Картотека русских народных игр
картотека (старшая группа)
С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм — особое, поскольку эти игры способствуют сохранению национальных традиций, культурного наследия, а также помогают формировать национальное самосознание. Для реализации этих целей важно разработать методически корректную систему включения образцов народного творчества в повседневный образовательный процесс, что достигается не только обеспечением подходящего инвентаря, но и особой творческой атмосферой, которую должен создать педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_russkih_narodnyh_igr.docx | 171.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека русских народных игр (старший возраст)
«Гори ясно»
Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку: «Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло, Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
«Ворон»
Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)
Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе дубок, А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах. Черный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точеная, Позолоченная,
Труба ладная, Песня складная.
С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.
«Солнце»
Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, - Дети ходят Лето будет жарче. - по кругу.
Я зима теплее, - Идут в центр.
А весна милее - Из центра обратно. А зима теплее, - В центр.
А весна милее. - Обратно.
После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.
«Теремок»
Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.
Ход игры:
Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом. У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются. «Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт, Кто, кто в не высоком живёт?» вбегает в круг.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом. У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт. Кто, кто в не высоком живёт?»
Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?» Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка» Мышка. «Иди ко мне жить!»
Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.
«Сова»
Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.
Ход игры:
Один из играющих изображает «сову», остальные – мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:
Ах ты, совушка - сова, Золотая голова.
Что ты ночью не спишь, Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
«Чурилки»
Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.
Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
«Баба - Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры:
Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога,, - Дети ходят С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр. Побежала в баньку, - Из круга обратно. Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
«Медведь»
Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.
Ход игры:
Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору, Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, Всё на нас глядит.
А потом как зарычит И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми.
«Угадай, кто зовёт?»
Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь». Дети идут по кругу и поют:
Медведь, медведь, мы к тебе пришли, «Медведь» ходит Мы к тебе пришли, медку принесли. вперевалочку.
Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду.
Медведь, медведь, получай-ка мёд, «Медведь» кушает Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт? мед.
Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
«Репка»
Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку, выразительность игро
Ход игры:
Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору, Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, Всё на нас глядит.
А потом как зарычит И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми.
«Сороконожка»
Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки
Ход игры:
Дети встают друг с другом и поют:
«Ловушка»
Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.
Ход игры:
Шла сороконожка По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: кап! - Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен, Обойду я лужи.
Грязи в дом не принесу, Каждой лапкой потрясу.
Шла сороконожка По сухой дорожке И затопала потом,
- Ой, какой от лапок гром!
- Идут «паровозиком» пружинным шагом.
- лёгкий бег.
Идут, высоко поднимая ноги
- стоя, трясут правой ногой - левой ногой
- Идут «паровозиком» пружинным шагом.
- Идут топающим шагом
Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Скок, скок, сапожок, Выходи-ка на лужок,
То прыжком, то бочком, Топай, топай каблучком.
Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.
Стоящие в кругу
Картотека русских
народных игр
(средний возраст)
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:
Водица, водица, Студеная быстрица, Обеги вокруг,
Напои наш луг!
Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым
«Обеги круг»
Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.
Ход игры:
«Огуречик»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.
Ход игры:
Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню:
Кто у нас хороший? Ванечка выполняет пружинку с Кто у нас пригожий? поворотом.
Ванечка хороший, Ванечка пригожий.
Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:
Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.
Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.
На коня садится – Конь завеселится. Плеточкой помашет –
Конь под ним запляшет.
Мимо сада едет – Садик зеленеет, Цветы расцветают, Пташки распевают.
Машет плеточкой, ходит высоко поднимая ноги.
Двигается по кругу галопом.
К дому подъезжает, Выбирает девочку. Со коня слезает,
Со коня слезает – Олечка встречает.
Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.
«Кто у нас хороший?»
Цель: закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения.
Ход игры:
«Две тетери»
Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.
Ход игры:
Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник».
Дети идут по кругу и поют:
Как на нашем на лугу Стоит чашка творогу..
Дети – «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий – взрослый или ребенок. Водящий поет:
По дороге жук, жук, Дети бегут на носочках. По дороге черный, «Жуки» летают. Посмотрите на него –
Вот какой проворный.
Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:
Он на спинку упал, Лапками задрыгал, Крылышками замахал, Весело запрыгал.
