План-программа «Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста»
рабочая программа

Исмагилова Анастасия Юрьевна

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx58.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Малышок» пгт. Березово.

 

                             

Составили  воспитатели:                                                                                                                                                    Исмагилова А.Ю.

Гулиева Н.А

Березово

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Актуальность

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Предполагаемый результат: 

повышение качества воспитательно-образовательного; процесса обогащение предметно – развивающей среды группы; развитие внимания, памяти, речи, мышления, мелкой и крупной моторики рук, интеллектуального развития.

Цель:

Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

-составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;

-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

-развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

сформировать навыки самостоятельной деятельности;

-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность детей.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С.Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977.

4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Октябрь

Знакомство детей с дидактическими играми.

Совместная игровая деятельность.

Ноябрь

Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию.

Совместная игровая деятельность.

Январь

Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март

Знакомство с дидактическими играми на развитие речи.

Совместная игровая деятельность.

Апрель

Дидактические игры на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Май

Дидактические игры на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с семьёй

Октябрь

Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка.

Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.

Ноябрь

Консультация «Дидактические игры – что это такое?»

Информация в уголке для любознательных родителей.

Январь

Подготовка информации, сбор фотоматериалов по теме «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет»

Презентация «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет»

Март

Привлечение родителей к пополнению развивающей среды дидактическими играми.

пополнение развивающей среды дидактическими играми.

Май

Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).

Отчёт «Как мы играли и чему научились в первый год пребывания в детском саду»

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для составления картотеки дидактических игр.

Составление картотеки дидактических игр.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребёнка».

Выступление на педсовете.

Январь

Мастер-класс «Дидактические игры для детей раннего возраста»

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о результатах работы по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Вывод
Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. 
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания.
Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.

Список используемой литературы

  1. Галигузова Л, Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М. : Владос, 2007.
  2. Дети раннего возраста в детском саду / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. «Просвещение», 1985.
  4. Сайт http://www.maam.ru/detskijsad/anketa-dlja-roditelei-kak-igrat-s-rebenkom.html
  5. Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание».
  6.  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015.
  7. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.
  8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С.Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977.
  9. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста.

приложения

Консультация для родителей

Дидактические игры – что это такое?

В процессе обучения дошкольников в словаре воспитателя МДОУ часто можно услышать словосочетание «дидактическая игра». Что это такое?

Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Вместе с тем, ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть занятия. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которые дети играют самостоятельно — вне занятий, например дома.

Может ли ребенок прожить без игры? Нет! Игра – основная форма познания им жизни. Игра, как зеркало: переживания, наблюдения, впечатления отражаются в его игре. Игра развивает моральные и волевые качества ребенка, формирует личность в целом. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет,его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручаются всё более сложные работы, сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и такие работы, которые имеют значение для всей семьи. Но игра в это время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связана с более серьёзной ответственностью, она связана и с более определёнными, и ясными представлениями о будущей жизни ребёнка, это уже работа такого сорта, которая близко стоит к общественной деятельности. Но и в это время ребёнок ещё очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные коллизии, когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить работу и поиграть. Если такие коллизии происходят, это значит, что воспитание ребёнка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно, что родители допустили какие-то перегибы. Отсюда уже видно, какое важное значение имеет руководство игрой ребёнка. В жизни мы встречаем много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Сюда нужно отнести всех людей, которые слишком активно гоняются за удовольствиями, которые забывают о работе ради хорошей, весёлой компании. К этому сорту людей нужно отнести и тех, которые позируют, важничают, фиглярничают, лгут без всякой цели. Они принесли из детства в серьёзную жизнь игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки, – это значит, что они плохо воспитаны и это плохое воспитание явилось в известной степени результатом неправильно организованной игры.

Однако, если для ребёнка цель – в самой игре, то для взрослого, который организовывает игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определённых знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Все дидактические игрыможно разделить на 3 основных вида:

игры с предметами (игрушками);

настольно-печатные;

словесные игры.

Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.

