Картотека русских народных игр
картотека (старшая группа)

Задкова Ирина Павловна

С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным играм — особое, поскольку эти игры способствуют сохранению национальных традиций, культурного наследия, а также помогают формировать национальное самосознание. Для реализации этих целей важно разработать методически корректную систему включения образцов народного творчества в повседневный образовательный процесс, что достигается не только обеспечением подходящего инвентаря, но и особой творческой атмосферой, которую должен создать педагог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_russkih_narodnyh_igr.docx171.66 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека русских народных игр (старший возраст)

«Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку: «Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло, Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.


«Ворон»

Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)

Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе дубок, А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах. Черный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точеная, Позолоченная,

Труба ладная, Песня складная.

С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

«Солнце»

Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

Гори солнце ярче,        - Дети ходят Лето будет жарче.        - по кругу.

Я зима теплее,        - Идут в центр.

А весна милее        - Из центра обратно. А зима теплее,        - В центр.

А весна милее.        - Обратно.

После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.


«Теремок»

Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.

Ход игры:

Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.

Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по Он не низок, не высок, не высок.        кругу и поют.

Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом. У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются. «Кто, кто в теремочке живёт?        Мышка стучит, поёт, Кто, кто в не высоком живёт?»      вбегает в круг.

Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по Он не низок, не высок, не высок.        кругу и поют.

Вот по полю лягушка бежит,        Лягушка прыгает за кругом. У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.

«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт. Кто, кто в не высоком живёт?»

Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?» Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка» Мышка. «Иди ко мне жить!»

Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.

«Сова»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.

Ход игры:

Один из играющих изображает «сову», остальные – мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, совушка - сова, Золотая голова.

Что ты ночью не спишь, Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.


«Чурилки»

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

«Баба - Яга»

Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

Ход игры:

Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:

Баба-Яга, костяная нога,,        - Дети ходят С печки упала, ногу сломала.        - по кругу.

Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр. Побежала в баньку,        - Из круга обратно. Испугала зайку.

После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.


«Медведь»

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

Ход игры:

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

У медведя во бору, Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, Всё на нас глядит.

А потом как зарычит И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

«Угадай, кто зовёт?»

Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь». Дети идут по кругу и поют:

Медведь, медведь, мы к тебе пришли,        «Медведь» ходит Мы к тебе пришли, медку принесли.        вперевалочку.

Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду.

Медведь, медведь, получай-ка мёд,        «Медведь» кушает Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт?        мед.

Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.


«Репка»

Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку, выразительность игро

Ход игры:

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

У медведя во бору, Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, Всё на нас глядит.

А потом как зарычит И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

«Сороконожка»

Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки

Ход игры:

Дети встают друг с другом и поют:


«Ловушка»

Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Ход игры:

Шла сороконожка По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: кап! - Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен, Обойду я лужи.

Грязи в дом не принесу, Каждой лапкой потрясу.

Шла сороконожка По сухой дорожке И затопала потом,

- Ой, какой от лапок гром!


- Идут «паровозиком» пружинным шагом.

- лёгкий бег.

Идут, высоко поднимая ноги

- стоя, трясут правой ногой - левой ногой

- Идут «паровозиком» пружинным шагом.

- Идут топающим шагом


Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.

Дети идут по кругу и поют:

Скок, скок, сапожок, Выходи-ка на лужок,

То прыжком, то бочком, Топай, топай каблучком.

Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.

Стоящие в кругу

Картотека русских

               народных игр

(средний возраст)

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:

Водица, водица, Студеная быстрица, Обеги вокруг,

Напои наш луг!

Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым

«Обеги круг»

Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.

Ход игры:


«Огуречик»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.

Ход игры:

Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.


Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню:

Кто у нас хороший?        Ванечка выполняет пружинку с Кто у нас пригожий?        поворотом.

Ванечка хороший, Ванечка пригожий.

Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:

Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.

Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.


На коня садится – Конь завеселится. Плеточкой помашет –

Конь под ним запляшет.

Мимо сада едет – Садик зеленеет, Цветы расцветают, Пташки распевают.


Машет плеточкой, ходит высоко поднимая ноги.

Двигается по кругу галопом.

К дому подъезжает,        Выбирает девочку. Со коня слезает,

Со коня слезает – Олечка встречает.

Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.

«Кто у нас хороший?»

Цель: закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения.

Ход игры:


«Две тетери»

Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.

Ход игры:

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник».

Дети идут по кругу и поют:

Как на нашем на лугу Стоит чашка творогу..


