Проект "Азбучонок"
методическая разработка (старшая группа)

Павленко Наталья Викторовна

Проект «Азбучонок» по речевому развитию для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuchonok.docx46.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»  (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД  «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)

ул.Зверева, д.9/1, г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730; тел./факс: (34995)3-69-00;

телефон: 53-00-16; E-mail:dselochka@nadym.yanao.ru; ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/ 890301001

Проект «Азбучонок»

по речевому развитию

для детей 5-6 лет

        Разработчик: Павленко Н.В

г. Надым

2023

Содержание

  1. Паспорт проекта---------------------------------------------------------------------- 3
  2. Пояснительная записка------------------------------------------------------------- -4
  3. Цели и задачи проекта--------------------------------------------------------------- 4
  4. Ожидаемые результаты --------------------------------------------------------------5
  5. Форма и методы организации-------------------------------------------------------5
  6. Этапы реализации проекта-----------------------------------------------------------5
  7. Перспективное планирование реализации проекта с детьми-----------------6
  8. Взаимодействие с родителями-------------------------------------------------------9
  9. Информационно – методическое обеспечение проекта------------------------10

Паспорт проекта

Наименование проекта

 «Азбучонок»

Руководитель проекта

воспитатель

Участники проекта

дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Цель проекта

  •        формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);

•        овладение элементами грамоты;

•        осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

Задачи проекта

•        развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукового анализа;

•        закрепить знания о буквах;

•        активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь;

•        развивать психический процесс у детей: восприятие, память, мышление;

•        развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность;

•        повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-развивающей работе с детьми;

Сроки реализации проекта

1 год. 

Этапы реализации проекта

1 этап – организационный

2 этап – практический

3 этап – заключительный

Ожидаемые результаты

- дети определяют на слух звук, замечают слова с заданным звуком,

проводят звуковой анализ работая со словом,

- сформировано представление о звуке, букве, слоге слове, предложении.

- дети знают все буквы русского алфавита, их названия и соотносят с

соответствующим звукам речи;

-  сформировано умение читать плавно и внятно по слогам,

Предполагаемые продукты проекта

- методические пособия;

«Слоговые Вагончики»,

«Звуковая Ромашка – гласные звуки»,

«Звуковая ромашка- согласные звуки» , 

«Составь слово по первым буквам»,

«Какая буква пропала»,

«Слоговые таблицы»,

«Составь предложение по картине и схеме»,

«Звуковой анализ текста»

- картотека – артикулярная гимнастика,

- дыхательные тренажеры,

Территория реализации проекта

МДОУ «Детский сад «Ёлочка» города Надыма»

  1. Пояснительная записка

      Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. В 5 лет происходит интенсивное развитие анализаторной системы. В это время необходимо обеспечивать деятельность детей, совершенствующую работу речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного анализаторов, обеспечивающих в дальнейшем овладение навыками письменной речи. В условиях модернизации дошкольного образования один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твердый-мягкий) место звука в слове, проявлять интерес к чтению. Для этого необходимо использовать специальные дидактические пособия, разработанные с учетом взаимосвязи развития устной речи.   И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме. В своей работе с дошкольниками активно использую специально изготовленные полифункциональные дидактические пособия: «Слоговые Вагончики», «Звуковая Ромашка – гласные звуки», «Звуковая ромашка- согласные звуки», «Составь слово по первым буквам», «Какая буква пропала» с помощью них у детей развиваются предпосылки письменной речи, такие как полноценная устная речь, зрительно- моторная координация и ручная умелость. Кроме того, в процессе игры, самостоятельной или совместной с взрослым, у детей развиваются психические процессы, без которых невозможно полноценное развитие речевой деятельности.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);

- овладение элементами грамоты;

- осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

Задачи:

- развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукового анализа;

- закрепить знания о буквах;

- активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь;

- развивать психический процесс у детей: восприятие, память, мышление;

- развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность;

- повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-развивающей работе с детьми;

В основу проекта положены следующие принципы:

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

-  принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита нагляднообразная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление; -

-  принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

- реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

  1. Ожидаемые результаты

-  дети определяют на слух звук, замечают слова с заданным звуком,

проводят звуковой анализ работая со словом,

- сформировано представление о звуке, букве, слоге слове, предложении.

- дети знают все буквы русского алфавита, их названия и соотносят с

соответствующим звукам речи;

-  сформировано умение читать плавно и внятно по слогам,

Возраст детей

- В реализации проекта участвуют дети старшей группы, возраст 5-6лет

Продолжительность проекта:

- Продолжительность проекта составляет 1 года.  

1.3.         Форма и методы организации

Словесные методы

беседа,

объяснение,

рассуждение,

рассказ взрослого,

 чтение и обсуждение художественной литературы,

пояснение и др;

Наглядные методы

наблюдение,

рассматривание предметов,

плакатов,

зарисовок,

картин,

иллюстраций и др;

Практические методы

 игры, сюжетно-ролевые игры,

игровые упражнения,

игровые приёмы;

  1. Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание

Сроки

1 этап:

Организационный

1.Определение темы проекта.

