Конспект занятия «Детский сад — мой дом родной» (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Создание условий для расширения знаний детей о своем детском саде, уточнения представлений о труде сотрудников детского сада.
Задачи:
Образовательные: Учить свободно ориентироваться в помещении детского сада. Показать взаимосвязь между разными видами труда. Закрепить знания детьми адреса детского сада.
Развивающие: Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, эмоциональную отзывчивость, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Развивать логическое мышление, связную речь, умение высказывать свое мнение; учить понимать смысл загадки и находить отгадку; отвечать на вопросы полным предложением;
Воспитательные: Воспитывать любовь к детскому саду. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к другим детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok_uchebnoy_deyatelnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.
Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное — отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.
Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.
Предпосылками учебной деятельности являются:
-сформированность познавательного интереса;
-умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;
-умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;
-умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;
-сознательно подчинять свои действия правилу;
-самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;
-контроль за способом выполнения своих действий;
-умение взаимодействовать со сверстниками.
Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е. в игре.
Именно с помощью ее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.
Общеизвестно из «народной педагогики», что «не доигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.
В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.
К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.
Исследования Е.Е. Кравцовой доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.
В игре возникает и реализуется важный мотив- желание стать взрослыми, реально осуществить функции взрослого.
Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры - экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Например, в сюжетно- ролевой игре, во многом благодаря тому, то ребенок замещает реальные предметы и берет на себя разнообразные роли. Если начало игры ( младший возраст) знаменуется замещением предметов и исполнением роли, то в старшем дошкольном возрасте дети уже выполняют действия не в реальном, а в воображаемом плане, т.е игра протекает во внутреннем плане. Беря на себя роль, понимая ее отличие от своего реального, ребенок привносит в нее много своего.
В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Не зря Л.С. Выготский называл игру школой произвольного поведения.
Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок учится сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.
Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.
Игра с правилами может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается с ними.
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договориться, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению других правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.
Важное качество «умение ребенка работать по образцу» также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников.
Например, в сюжетно - ролевой игре роль - это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Умению работать по образцу способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.
В структуру подвижной игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений.
В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх - соревнованиях, играх - эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом. И в тоже время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.
По мнению Л.С. Выготского, умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка, так как «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей».
Умелое использование игр , игровых упражнений в педагогической практике детского сада способствует расширению представлений ребенка, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно- следственные связи, а также делать умозаключения.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.
Главная цель дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.
Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.
Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности..
В дошкольном возрасте на основе самооценки и самоконтроля возникает само регуляция собственной деятельности. Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.
В 5 - 7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.
Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.
Взаимопроверку и самоконтроль можно удачно включать при игре с воспитанниками в дидактические игры и упражнения.
.
Все игры имеют проблемно - практический характер, они бывают включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка. Все дидактические игры и упражнения постепенно усложняются по содержанию.
Воспитанники подчиняют свои действия правилу, умеют взаимодействовать друг с другом. Они активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.
Все эти достижения помогут детям быть успешными в школе, а процесс учебы и сама школьная жизнь приносила им радость и удовлетворение.
Литература:
- Анищенко, О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. Текст. / О.М Анищенко. 1979. - № 5.
- Безруких, М.М. Готов ли ребенок к школе? Текст. / М.М. Безруких. М.: Издат. центр Вентана-Граф, 2005.
- Давыдов, В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников. Текст. /В.В. Давыдов, А.К. Маркова. Вопросы психологии. #8470;6.
- Подготовка детей к школе в детском саду./Венгер Л.А., Давидчук А.Н., Буре и др. Текст. /Под. ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М.: Педагогика.
- Подготовка детей к школе. Текст. /Под ред. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1990.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №23 станицы Петровской
Славянского района Краснодарского края
Доклад из опыта работы на тему:
«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей
дошкольного возраста»
Воспитатель МБДОУ Д/с №23
Шепель Наталья Петровна
Первой квалификационной категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада «Заюшкина избушка»
Конспект занятие по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада.Изготовление избушки путем скручивания квадрата в трубочку....
Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе детского сада
Конспект занятия по изобразительной деятельности п первой младшей группе детского сада. "Весенний коврик для куклы" - выполнение весеннего коврика разбито на три занятия и заканчивается на весеннем пр...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе детского сада «Пересказ сказки «Хитрый козел»
Тезисы,програмное содержание,материалы для занятия,конспект....
Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе детского сада (на татарском языке), тема занятия «Бабочки»
Программное содержание:1. Способствовать расширению знаний в различии и назывании цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный).2. Создать условия для развития мелкой моторики мышц руки, чувства ритма, сен...
Конспект занятия «Надым – мой любимый и родной!» (подготовительная группа)
Конспект занятия «Надым – мой любимый и родной!»...
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе детского сада «Солнышко» Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Василь
Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина. Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить представл...
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе МДОУ №5 детского сада «Солнышко» г. Алушта Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Васильевна
Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина. Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить пре...