Дети – «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий – взрослый или ребенок. Водящий поет:

По дороге жук, жук,        Дети бегут на носочках. По дороге черный,        «Жуки» летают. Посмотрите на него –

Вот какой проворный.

Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:


Он на спинку упал, Лапками задрыгал, Крылышками замахал, Весело запрыгал.


Дети ложатся на спину и перебирают в воздухе ногами и руками – «жучки» барахтаются.

Прилетели две тетери, Поклевали - Тетери клюют Улетели … - Улетают.

Ш-ш-ш-ш -

Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.

«Охотник» догоняет «тетерев».


По дороге жук, жук,        «Жуки» летают. По дороге черный,

Посмотрите на него – Вот какой проворный

С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок, ему напоминают: «Оленька, лови жучков».

«Жучки» Цель:

Ход игры:


«Васька - кот» Цель:

Ход игры:

Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.


Ход игры:

Дети стоят по кругу и поют:

Ходит Васька серенький,        Дети идут по кругу вправо. Хвост пушистый беленький,        Васька – влево.

Ходит Васька кот.

Сядет, умывается,        Дети сужают круг, смотрят, как Лапкой умывается,        Васька умывается. С окончанием Песенки поет.        куплета расширяют круг.

Дом неслышно обойдет,        Дети идут вправо, кот – влево. Притаится Васька кот,

Серых мышек ждет.

Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.


Подними ладошки выше И сложи над головой. Что вышло?

Вышла крыша,

А под крышей мы с тобой!

Подними ладошки выше А потом сложи дугой. Кто же вышел?

Вышли гуси – вот один, а второй другой.

Подними ладошки выше И сложи перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и прямой.


Дети складывают руки над головой.

Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук.

Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской».

«Подними ладошки»

Цель: развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать выразительные движения для рук; воспитывать внимание.


«У тетушки Натальи»

Цель: закрепить умение выполнять движения по тексту песни. Выразительно передавать музыкально – игровые образы.

Так они кричат.        2 раза Ход игры:

У тетушки Натальи

Было семь цыплят        2 раза Пи-пи, пи-пи-пи!

Так они кричат.        2 раза

У тетушки Натальи

Было семь утят        2 раза Кря-кря, кря-кря-кря!

Так они кричат.        2 раза

У тетушки Натальи

Было семь гусят        2 раза Га-га, га-га-га!

Так они кричат.        2 раза

У тетушки Натальи

Было семь котят        2 раза Мяу-мяу, мяу-мяу-мяу!

Так они кричат.        2 раза

У тетушки Натальи

Было семь козлят        2 раза Бе-бе,бе-бе-бе!

Так они кричат.        2 раза У тетушки Натальи

Было семь щенят        2 раза Гав-гав, гав-гав-гав!

Так они кричат.        2 раза У тетушки Натальи

Было семь внучат        2 раза Ля-ля, ля-ля-ля!


Дети идут по кругу.

Присаживаются, сжимаясь в комочек, головки поднимают вверх.

Дети удит по кругу.

Руку отводят назад, трясут ими как крылышками, слегка наклоняя корпус вперед.

Дети идут по кругу.

Стоя на месте лицом в круг, показывают с помощью кистей рук «клювики»

Дети идут по кругу.

Переступая пружинно с ноги на ногу, дети вытягивают вперед то одну, то другую руку, изображая мягкие лапки.

Стоя лицом в круг, изображают рожки (указательные пальцы обеих рук подносят к голове)

Руками показывают возле головы «ушки».

Дети хлопают в ладоши.


«Скок - поскок»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.

Ход игры:

Скок – скок, поскок,        Продвигаются вперед прыжками. Молодой дроздок.

По водичку пошел,        Идут мягким шагом. Молодичку нашел.

Молодиченька        Сужают круг. Невеличенька.

Сама с вершок,        Присаживаются. Расширяют круг Голова с горшок.        бодрым шагом.

Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик».


Ход игры:

Зайка беленький сидит        Сидят. И ушами шевелит        «Ушки» Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп – 2 раза        Стоят, хлопают в ладоши. Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,        Прыгают на двух ногах. Надо Зайке поскакать

Скок, скок, скок, скок Надо Зайке поскакать.

Взрослый: Зайку кто-то испугал.

Дети убегают на места.

«Зайка»

Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.


«Гуси, вы гуси» Цель:

Ход игры:

Дети делятся на две группы: дети и «гуси». Они стоят шеренгами лицом друг к другу.

«Волк» и «гусенок» следят в стороне.


