Детское воровство (Консультация для родителей и воспитателей)
консультация
Детское воровство относится к так называемым "стыдным" проблемам. Родителям чаще всего неловко обсуждать даже с педагогом-психологом ситуацию, если их ребенок совершил "ужасный" поступок — украл деньги или присвоил чужую вещь. Однако в большинстве случаев все не так страшно: дошкольника можно отучить брать чужое без разрешения, достаточно провести определенные коррекционные мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_vorovstvo.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское воровство
(Консультация для родителей и воспитателей)
Детское воровство относится к так называемым "стыдным" проблемам. Родителям чаще всего неловко обсуждать даже с педагогом-психологом ситуацию, если их ребенок совершил "ужасный" поступок — украл деньги или присвоил чужую вещь. Однако в большинстве случаев все не так страшно: дошкольника можно отучить брать чужое без разрешения, достаточно провести определенные коррекционные мероприятия.
Они могут быть выбраны только после определения мотивов краж, среди которых можно выделить следующие:
v чувство обделенности в чем-то. Такая ситуация возможна, если ребенок из необеспеченной семьи, и его родители не могут позволить купить своему малышу игрушки, которые есть у других детей;
v желание владеть чем-либо. Иногда малыш кладет в карман игрушку просто по привычке класть все в карман, не задумываясь о том, что он совершает что-то неправильное. Представление о том, что такое "мое" и "чужое", появляется у ребенка после трех лет, когда начинает развиваться самосознание. В 4-6 лет формируются нравственные привычки, но это не значит, что они уже закрепились. Никому и в голову не придет называть вором 2—3-летнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Кроме того, дети могут считать, что не делают ничего плохого, так как сами родители подают им дурной пример — например, рассказывая, как они кого-нибудь обхитрили, обманули, а ребенок берет этот способ поведения "на вооружение".
v желание сделать приятный подарок кому-то из близких. Этот мотив также связан с непониманием отрицательной оценки краж у дошкольников и незнанием понятий "мое" и "чужое".
Можно ли считать воришкой 5-летнего мальчика, который, испытывая симпатию к своей сверстнице, дарит ей мамины золотые украшения, считая, что эти украшения также принадлежат ему.
v желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи — своеобразная реакция детей на травмирующие обстоятельства жизни. Например, дефицит внимания и любви в семье (что, несомненно, является для маленького ребенка травмирующим обстоятельством) может вызвать дополнительные мотивации к краже. Так, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, может раздать их другим детям, чтобы таким образом "купить" их дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.
v желание отомстить из-за недостатка внимания в семье. В педагогической практике есть примеры, когда старшие дети постоянно прятали и выбрасывали вещи своих младших братьев и сестер. Они совершали это потому, что в семье явно предпочитали им младших сыновей или дочерей и возлагали на них большие надежды, что в итоге вызывало ревность и желание отомстить родительским любимчикам.
При организации работы с дошкольниками необходим учет психологических особенностей, присущих им. Также важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.
Существует мнение, что воровство присуще детям из неблагополучных семей. Между тем в последнее время участились случаи воровства среди детей, проживающих в благополучных семьях. И в первом, и во втором случае воровство детей — последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях главным стимулятором детей к краже является низкий материальный достаток и аморальное поведение самих родителей. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени. Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве педагогических воздействий. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:
v отсутствие последовательности, когда в одной ситуации ребенка могут наказывать, а в другой — "закрывать глаза" на его проступок;
v несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку (такая ситуация характерна для семей, где есть бабушки и дедушки, которые не могут договориться между собой, а также в семье, где ребенка воспитывает одна мама);
v двойная мораль, когда действия родителей расходятся с делом;
v вседозволенность, которая возникает в условиях воспитания в стиле "кумир семьи", подмены общения материальным обеспечением;
v тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.
Несмотря на кажущуюся полярность методов воспитания, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали. Педагогическая непоследовательность родителей стимулирует ребенка к приспособленчеству, развивает зависимость от настроения окружающих. Ребенок учится манипулировать мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия согласованности в требованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые нервируют как их непосредственных, так и невольных участников, каковыми чаще всего являются дети. В таких семьях дети часто вообще перестают слушать кого бы то ни было из взрослых.
Следуя желанию соблюсти внешние приличия, некоторые родители демонстративно внушают детям, что "брать чужое нельзя", одновременно принося с работы то, что "плохо лежит". Ребенок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он делает то же, что и папа с мамой.
Неумение или нежелание родителей пресекать негативные проявления личности или характера ребенка приводит к тому, что он не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" — с ними не желают общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов.
