Методическая разработка на тему «Кубанский быт и традиции»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования города-курорта Анапа
детский сад №23 «Кубаночка»
Методическая разработка на тему «Кубанский быт и традиции»
в старшей группе «Радуга»
Подготовили: воспитатель Радченко Е.П.
воспитатель Мазеина Е.В.
С. Джигинка
2023-2024 уч.год
Актуальность.
В наше время из-за глобальной смены приоритетов в обществе, нравственные устои и традиции, заложенные веками, подверглись разрушению. И сегодня остро встает вопрос патриотического воспитания, о необходимости сохранения истории своей малой Родины, кубанской культуры для будущего поколения. В последнее время значительно вырос интерес молодого поколения и истории традиционной культуры края. В связи с этим была выбрана тема для разработки.
Образовательная область: - социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие.
Цель: воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию, развитие патриотических чувств, уважения и гордости за поступки героев Отечества, достижения страны.
Задача: - формирование начальных знаний о семейных традициях, о обществе его национально-культурных ценностях;
- приобщение к традициям и быту казачества, развитие познавательного интереса к родному краю, её истории, традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой Родины;
- формирование любви и бережного отношения к культуре и традициям своего народа.
Предварительная работа:
- беседы с детьми о быте Кубанских казаков, истории их заселения на Кубани;
- разучивание казачьих песен;
- знакомство с народными кубанскими играми «Кубанка», «Петушиный бой», «Плетень». «Перетяжки», «Гори, гори ясно»;
- встреча с представителями казачества, беседа;
-рассматривание иллюстраций, старых фотографий, знакомство с казачьими песнями, стихами, пословицами;
- посещение мини-музея «Хата Кубанского быта» в детском саду;
- знакомство с предметами кубанского быта.
1 этап: формирование у детей внутренней мотивации.
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Вос-ль: Ребята, об этих замечательных местах узнали запорожские казаки, которые жили на Украине. И потянулись на Кубань казаки со своим атаманом, а потом привезли сюда и свои семьи. Стали они не только защищать границы нашей Родины, но и строить себе дома, разводить скот. Казаки жили в посёлках, а назывались эти посёлки Курени. Постепенно казаки стали заниматься земледелием, так как земля на Кубани очень плодородная. Ребята, так что же выращивали казаки? У каждого казака было своё подворьё. Дома, в которых жили казаки назывались хаты. (спросить детей) Дети, а как вы думаете, из чего строили казаки свои хаты? Вот и попали мы на подворье казака. Дети, обратите своё внимание на то, что подворье огорожено. А кто знает, чем огораживали подворье? | Если дети затрудняются с ответом: -Казаки огораживали хворостом и камышом. Если дети затрудняются с ответом: - Казаки занимались разведением лошадей, ловлей рыбы. -Выращивали пшеницу, рожь, фрукты, овощи. |
2 этап: реализация детского замысла.
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Вос-ль: Ребята! Обратите внимание, что в казачьей хате, в правом углу висит икона, украшенная рушником. Это святой угол, рушник вышивали из красных и чёрных ниток. Красный цвет означает любовь, радость жизни, а чёрный цвет – означает печаль. Ребята, обратите внимание, на посуду,она отличается от нашей современной. Для приготовления еды брали вот такой чугунок – он тяжёлый – чугунный, но зато каша в нём вкусная, пальчики оближешь. Молоко хранили в глиняной посуде – глэчик, молоко в нём долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. Ну, а чаем угощали из самовара. Дети, вы в детском саду пьёте компот, а казачки его называют – узвар. Вос-ль: А запомнили ли вы как называется посуда? Ребята, а вы знаете поговорки о казаках? Вос-ль: А какие традиции есть у казаков? Вос-ль: Так давайте и мы с вами споём казачьи песни. «Казаки – казаки», «На Кубани мы живем, на родной Кубани» | Если дети затрудняются с ответом: -Конь казаку лучший друг -Казак сам не ест, а коня накормит -Казак без коня, что солдат без ружья -Сам погибай, а коня выручай Если дети затрудняются с ответом: -Казаки гостей встречают хлебом да солью; -На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием; -Стариков казаки уважают, слушают их советы, и называют на «Вы»; -На казачьих праздниках всегда проходят скачки. -На все праздниках пели песни |
3 этап: рефлексия.
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
- Ребята, что вы сегодня нового узнали? - Ребята, а с кем вы можете поделиться информацией? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...
Методическая разработка по теме: «Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций в условиях ФГОС в МБОУ».
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поко...
Методическая разработка по теме: Использование проектно- исследовательской деятельности с детьми для ознакомления с истоками русских традиций, через создание Лэпбука.
Проекты в дошкольной организации, это не новшество, но конечный продукт деятельности проекта заставляет задуматься. В своей работе я начала изучать и использовать, интересное методическое пособие &nda...
Методическая разработка по теме:«Социально-коммуникативное развитие детей через традиции в детском саду»
Одним из важных направлений развития детей в д/саду является социально-коммуникативное развитие. Опираясь на идеи авторов программы «Радуга», в нашей группе появились традиции-ритуалы. Они...
Методическая разработка на тему: "Традиции православного воспитания в детском саду"
Важным приоритетом воспитания во все времена является подготовка детей к жизни в современном обществе. Духовность - это такой уровень развития личности, при котором основной целью жизни становят...
Методическая разработка на тему: «Широкая масленица». Номинация: Проектная деятельность. Проект на тему : «Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение к культурным традициям Донской масленицы. «Масленица на Дону
Методическая разработка на тему: «Широкая масленица» направлена на духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к культурным традиция...
Методическая разработка на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и культуре русского народа в процессе игровой деятельности"
Цель: Целостное духовно-нравственное развитие личности дошкольника посредством приобщения к ценностям народной и православной культуры; к истории и традициям русского народа; к народным праздникам. Ра...