Дети ложатся на спину и перебирают в воздухе ногами и руками – «жучки» барахтаются.
Прилетели две тетери, Поклевали - Тетери клюют Улетели … - Улетают.
Ш-ш-ш-ш -
Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.
«Охотник» догоняет «тетерев».
По дороге жук, жук, «Жуки» летают. По дороге черный,
Посмотрите на него – Вот какой проворный
С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок, ему напоминают: «Оленька, лови жучков».
«Жучки» Цель:
Ход игры:
«Васька - кот» Цель:
Ход игры:
Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.
Ход игры:
Дети стоят по кругу и поют:
Ходит Васька серенький, Дети идут по кругу вправо. Хвост пушистый беленький, Васька – влево.
Ходит Васька кот.
Сядет, умывается, Дети сужают круг, смотрят, как Лапкой умывается, Васька умывается. С окончанием Песенки поет. куплета расширяют круг.
Дом неслышно обойдет, Дети идут вправо, кот – влево. Притаится Васька кот,
Серых мышек ждет.
Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.
Подними ладошки выше И сложи над головой. Что вышло?
Вышла крыша,
А под крышей мы с тобой!
Подними ладошки выше А потом сложи дугой. Кто же вышел?
Вышли гуси – вот один, а второй другой.
Подними ладошки выше И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и прямой.
Дети складывают руки над головой.
Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук.
Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской».
«Подними ладошки»
Цель: развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать выразительные движения для рук; воспитывать внимание.
«У тетушки Натальи»
Цель: закрепить умение выполнять движения по тексту песни. Выразительно передавать музыкально – игровые образы.
Так они кричат. 2 раза Ход игры:
У тетушки Натальи
Было семь цыплят 2 раза Пи-пи, пи-пи-пи!
Так они кричат. 2 раза
У тетушки Натальи
Было семь утят 2 раза Кря-кря, кря-кря-кря!
Так они кричат. 2 раза
У тетушки Натальи
Было семь гусят 2 раза Га-га, га-га-га!
Так они кричат. 2 раза
У тетушки Натальи
Было семь котят 2 раза Мяу-мяу, мяу-мяу-мяу!
Так они кричат. 2 раза
У тетушки Натальи
Было семь козлят 2 раза Бе-бе,бе-бе-бе!
Так они кричат. 2 раза У тетушки Натальи
Было семь щенят 2 раза Гав-гав, гав-гав-гав!
Так они кричат. 2 раза У тетушки Натальи
Было семь внучат 2 раза Ля-ля, ля-ля-ля!
Дети идут по кругу.
Присаживаются, сжимаясь в комочек, головки поднимают вверх.
Дети удит по кругу.
Руку отводят назад, трясут ими как крылышками, слегка наклоняя корпус вперед.
Дети идут по кругу.
Стоя на месте лицом в круг, показывают с помощью кистей рук «клювики»
Дети идут по кругу.
Переступая пружинно с ноги на ногу, дети вытягивают вперед то одну, то другую руку, изображая мягкие лапки.
Стоя лицом в круг, изображают рожки (указательные пальцы обеих рук подносят к голове)
Руками показывают возле головы «ушки».
Дети хлопают в ладоши.
«Скок - поскок»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.
Ход игры:
Скок – скок, поскок, Продвигаются вперед прыжками. Молодой дроздок.
По водичку пошел, Идут мягким шагом. Молодичку нашел.
Молодиченька Сужают круг. Невеличенька.
Сама с вершок, Присаживаются. Расширяют круг Голова с горшок. бодрым шагом.
Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик».
Ход игры:
Зайка беленький сидит Сидят. И ушами шевелит «Ушки» Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп – 2 раза Стоят, хлопают в ладоши. Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Прыгают на двух ногах. Надо Зайке поскакать
Скок, скок, скок, скок Надо Зайке поскакать.
Взрослый: Зайку кто-то испугал.
Дети убегают на места.
«Зайка»
Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.
«Гуси, вы гуси» Цель:
Ход игры:
Дети делятся на две группы: дети и «гуси». Они стоят шеренгами лицом друг к другу.
«Волк» и «гусенок» следят в стороне.
Курочки: Как у наших у ворот
Петух зернышки клюёт – 2 раза К себе курочек зовет.