Желание родителей контролировать каждый шаг своего ребенка не менее пагубно влияет на развитие его личности. Одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми действия, но уже в моменты, когда на них не обращают внимание. Это способствует развитию лживости, двойной морали.
Опасный симптом, если ребенок берет все, что "плохо лежит". Часто он не помнит, когда и у кого взял вещь, не может объяснить, для чего. Берет также то, что ему совсем не нужно, может тут же бросить или теряет украденное. Это может быть заболеванием, и нужно обратиться за консультацией к врачу.
Таким образом, одним из первых шагов педагога на пути оказания помощи ребенку, уличенному в воровстве, должно стать выявление причин и мотивов его поступка, а также выявление особенностей семейного воспитания.
Общая стратегия поведения родителей и специалистов будет зависеть от причин возникновения этой ситуации.
Как надо вести себя с ребенком, который берет чужие вещи без спроса
Советы родителям I
v В первую очередь, необходимо вести себя так, чтобы ребенок мог вам достойно подражать и быть порядочным человеком.
v Нужно создать все условия, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным родительским вниманием и заботой, Проявлять их не время от времени, а ежедневно.
v Важно интересоваться друзьями ребенка и стараться помять его выбор.
v Важно, учитывая доходы семьи, покупать ребенку достаточное количество игрушек, чтобы избежать попыток воровства.
v Родителям необходимо устранять причины, вызывающие у ребенка ревность к младшим или старшим братьям и сестрам.
v Необходимо учить ребенка отличать общественную собственность от личной.
v Необходимо объяснить ребенку, что означает "свое-
чужое" и почему чужое брать нельзя. Разъяснить ребенку, что он может взять чужое только тогда, когда получил разрешение на это.
v Если родители стали невольными свидетелями воровства, то необходимо обо всем честно рассказать ребенку.
v Необходимо объяснить ребенку, что, если он не сознается в краже, то это повлечет за собой расследование родителей или других людей. Рано или поздно воровство раскроется и надо будет все равно отдавать украденную вещь, А это все намного неприятнее, чем сразу сказать правду о содеянном,
v Надо найти вместе с ребенком чужую вещь и вернуть ее, но сделать это так, чтобы малыш не чувствовал позора.
v Необходимо учить малыша ответственности за собственное поведение,
v Когда ребенок ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию,
v Не нужно думать, что с малышом произошло непоправимое и объявлять о чрезвычайном положении в семье, а постараться успокоиться и отыскать возможную причину воровства.
v Не стоит кричать, ругать, раздражаться на ребенка, обрушивать на него шквал отрицательных эмоций.
v Не стоит также распространяться и рассказывать всем о том, что произошло, и тем более позорить ребенка прилюдно.
v Нельзя оставлять без внимания случившееся и не искать причины воровства.
v Нельзя невнимательно относиться к жизни и поступкам ребенка,
v Искренняя доверительная беседа с ребенком может стать лучшей профилактикой воровства.
Советы воспитателям
v Не стоит обвинять ребенка в краже, если вы не уверены в его виновности.
v Если ребенок замечен на месте преступления, не обвиняйте его, а попытайтесь выявить причину такого поведения. Убедите ребенка в том, что вещь надо вернуть, и проследите за выполнением этого требования.
v Необходимо сообщить о данном поступке родителям, но объяснить им, что не стоит ругать ребенка, необходимо разобраться в причинах такого поведения и устранить их.
v Следует поговорить с детьми о том, что такое "чужое"; объяснить им, почему нельзя воровать (при этом никого из детей нельзя называть вором),
v Необходимо читать детям художественную литературу, раскрывающую вопросы воровства, разбирать их совместно с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей "Детская гиперактивность"
В материале описаны признаки и причины возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), даны практические рекомендации для более успешного взаимодействия воспитателей и родителей с ...
Консультация для родителей "Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду"
Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями....
Консультация для родителей "8 правил взаимоотношений между родителями и воспитателями в детском саду"
Консультация для родителей "8 правил взаимоотношений между родителями и воспитателями в детском саду"...
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей МКДОУ детский сад № 5 "Сосенка"с.Богучаны "Удовлетворенность родителей работой воспитателя ДОУ"
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей....
Семья и детский сад: шаги навстречу. Родителям о правилах детского сада и взаимодействии с воспитателем.
Взаимодействие семьи с детским садом - тема очень важная и актуальная. Вот несколько шагов навстречу друг другу, чтобы дети чувствовали себя одинаково защищёнными и в детском саду, ...
Адаптация детей к условиям детского сада. Совместная работа родителей и воспитателей.
Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.В дан...