыши бегают по залу, на громкий удар бубна мыши становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает мышей и того. Кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. (игра повторяется 2-3 раза).

Игра «Куропатки и ягодки».

Правила игры. Взявшись за руки, участники образуют круг. Это будет круг. Внутри клетки 6-8 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо и влево. По сигналу клетка останавливается и открывает дверцы (поднимают руки вверх). Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку. Победителем становится та куропатка, которая поймала больше ягодок.

Яляне: Ребята, понравились вам новые игры? Вы молодцы. Теперь я убедилась, что вы ловкие, быстрые и находчивые. И поэтому предлагаю отправиться дальше. (Под песню «Увезу тебя я в тундру» имитируя оленьи упряжки дети продолжают свое путешествие)

                                          Остановка «Природа Ямала»

Яляне: Народы, проживающие на территории Ямала, особенно внимательно и бережно относятся к растениям и животным. И поэтому сейчас я хочу проверить насколько вы внимательны и наблюдательны. Вам предстоит разгадать загадки на тему «Природа Ямала». (ответы сопровождаются показом слайдов).

1. Ягодки в лесу на кочках

Укрываются в листочках.

Синяя у все туника

Ищем что мы?..(голубику)

2. Какую ягоду собирают поздней осенью на болоте? (клюква)

3.На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка –

Ягодка…(морошка)

4. Ушки на макушке,

Хвостик как пушок,

Очень симпатичный

Маленький зверек (белка)

5. Какой петух порою глух?

Сел на елку на сучок

Бороды торчит клочок,

Как летун он плоховат,

А порою – глуховат. (глухарь)

6. По ночам она летает,

Вкусных мышек промышляет.

Днем на кочке сидит,

С закрытыми глазами спит. (сова)

7. По мхам он ходит и траве,

Носит лес на голове.

Рогами защищается,

От врагов спасается. (олень)

8. Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет. (снег)

9. Под водой зубастая собака. (щука)

10. Лес не лес, туча не туча –

     То по тундре кочует,

     То на одном месте крутится. (оленье стадо)

Яляне: Ребята, вы достойно справились и с этим испытанием и готовы двигаться дальше (имитируя оленьи упряжки дети продолжают под музыку свое путешествие).

                                     Остановка «Культура Ямала»

Яляне: ну вот, ребята, мы с вами и добрались до конечной остановки. Много разных сказок есть у народов Ямала. В них ярко отражены культура и быт кочевников. В этих сказках мы можем увидеть нелегкую жизнь, а также торжество правды и справедливости. И сейчас я познакомлю вас с одной из них. Это ненецкая сказка, которая называется «Кукушка». (инсценировка сказки)

Яляне: жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо сыновей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. А женщина работала: одежду шила, оленей пасла, обед готовила. Дети одежду промочат, а мать - суши. Снегу натащат, а мать – убирай.

   И рыбу сама мать на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:

   Мать: Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички.

   Старший сын: Я без бурок.

   Второй сын: Я без шапки.

   Третий сын: у меня нет варежек.

   Четвертый сын: Моя малица промокла.                        

Мать: близко от нас река, и без одежды сходить можно, пересохло во рту, пить хочу!

Засмеялись дети и выбежали из чума. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску. На которой шкуры скоблит, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Старший сын: Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!    Тут побежали дети за матерью.

Сыновья: Мама, мама, мы тебе водички принесли.

Мать: Ку – ку, ку – ку, поздно, поздно. К вольным водам лечу я.

Бегут за матерью братья, зовут, ковшик с водой ей протягивают.

Сыновья: Мама, мама. Вернись домой!

Мать: поздно, не вернусь я – отвечает кукушка.

(Мать убегает за сцену, дети продолжают бегать по кругу)

Так бежали они много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след остается. (сыновья убегают за сцену)

Навсегда бросила детей мать – кукушка. И с тех пор не вьет себе гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры краснеет брусника.

Яляне: понравилась вам сказка? (ответы детей)

             Что понравилось? (ответ детей)

             Что не понравилось? (ответ детей)

            Чему учит эта сказка?

Яляне: вот и подошло к концу увлекательное путешествие по нашему удивительному, богатому северному краю. (В зал заносят макет дерева и ставят по середине). И в завершении предлагаю вам, по ненецкой традиции подойти к этому дереву (раздаются разноцветные ленточки всем присутствующим), загадать желание и завязать ленточку, чтобы это желание обязательно исполнилось. А я с вами прощаюсь.

Звучит национальная музыка, Яляне уходит, дети загадывают желания и завязывают ленточки.

   

 

Список использованных источников

1. Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера (ИПОС) СО РАН, 2008, 351 с.

2. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.

3. Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.», 1997.

4. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга-развлечения "Мордовский край родной"

Сценарий досуга-развлечения в тематической неделе "Мой родной край" (фестиваль "Шумбрат, Мордовия")....

Сценарий праздника «Югра- мой край родной!»

В ходе мероприятия дети смогут расширить знания  о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы....

Сценарий конкурса чтецов "Камчатка-край родной", посвященный году экологии в России.

Представлен сценарий конкурса чтецов "Камчатка-край родной".  Дошкольники читают стихи  поэтов, воспевающих красоту и величие Камчатского края....

Музыкально – познавательное мероприятие «Мой край родной»

Развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней...

Викторина «Люблю тебя, мой край родной!» (для детей старшего дошкольного возраста) Номинация: «Сценарий воспитательного мероприятия

          Принято считать, что воспитание любви к Отечеству выстраивается в такой логике: «От близкого к далёкому»… Викторина разработана для де...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....

Сценарий воспитательного мероприятия "День родного языка"

Данная разработка предназначена для педагогов родных языков с целью проведения мероприятия, посвященного Дню родного языка. Мероприятие имеет важное значение для реализации патриотического и гражданск...