Методическая разработка на тему «Кубанский быт и традиции»
методическая разработка (старшая группа)

Екатерина Павловна Радченко

Открытый Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab_kubanskaya_hata.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования города-курорта Анапа

детский сад №23 «Кубаночка»

Методическая разработка на тему «Кубанский быт и традиции»

в старшей группе «Радуга»

                                                                           

                                                                             

   

                                                                          Подготовили: воспитатель Радченко Е.П.

                                                                                              воспитатель  Мазеина Е.В.

                                                                                                                     

С. Джигинка

2023-2024 уч.год

Актуальность.

В наше время из-за глобальной смены приоритетов в обществе, нравственные устои и традиции, заложенные веками, подверглись разрушению. И сегодня остро встает вопрос патриотического воспитания, о необходимости сохранения истории своей малой Родины,  кубанской культуры для будущего поколения. В последнее время значительно вырос интерес молодого поколения и истории традиционной культуры края. В связи с этим была выбрана тема для разработки.

Образовательная область:  - социально-коммуникативное развитие;

                                                  -  познавательное развитие.                                

Цель:  воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию, развитие патриотических чувств, уважения и гордости за поступки героев Отечества, достижения страны.  

Задача:  - формирование начальных знаний о семейных традициях, о обществе его национально-культурных ценностях;

- приобщение к традициям и быту казачества, развитие познавательного интереса к родному краю, её истории, традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой Родины;

 - формирование любви и бережного отношения к культуре и традициям своего народа.

Предварительная  работа:

- беседы с детьми о быте Кубанских  казаков, истории их заселения на Кубани;

- разучивание казачьих песен;

- знакомство с народными кубанскими играми «Кубанка», «Петушиный бой», «Плетень». «Перетяжки», «Гори, гори ясно»;

- встреча с представителями казачества, беседа;

-рассматривание иллюстраций, старых фотографий, знакомство с казачьими песнями, стихами, пословицами;

- посещение мини-музея «Хата Кубанского быта» в детском саду;

- знакомство с предметами кубанского быта.

1 этап: формирование у детей внутренней мотивации.

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Вос-ль: Ребята, об этих замечательных местах узнали запорожские казаки, которые жили на Украине. И потянулись на Кубань казаки со своим атаманом, а потом привезли сюда и свои семьи. Стали они не только защищать границы нашей Родины, но и строить себе дома, разводить скот. Казаки жили в посёлках, а назывались эти посёлки Курени.

Постепенно казаки стали заниматься земледелием, так как земля на Кубани очень плодородная. Ребята, так что же выращивали казаки?

У каждого казака было своё подворьё. Дома, в которых жили казаки назывались хаты.  (спросить детей)

Дети, а как вы думаете, из чего строили казаки свои хаты?

Вот и попали мы на подворье казака. Дети, обратите своё внимание на то, что подворье огорожено. А кто знает, чем огораживали подворье?

Если дети затрудняются с ответом:

-Казаки огораживали хворостом и

камышом.

Если дети затрудняются с ответом:

- Казаки  занимались разведением лошадей, ловлей рыбы.

-Выращивали пшеницу, рожь, фрукты, овощи.

2 этап: реализация детского замысла.

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Вос-ль: Ребята! Обратите внимание, что в казачьей хате, в правом углу висит икона, украшенная рушником. Это святой угол, рушник вышивали из красных и чёрных ниток. Красный цвет означает любовь, радость жизни, а чёрный цвет – означает печаль.

Ребята, обратите внимание, на посуду,она отличается от нашей современной. Для приготовления еды брали вот такой чугунок – он тяжёлый – чугунный, но зато каша в нём вкусная, пальчики оближешь. Молоко хранили в глиняной посуде – глэчик, молоко в нём долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. Ну, а чаем угощали из самовара. Дети, вы в детском саду пьёте компот, а казачки его называют – узвар.

Вос-ль: А запомнили ли вы как называется посуда?

Ребята, а вы знаете поговорки о казаках?

Вос-ль: А какие традиции есть у казаков?

Вос-ль: Так давайте и мы с вами споём казачьи песни. «Казаки – казаки», «На Кубани мы живем, на родной Кубани»

Если дети затрудняются с ответом:

-Конь казаку лучший друг

-Казак сам не ест, а коня накормит

-Казак без коня, что солдат без ружья

-Сам погибай, а коня выручай

Если дети затрудняются с ответом:

-Казаки гостей встречают хлебом да солью;

-На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием;

-Стариков  казаки уважают, слушают их советы, и называют на «Вы»;

-На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

-На все праздниках пели песни

3 этап: рефлексия.

Содержание

Обратная связь

на высказывание детей

- Ребята, что вы сегодня нового узнали?

- Ребята, а с кем вы можете поделиться информацией?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...

Методическая разработка по теме: «Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций в условиях ФГОС в МБОУ».

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поко...

Методическая разработка по теме: Использование проектно- исследовательской деятельности с детьми для ознакомления с истоками русских традиций, через создание Лэпбука.

Проекты в дошкольной организации, это не новшество, но конечный продукт деятельности проекта заставляет задуматься. В своей работе я начала изучать и использовать, интересное методическое пособие &nda...

Методическая разработка по теме:«Социально-коммуникативное развитие детей через традиции в детском саду»

Одним из важных направлений развития детей в д/саду является социально-коммуникативное развитие. Опираясь на идеи авторов программы «Радуга», в нашей группе появились традиции-ритуалы. Они...

Методическая разработка на тему: "Традиции православного воспитания в детском саду"

Важным приоритетом воспитания во все времена является подготовка детей к жизни в современном обществе. Духовность -  это такой уровень развития личности, при котором основной целью жизни становят...

Методическая разработка на тему: «Широкая масленица». Номинация: Проектная деятельность. Проект на тему : «Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение к культурным традициям Донской масленицы. «Масленица на Дону

Методическая разработка на тему: «Широкая масленица» направлена на   духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к культурным традиция...

Методическая разработка на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и культуре русского народа в процессе игровой деятельности"

Цель: Целостное духовно-нравственное развитие личности дошкольника посредством приобщения к ценностям народной и православной культуры; к истории и традициям русского народа; к народным праздникам. Ра...