Картотека игр для сплочения детского коллектива картотека (старшая группа)
картотека (старшая группа)

Рушана Исхаковна Ярлыкова

Представленные игры направлены на развитие социально-личностных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста, а также на сплочение детского коллектива и установления позитивных взаимоотношений между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_splocheniya_detskogo_kollektiva.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для сплочения детского коллектива.

(старшая группа)

Составила: Р.И. Ярлыкова

 Такие игры помогут педагогу не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них.

Вот некоторые игры, которые помогут педагогу научить детей устанавливать

доверительный контакт между детьми, чувствовать состояние и настроение сверстников.

1. Игра «За что меня должны уважать»

Цель: данная игра формирует у участников правильное и адекватное отношение к самому

себе, позволяет выявить проблемы, которые могут быть у участников.

Правила игры:

заставлять участвовать нельзя;

мешать высказываниям водящего запрещается.

Ход игры: Ход упражнения: все ребята сидят в кругу. В центре стоит стул, куда садятся все

желающие по очереди. Сидящему в центре дается задание: ему необходимо сказать

ребятам, за что должны уважать его окружающие.

2.Сценарий ролевой игры «Театр - экспромт»

Цель: игра направлена на работу в коллективе, помогает разрешить трудности, связанные с

застенчивостью. Развивает творческие способности, воображение и фантазию участников.

Удовлетворяет потребности детей в отдыхе. Игра является не только ролевой, но и

творческой и развлекательной.

Задание: необходимо выбрать роль и без репетиции по ходу чтения текста выполнять

действия. В итоге должна получиться небольшая сценка.

Роли: котенок, солнце, две сороки, ветерок, петух, бумажка, щенок, ведущий.

Ведущий читает текст, а участники исполняют свои роли.

Текст: «Сегодня котенок впервые вышел из дому. Было теплое летнее утро, солнце

раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на

солнце. Вдруг его внимание привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор.

Котенок медленно сполз с крыльца и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не

умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Ничего не вышло. Котенок стал

оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ветерок и гнал по

земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок схватил ее, поцарапал немного, покусал

и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром. И

тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем

остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к петуху

бросились куры. Недолго думая котенок бросился в стаю и схватил одну курицу за хвост.

Но та так больно клюнула котенка, что он заорал истошным криком и побежал обратно на

крыльцо. Тут его ожидала новая опасность. Соседский щенок, припадая на передние лапы,

громко залаял на котенка, а потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел,

выпустил когти и ударил щенка по носу. Щенок убежал, жалобно поскуливая. Котенок

почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом он

почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во весь свой рост и заснул. Что ему

снилось, мы не знаем, но он почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так

закончилось первое знакомство котенка с улицей».

3. «Мамино ожерелье»

Участники стоят в кругу и держатся за руки.

Инструкция. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас –

бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки

двигаются быстро по шее (дети ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно

увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались

(все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет

бусинки вместе. (Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки,

ловит третьего и т.д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье.) Все

бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!

4.«Слепой – Поводырь»

Цель: Развитие сплоченности, невербальных способов общения.

Проведение: Класс делится на две команды – «поводырей» и «слепых». Задача «слепого» –

закрыть глаза и найти в классе «поводыря». Для этого необходимо двигаться по помещению

с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой», и станет его

«поводырем». Главное – невербальное взаимодействие. Отметим, что выбор может быть

сознательным, если все участники разделяются на пары по обоюдному желанию. Однако

для сравнения ощущений полезно повторить упражнение со случайно найденными

«поводырями».

После смены ролей и повторения упражнения в различных вариантах участники сначала в

парах, а затем в группе обсуждают происходившее.

5.Узел

Каждый из группы держится за веревку Задача — завязать веревку в узел. Отпускать руки

нельзя, можно только перемещать вдоль веревки , если кто-то опускает руки , упражнение

начинается сначала.

Вариант 2: потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами.

6. Игра «Ветер дует на...».

Со словами «Ветер дует на...» воспитатель начинает игру. Чтобы все участники игры

больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого

светлые волосы» – все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого

есть сестра... брат... кто больше всего любит сладкое... и т. д.». Варианты можно взять из

предыдущего занятия (игра «Мяч в руки»).

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников

каждому.

7.Этюд «Сочиним историю».

Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского

сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять

доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и

упражнение продолжается.

8.Поварята

Цель: развитие внимания, групповой сплоченности

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат).

Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка,

соль и т.д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет

положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за

руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В

результате получается вкусное, красивое блюдо.

9.Путаница

Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.

«Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в

круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо

«запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего,

который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо

из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

10.Разные, но похожие

Цель: разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания,

активизация внимания.

Взрослый говорит:

- Сейчас поднимут руки только девочки...А теперь поднимут руки мальчики... Попрыгают

те, кто в брюках... У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть брат, похлопают в

ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д.

По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к

выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.

11.Прикосновение тела

Цель: активизация и сплочение группы, развитие тактильного внимания

Объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя

только ту часть тела, до которой дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого.

Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы. Это упражнение

заставляет тесно взаимодействовать друг с другом.

12.«Щепки»

Цель: создание спокойной, доверительной атмосферы в группе

Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки.

Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут

Щепки. Один из желающих должен «Проплыть» по реке. Участники игры – «берега» -

помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки. Когда Щепка

проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это

время следующая Щепка начинает свой путь…

13.Групповой массаж

Цель: усиление групповой сплоченности через телесный контакт, развитие тактильной

чувствительности.

 Попросите группу встать в круг и повернуться так, чтобы перед каждым участником

была спина другого человека. Соседи сзади начинают массировать плечи соседа, стоящего

впереди него. Можно слегка постучать кулачками по спине, погладить по голове.

 Упражнение лучше применять в конце занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на сплочение детского коллектива

Представлена подборка игр на сплочение коллектива. Можно использовать как с детьми, так и со взрослыми....

Картотека игр на сплочение детского коллектива

В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взгл...

Картотека игр на сплочение детского коллектива в детском саду

В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взгл...