Значение правил игры также имеет большое значение в формировании характера ребенка. Не секрет, что вы, родители, чтобы не огорчать своего ребенка, стараетесь не заметить допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему, здесь как раз и пропадают воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы.

Мама делает много открытий о своем ребенке, что он знает, что не умеет, в чем больше преуспевает; сама же она незаметно для ребенка многому его обучает. Время проходит быстро, а самое главное,с большей пользой для обоих: мать видит, как развивается ее ребенок, а ему интересно играть с мамой. Он незаметно для себя учиться думать, говорить, общаться. Родителям необходимо внимательно изучать индивидуальные особенности своего ребенка, поскольку зная их родителям легче будет руководствоваться при организации игр. Например, слишком возбудимым, подвижным детям чаще предлагать настольно-печатные игры, такие, как «Лото»«Разрезные картинки»«Пазлы». Детям с замедленной реакцией на слово, следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа, для решения игровой задачи,например«Кто быстрее назовет?»«Скажи наоборот»«добавь слово». В семейном кругу можно повести викторину по сказкам или поиграть в игру «Отгадай, откуда этот герой?», в которых в двух-трех предложениях дети расскажут о названии сказки, ее героях. Также родителям можно изготовить дома игру, например, «Собери картинку».

Вот такие несложные игры и условия для проведения их дома, в семейном кругу укрепляют доверие, дружбу и любовь между всеми участниками взаимодействия.

Консультация для педагогов

«Дидактические игры в жизни детей дошкольного возраста»

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игрыобучающая (дидактическая) задача; игровые действия; правила игры; результат.

В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Если участник игры не обладает знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название авто дидактизма.

Все дидактические игры делят на три компонента:

игры с предметами

настольно-печатные

словесные

Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир; возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игриграх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

СЕНТЯБРЬ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОБОРУДОВАНИЕ

1 неделя

«Собери пирамидку» 

Побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к ООД

Пирамидки из трех колец по количеству детей.

2 неделя

 «Отгадай кто позвал?» 

Развивать у детей слуховое восприятие, совершенствовать навык звукоподражания, воспитывать внимательность

Ширма, перчаточный или игрушечный театр: киска, собачка, кукла Таня.

3 неделя

«Найди по звуку» 

Формировать слуховое восприятие, развивать ориентировку в пространстве, отрабатывать правильное произношение звуков [п], [п'], воспитывать положительный интерес к занятиям.

Кошка, ширма, мышка.

4 неделя

«Протолкни круглый предмет» 

Формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к ООД

Коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной, кубик и шарик (шарик не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в круглое окно).

ОКТЯБРЬ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОБОРУДОВАНИЕ

1 неделя

«Кто в домике живет» 

Формирование речевого слуха, развитие собственной активной речи, совершенствование силы голоса и воспитание положительного интереса к занятиям.

Домик (из дерева или картона); игрушки: собачка, кошка, мишка, лиса, зайка.

2 неделя

«Нанизывание колец»

Формировать представление о величине предметов, учитывать ее при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький, воспитывать положительный интерес к занятиям

 Пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера (диаметр большого кольца — 4,5 см, маленького — 3 см) им количеству детей

3 неделя

«Найди листочек» 

Формировать у детей слуховое восприятие, находить предмет и называть его, развивать зрительную ориентировку, воспитывать интерес к занятиям.

Листья деревьев, вырезанные из плотной бумаги, игрушка котенок.

4 неделя

«Найди желтый листочек»

Формировать цветовое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, желтые, красные, вьются, летят, воспитывать любовь к окружающей природе

Фланелеграф и фигурки к нему: красные, желтые листья, вазочка, котенок и собачка – игрушки.

НОЯБРЬ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОБОРУДОВАНИЕ

1 неделя

«Собери башню из двух колец

Побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово кольцо и название цвета, воспитывать интерес к занятию

Одноцветные, окрашенные в основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый) башни резко контрастные по размеру по количеству детей

2 неделя

«Нанизывание колец одного цвета»

Побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками и формировать умение правильно ориентироваться на слова большой и маленький

Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.