Курочки:        Как у наших у ворот

Петух зернышки клюёт – 2 раза К себе курочек зовет.

Дети        Гуси, вы гуси,        Идут к гусям – 4 шага. Серые гуси.        Отходят назад – 4 шага

Гуси        Га-га-га, га-га-га.        Идут к детям – 4 шага Га-га-га, га-га-га.        Идут обратно – 4 шага

Дети        Где вы бывали,        Идут вперед, Кого вы видали?        Идут назад

Гуси        Га-га-га, га-га-га.        Идут вперед, Га-га-га, га-га-га.        Идут назад

Дети        Мы видали волка,        Идут вперед «Волк с гусенком»

Он нес гусенка.        пробегают мимо детей. Идут назад. Гуси        Га-га-га, га-га-га.        Идут вперед,

Га-га-га, га-га-га.        Идут назад Дети        Щиплите вы волка,        Идут вперед,

Спасайте гусенка.        Идут назад

Гуси        Га-га-га, га-га-га.        Повторяют движения детей Га-га-га, га-га-га.

С окончанием песни «Гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».

«Курочки и петушок» Цель:

Ход игры:


«Петушок» выходит из дома, помахивая «крыльями» - руками ходит по залу, затем останавливается (нашел зернышко) и говорит:

Петушок:        Вы пеструшечки, вы хохлушечки, Я нашел для вас орех,

Разделю орех на всех

По крупиночке, по восьминочке. Ку-ка-ре-ку!

«Курочки» помахивая «крыльями» легко на носочках бегут к «петушку» и бегают вокруг него. Затем все приседают и сложив руки (ладошки) «клюют» зернышки. «Петушок» встает и кричит:

Петушок:        «Ку-ка-ре-ку!»

Курочки встают и вместе с петушком уходят домой. С окончанием музыки садятся на насест.

«Угадай, кто зовёт?»

Цель: учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать тембровый слух.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:

Медведь, медведь, мы к тебе пришли.        «Медведь» ходит Мы к тебе пришли, медку принесли.        вперевалочку.

Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают «медведю» меду:

Медведь, медведь, получай-ка мед,        «Медведь кушает мед». Получай-ка мед, угадай, кто зовет?

«Медведь» закрывает глаза.

Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь!

«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.

«Круги»

Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.


Ход игры:

Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:

Становися во кружок, Отгадай, чей голосок. До кого-нибудь коснись, Отгадать поторопись.

Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.

Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.

«Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй – запрещается, А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

«Дедушка»

Цель: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег.


Ход игры:

Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:

Уж ты дедушка седой, Что сидишь ты под водой? Выглянь на минуточку. Посмотри хоть чуточку. Мы пришли к тебе на час, Ну-ка, тронь попробуй нас.

«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.

«Колпачок» (паучок) Цель:

Ход игры:

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:


Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

В тёмном лесе Есть избушка,

Стоит задом наперед.

В этой маленькой избушке Бабушка – яга живет. Нос крючком,

Глаза большие, Перекошена нога,

Ах ты, Бабушка-Яга. Уходи, уходи,

Больше к нам не приходи.

Колпачок, колпачок, Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя поили,

Мы тебя кормили, На ноги поставили,

Танцевать заставили.


Движения выполняются по тексту песни.


«Баба-Яга»

Цель: закрепить умение ходить по кругу спокойным шагом. Подводить к умению выразительно передавать игровой образ. Закреплять стремительный легкий бег. Воспитывать выдержку.

Ход игры:

Дети образуют круг. В центре «Баба-Яга». Дети идут по кругу, поют:

Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцуй, танцуй, Сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!


Водящий кружится с закрытыми глазами.


Баба-Яга:

Стрелка, стрелка, повернись.

А потом остановись.

Баба-Яга встает спиной с тем, на кого показала стрелка. По команде: 1,2,3. Беги! Обегают круг и возвращаются на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста...

Картотека русских народных игр с мячом

Всё новое - это хорошо забытое старое.                                              ...

КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР.

Уважаемые коллеги! Когда вы работаете над темой "Патриотическое воспитание дошкольников", можете использовать данную картотеку. Скачивайте, распечатывайте и играйте. Можете предложить этот материал ро...

Картотека русских народных игр

картотека подвижных народных игр...

Картотека "Русских народных игр"

Русские народные  игрыСалки Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющи...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...

Картотека "Картотека русских народных игр Группа№ 9 (возраст 3-4 года)"

Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер). ...Следовательно и игра, и искусство – это способ общения человека и человечества с миром.Сущность человеческой игры пр...