2.Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.

3.Разработка плана реализации проекта.

1.Подбор методической, художественной, детской литературы, иллюстративные материалы, дидактические игры.  

2.Диагностика детей.

3. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды.

4. Разработка перспективного плана рабы с детьми.

Сентябрь

Октябрь Ноябрь

2 этап:

Практический

1.Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.

2. Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

3.Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

Декабрь Январь Февраль

3 этап:

Заключительный

1.Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей;  

2. Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;

 3.Игротека – кейс «Как хорошо уметь читать!»;

4. Методические пособия «Какая буква пропала?», «Слоговые вагончики», «Звуковая Ромашка – гласные звуки», «Звуковая ромашка- согласные звуки»;

5.Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;

Март Апрель

Май

Перспективное планирование реализации проекта с детьми

  № п/п

Направление работы

Целевые ориентиры

Сроки

1

   

     2

    3

     4

     5

        

Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться?»

Беседа

«Звук и буква»

Прописи «Знакомимся с буквами»

Игра- пазл «Цепочка слов»

Артикулярная гимнастика

 

     Вызвать у детей интерес к обучению

Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим

Формировать умение прописывать буквы, закреплять данный материал;

Формировать умение подбирать нужные картинки на определённый звук;

Для активного развития органов речи

              Октябрь

    6

     

     7

     8

   

     9

 

Занимательная игра

«Звук слог слово»

  

Дидактическая игра "Продолжи слово"

«Звуковая Ромашка – гласные звуки»,

Дыхательная гимнастика

 

Познакомить детей со звукобуквенным анализом

 

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Формировать умение подбирать картинку на первый звук

Для правильного развития звукопроизношения

Ноябрь

10

    11

   12

    13

    14

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

        

 Дидактическая игра «Подбери семейку слов»

 «Звуковая ромашка- согласные звуки»

«Какая буква пропала»

Артикулярная гимнастика

 

Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания;

Воспитывать культуру речевого общения;

Формировать умение подбирать однокоренные слова

Формировать умение подбирать картинку на первый звук

закреплять представления о букве

Для активного развития органов речи

Декабрь

 15

   16

17

18

    19

Настольные дидактические игры лото «Азбука»

Настольно печатная игра: «Слово на слог»

«Составляем слова из слогов»

Игра «Лишнее слово»

Дыхательная гимнастика

 Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове

 

 Закреплять навыки слогового анализа слова, закрепление умения ставить ударение в словах

Учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке;

Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию

Для правильного развития звукопроизношения

Январь

20

    21

    22

 «Слоговые Вагончики»,

Беседа-рассуждение

«Что такое предложение?»

Сказка «гласные и согласные звуки»

 Закрепить умение различать звуки согласные и гласные

Познакомить детей с понятием «предложение»

  Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных

Февраль

23

   24

   

    25

    26

    27

  Игра «Придумай название»

Игра сложим слово из частей

 

Игра «Исправь ошибки»                              

Игра «Что сначала, что потом?»

Дыхательная гимнастика

 Образование прилагательных от числительных

Употребление предлогов

Развитие понимания распространенных предложений

Развитие понимания распространенных предложений

Для правильного развития звукопроизношения

Март

28

   29

   30

    31

     32

     33

      34

 «Буква потерялась»

Игровая деятельность

"Алфавит"

Д/и: «Слово на звук …»

Артикулярная гимнастика

«Сколько звуков в слове?»

Дидактическая игра «Посчитай звуки»

"Готовимся к письму"

 Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных

Закрепить умение различать звуки согласные и гласные

Продолжить знакомство с согласными звуками, учить правильно произносить.

Для активного развития органов речи

Учить детей, на слух определять, сколько звуков в слове.

Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память;

Апрель

   35

    36

«Составь слово по первым буквам»,

Артикулярная гимнастика

Активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа;

Для активного развития органов речи.

                                                III. Взаимодействие с родителями

Перед родителями поставлена задача – следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д.  

Формы работы с родителями:

1 Родительские собрания;

Индивидуальные и групповые консультации:

- «Развитие речевой активности детей»;

- «Значение пальчиковых игр для развития речи детей»;

- «Научите ребенка красиво говорить»;

- «Развиваем речь через продуктивную деятельность»

- «Роль семьи в развитии речи детей»;

- «Рекомендации по развитию устной речи ребенка»;

- «Дидактические игры по развитию речи детей».

Наглядные виды работы:

- информационные стенды для родителей;

- выставки детских работ;

- подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;

Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);

Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции речевого развития детей;

Совместные с родителями праздники, развлечения, экскурсии.

IV. Информационно – методическое обеспечение проекта:

1. Гербова В. Развитие речи в детском саду. 5-6 лет. Старшая группа - М.:Мозайка- Синтез, 2015. – 144с.

2. Развитие речи 5-6 лет/А.С.ЯковлеваН.Н. Матвеева. - М.: АСТ, 2012.-256 c.

3. Сущевская, С.А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5-8 лет / С.А. Сущевская. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.

4. Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 48 c.

5. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.

6.Ушакова О.С Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа- М.;ТЦ Сфера , 2021- 288с.