3 неделя

«Кто как разговаривает» 

Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетаниям и простым словам.

Кубики, игрушки собачка, кошечка

4 неделя

«Собери корзиночку» 

Формировать у детей практические знания о цвете: красный, зеленый, о величине: большой и маленький, развивать умение подбирать предметы определенного цвета по показу.

Укрепленные на подставках деревца из картона двух цветов (красное, зеленое, грибы большие тех же двух цветов, грибы маленькие двух цветов (красный и зеленый, дорожка, имитирующая мостик, корзиночки по количеству детей.

ДЕКАБРЬ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОБОРУДОВАНИЕ

1 неделя

«Большая и маленькая башни»

На эмоционально-чувственной основе познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины: можно накладывать меньший на больший, накрывать меньший большим. Развивать тонкие движения кончиками большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство — величину

Набор из 8 — 12 одноцветных полых конусов (колпачков убирающихся последовательно один в другой

2 неделя

«Башня из кубиков» 

Формировать навык у детей вертикально накладывать кубик на кубик, понимать слова: сделай, башня, развивать внимание и воспитывать аккуратность действий

По 4 кубика одинаковой величины на каждого ребенка.

3 неделя

«Грибочки по местам» 

Побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия стола и различать основные цвета, воспитывать положительное отношение к занятиям.

Небольшой столик, разделенный на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и 20 грибочков (по пять каждого цвета).

4 неделя

«Найди такой же предмет»

Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать интерес к занятиям.

Игрушки — ежики двух цветов (красный и зеленый, грибы двух цветов (красные и зеленые, ковролин.

ЯНВАРЬ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОБОРУДОВАНИЕ

1 неделя

«Кому, что дать?»,

Закрепить названия животных, сформировать представление о внешнем их виде, качествах овощей и фруктов (капуста, морковь, яблоко, воспитывать интерес к занятиям, желание трудиться.

Мягкие игрушки — зайчик, козочка, ежик; муляжи фруктов и овощей: капуста, морковь, яблоко.

2 неделя

«Собери картинку»

Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, развивать зрительное восприятие, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Две коробки —в одной лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек; в другой — такие же картинки, но разрезанные на две части по диагонали на каждого ребенка.

3 неделя

«Кто в гости пришел?» 

Совершенствовать навык игрового партнерства, развивать зрительное и слуховое восприятия, звукоподражание, воспитывать активность и коммуникативность в процессе игры.

Ширма, шапочки животных: собачки, кошечки, петушка, зайчика, мишки.

4 неделя

«Угадай какой цвет?»

Формировать цветовое восприятие: красный, желтый. Синий, развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навык выполнят задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство.

Куклы, одетые в наряды трех цветов: красный, желтый, синий

ФЕВРАЛЬ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОБОРУДОВАНИЕ

1 неделя

«Кто пришел?» 

Формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности, развивать организованность и самоконтроль, воспитывать партнерские отношения и доброе отношение к сверстникам.

Карточки с изображением животных, ширма.

2 неделя

«Как снежок падает?»,

Вызвать у детей радость от восприятия белого снега, показать, как он красиво ложится на ветки деревьев, на кусты, развивать двигательную активность, воспитывать любовь к окружающей природе.

Кукла Иванушка, лошадка, снежки из ваты, картина с изображением падающего снега.

3 неделя

«Одноместная матрешка»,

Побуждать детей открывать и закрывать игрушку, различать верхнюю и нижнюю части матрешки, понимать слово матрешка, воспитывать интерес и наблюдательность.

Игрушка в ярком сарафане на каждого ребенка.

4 неделя

«Кто пришел?»

Формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности, развивать организованность и самоконтроль, воспитывать партнерские отношения и доброе отношение к сверстникам.

Карточки с изображением животных, ширма.