Дети Гуси, вы гуси, Идут к гусям – 4 шага. Серые гуси. Отходят назад – 4 шага
Гуси Га-га-га, га-га-га. Идут к детям – 4 шага Га-га-га, га-га-га. Идут обратно – 4 шага
Дети Где вы бывали, Идут вперед, Кого вы видали? Идут назад
Гуси Га-га-га, га-га-га. Идут вперед, Га-га-га, га-га-га. Идут назад
Дети Мы видали волка, Идут вперед «Волк с гусенком»
Он нес гусенка. пробегают мимо детей. Идут назад. Гуси Га-га-га, га-га-га. Идут вперед,
Га-га-га, га-га-га. Идут назад Дети Щиплите вы волка, Идут вперед,
Спасайте гусенка. Идут назад
Гуси Га-га-га, га-га-га. Повторяют движения детей Га-га-га, га-га-га.
С окончанием песни «Гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».
«Курочки и петушок» Цель:
Ход игры:
«Петушок» выходит из дома, помахивая «крыльями» - руками ходит по залу, затем останавливается (нашел зернышко) и говорит:
Петушок: Вы пеструшечки, вы хохлушечки, Я нашел для вас орех,
Разделю орех на всех
По крупиночке, по восьминочке. Ку-ка-ре-ку!
«Курочки» помахивая «крыльями» легко на носочках бегут к «петушку» и бегают вокруг него. Затем все приседают и сложив руки (ладошки) «клюют» зернышки. «Петушок» встает и кричит:
Петушок: «Ку-ка-ре-ку!»
Курочки встают и вместе с петушком уходят домой. С окончанием музыки садятся на насест.
«Угадай, кто зовёт?»
Цель: учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать тембровый слух.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:
Медведь, медведь, мы к тебе пришли. «Медведь» ходит Мы к тебе пришли, медку принесли. вперевалочку.
Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают «медведю» меду:
Медведь, медведь, получай-ка мед, «Медведь кушает мед». Получай-ка мед, угадай, кто зовет?
«Медведь» закрывает глаза.
Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь!
«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
«Круги»
Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.
Ход игры:
Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:
Становися во кружок, Отгадай, чей голосок. До кого-нибудь коснись, Отгадать поторопись.
Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.
Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.
«Золотые ворота»
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Ход игры:
Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Стоящие поют:
Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй – запрещается, А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
«Дедушка»
Цель: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег.
Ход игры:
Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:
Уж ты дедушка седой, Что сидишь ты под водой? Выглянь на минуточку. Посмотри хоть чуточку. Мы пришли к тебе на час, Ну-ка, тронь попробуй нас.
«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.
«Колпачок» (паучок) Цель:
Ход игры:
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
В тёмном лесе Есть избушка,
Стоит задом наперед.
В этой маленькой избушке Бабушка – яга живет. Нос крючком,
Глаза большие, Перекошена нога,
Ах ты, Бабушка-Яга. Уходи, уходи,
Больше к нам не приходи.
Колпачок, колпачок, Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя поили,
Мы тебя кормили, На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Движения выполняются по тексту песни.
«Баба-Яга»
Цель: закрепить умение ходить по кругу спокойным шагом. Подводить к умению выразительно передавать игровой образ. Закреплять стремительный легкий бег. Воспитывать выдержку.
Ход игры:
Дети образуют круг. В центре «Баба-Яга». Дети идут по кругу, поют:
Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
Танцуй, танцуй, Сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Водящий кружится с закрытыми глазами.
Баба-Яга:
Стрелка, стрелка, повернись.
А потом остановись.
Баба-Яга встает спиной с тем, на кого показала стрелка. По команде: 1,2,3. Беги! Обегают круг и возвращаются на место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста...
Картотека русских народных игр с мячом
Всё новое - это хорошо забытое старое. ...
КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР.
Уважаемые коллеги! Когда вы работаете над темой "Патриотическое воспитание дошкольников", можете использовать данную картотеку. Скачивайте, распечатывайте и играйте. Можете предложить этот материал ро...
Картотека русских народных игр
картотека подвижных народных игр...
Картотека "Русских народных игр"
Русские народные игрыСалки Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющи...
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...
Картотека "Картотека русских народных игр Группа№ 9 (возраст 3-4 года)"
Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер). ...Следовательно и игра, и искусство – это способ общения человека и человечества с миром.Сущность человеческой игры пр...