МАРТ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

БОРУДОВАНИЕ

1 неделя

«Завяжи шарф кукле»

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, побуждать завязывать шарф двумя руками, воспитывать внимание, сосредоточенность, желание достичь положительного результата

Сюжетные игрушки, цветные шарфы, кукла Катя.

2 неделя

«Застегни пальто кукле» 

Упражнять мелкие мышцы пальцев побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя (например, находить пуговицу, соответствующую петле и застегивать ее, воспитывать аккуратность и внимание.

Две половинки импровизированного пальто, на одной — петли, на другой — пуговицы по количеству детей, кукла Катя.

3 неделя

«Где найти» 

Совершенствовать навык по словесному указании» находить игрушки. Уметь подбирать игрушки разные по внешнему виду, но одинаковые по размеру, развивать ориентировку в пространстве, память,

понимать слова: высоко, Низко, большой, маленький, рядом, здесь

Сюжетные игрушки.

4 неделя

«Подбери такой же предмет» 

Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый, расширять чувственный опыт, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске.

Игрушечный паровоз, вагончики, машины красного, желтого, синего, зеленого цветов

АПРЕЛЬ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОБОРУДОВАНИЕ

1 неделя

«Большой и маленький предмет» 

Побуждать детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький.

Круги и квадраты двух размеров: из расчета по пять больших и по пять маленьких на одного ребенка, форма, цвет и фактура предметов должны быть одинаковыми.

2 неделя

«Кто как ходит?» 

Упражнять детей согласовывать свои движения со словами, развивать слуховое восприятие, воспитывать дружеские и партнерские отношения со сверстниками.

Игрушки — зайчики, птичка, мишка, самолетик.

3 неделя

Что звучит?»,

«Приучать детей ориентироваться впространстве по звуку, определять на слух, где раздался звук, двигаться по направлению звука, называть звучащий предмет.

Колокольчик, барабан, дудочка

4 неделя

«Кто как кричит?»,

Развивать умение слушать чтение, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания.

Фланелеграф; фигурки для фланелеграфа: курица, цыпленок, петух, собака, кошка, корова.

МАЙ

НЕДЕЛЯ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОБОРУДОВАНИЕ

1 неделя

«Найди предмету свое место» 

Закрепить умение детей сравнивать предметы по величине, осуществлять выбор из двух величин одинаковой формы, развивать мелкую моторику и воспитывать наблюдательность.

Доски с большими и маленькими отверстиями, отверстия круглые, двух разновидностей: в одной четыре больших, в другой — пять маленьких. Для каждого ребенка необходима одна доска с комплектом вкладышей.

2 неделя

«Разложи по цвету»,

Закрепить умение группировать однородные объекты по цвету, сопоставлять по цвету разнородные объекты, воспитывать аккуратность и внимательность.

Двухцветные столики с грибочками (используются резко различающиеся цветовые сочетания: красный-синий, желтый - зеленый, черный-белый).

3 неделя

Шнуровка»,

«Развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля, воспитывать аккуратность.

Картонная карточка (можно в форме ботинка, бабочки и т. д.) с дырочками и шнурок.

4 неделя

«Собери цветок»,

Закрепить знание детьми названий основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка, развивать мелкую моторику пальцев

Цветы красного, синего, желтого, белого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.

 В процессе работы по самообразованию, изучили следующую литературу:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования- М.: Мозаика-Синтез, 2010. – в программе большое внимание уделяется взаимодействию педагогов и детей, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры

2. Венгер Л,А, Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М.: Просвящение, 1988. – в книге приводятся дидактические игры и упражнения, целью которых является ознакомление детей с цветом, формой и величиной предметов. Одни игры и упражнения взяты из вышедших книг и сборников, но описаны более детально, другие предлагаются впервые. Рекомендуемые игры и упражнения представляют собой определенную систему

3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015. – пособие содержит картотеку сюжетно-ролевых игр направленных на социально-коммуникативное развитие детей и формирование игровых умений. Использовалось в создании картотеки дидактических игр.

4. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008. - В пособии представлены программа и методические рекомендации по руководству игровой деятельностью детей 2–7 лет. В каждой возрастной группе определены виды, задачи и содержание работы с детьми, приведены примеры игр и упражнений. Использовалась в создании картотеки дидактических игр.

5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С. Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977. -  В книге предлагаются занятия, дидактические игры, способствующие осуществлению задач умственного и речевого воспитания детей раннего возраста.

6. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г. - В пособии предлагаются примерное планирование и методические рекомендации, с помощью которых педагоги смогут организовать работу по художественно-эстетическому развитию детей в разных возрастных группах.

7.Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. Изд.: Карапуз, 2010 г. - В учебно-методическом пособии представлена коллекция дидактических игр, разработанная автором на основе интеграции познавательной и художественно-продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в целях развития мышления средствами изобразительного творчества. Суть интегративного принципа состоит в проблематизации содержания изобразительной деятельности и форм организации мыслительной активности. Дети активно включаются в дидактическую игру уже на этапе ее подготовки (самостоятельно создают дидактический материал) и тем самым осмысленно, творчески, индивидуально решают познавательные задачи.

8. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. - В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности

https://www.maam.ru 

https://nsportal.ru 

http://vospitatel-ru.ru 

https://www.prodlenka.org  – интернет ресурсы использовались для поиска новых вариантов дидактической игры и мониторинга новых педагогических идей по теме самообразования. А также для поиска литературы, которая отсутствовала в печатных источниках.

В результате изучения литературы  сделали следующие выводы:

- дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

- выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия, помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

- для развития познавательной деятельности детей дидактические игры и пособия должны быть вариативными.

Реализация поставленных задач:  

    В результате изучения литературы были выявлены различные классификации дидактических игр: по содержанию (математические, речевые, музыкальные и т.д.); по дидактическому материалу (настольные, словесные, предметные и т.д.); по характеру действий (поручения, загадки, беседы и т.д.). Практически каждая дидактическая игра может использоваться в разных образовательных областях.

    За основу работы по самообразованию взята классификация дидактических игр по содержанию. Для более углубленного изучения сформированы три категории дидактических игр.

В картотеку входят:

- дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром

- игры на развитие сенсорных навыков

- игры, направленные на формирование навыков здорового образа жизни.

    Для повышения компетентности родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру использовались различные формы работы.

Консультации для родителей в форме папок-передвижек оказывают теоретическую помощь, так как у родителей не всегда есть время для беседы с воспитателем группы. При оформлении учитывались следующие требования: материал должен быть эстетически оформленным, содержание регулярно обновляется, иначе интерес родителей быстро пропадет, содержание предполагаемого материала для родителей должно быть актуальным и необходимым.

    Мастер-класс для родителей по созданию игрушек и последующее изготовление дидактических пособий способствовало формированию знаний родителей о том, как организовать игру ребенка, что для этого необходимо. На мастер-классе родители получили наглядное подтверждение тому, что создать свою собственную игру для конкретного ребенка и вещей, материалов и средств, находящихся под рукой очень просто. Малыши с удовольствием играют, теми приспособлениями, к созданию которых они сами приложили усилия и старания. Непосредственное присутствие малыша при изготовлении игрушки или пособия способствует развитию воображения, пространственно-образного мышления и коммуникативных навыков. Родитель же учится взаимодействовать со своим ребенком в совершенно новых обстоятельствах, что позволяет лучше узнать или открыть новые интересы своего ребенка. 

На протяжении учебного года родители пополняли предметно-пространственную среду дидактическими играми:

Заключение

     Таким образом, использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п. Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.

 Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

Результат деятельности

Продолжить изучение темы «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста».

Изучить новинки методической литературы по данной теме.

Продолжить работу по разработке новых дидактических игр.

Систематизация накопленного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общени...

дидактические игры, как форма обучения детей раннего возраста

Дидакстические игры: функции, виды и применения...

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Консультация для родителей.В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»

Конспект образовательной  деятельности   по познавательному  развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...

Статья "Дидактическая игра - как форма обучения детей раннего возраста"

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных дейст...