Проект "Азбучонок"
методическая разработка (старшая группа)
Проект «Азбучонок» по речевому развитию для детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_azbuchonok.docx | 46.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)
ул.Зверева, д.9/1, г.Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730; тел./факс: (34995)3-69-00;
телефон: 53-00-16; E-mail:dselochka@nadym.yanao.ru; ОГРН 1028900578882, ИНН/КПП 8903020370/ 890301001
Проект «Азбучонок»
по речевому развитию
для детей 5-6 лет
Разработчик: Павленко Н.В
г. Надым
2023
Содержание
- Паспорт проекта---------------------------------------------------------------------- 3
- Пояснительная записка------------------------------------------------------------- -4
- Цели и задачи проекта--------------------------------------------------------------- 4
- Ожидаемые результаты --------------------------------------------------------------5
- Форма и методы организации-------------------------------------------------------5
- Этапы реализации проекта-----------------------------------------------------------5
- Перспективное планирование реализации проекта с детьми-----------------6
- Взаимодействие с родителями-------------------------------------------------------9
- Информационно – методическое обеспечение проекта------------------------10
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Азбучонок» |
Руководитель проекта | воспитатель |
Участники проекта | дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников. |
Цель проекта | • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия); • овладение элементами грамоты; • осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе. |
Задачи проекта | • развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукового анализа; • закрепить знания о буквах; • активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь; • развивать психический процесс у детей: восприятие, память, мышление; • развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность; • повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-развивающей работе с детьми; |
Сроки реализации проекта | 1 год. |
Этапы реализации проекта | 1 этап – организационный 2 этап – практический 3 этап – заключительный |
Ожидаемые результаты | - дети определяют на слух звук, замечают слова с заданным звуком, проводят звуковой анализ работая со словом, - сформировано представление о звуке, букве, слоге слове, предложении. - дети знают все буквы русского алфавита, их названия и соотносят с соответствующим звукам речи; - сформировано умение читать плавно и внятно по слогам, |
Предполагаемые продукты проекта | - методические пособия; «Слоговые Вагончики», «Звуковая Ромашка – гласные звуки», «Звуковая ромашка- согласные звуки» , «Составь слово по первым буквам», «Какая буква пропала», «Слоговые таблицы», «Составь предложение по картине и схеме», «Звуковой анализ текста» - картотека – артикулярная гимнастика, - дыхательные тренажеры, |
Территория реализации проекта | МДОУ «Детский сад «Ёлочка» города Надыма» |
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. В 5 лет происходит интенсивное развитие анализаторной системы. В это время необходимо обеспечивать деятельность детей, совершенствующую работу речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного анализаторов, обеспечивающих в дальнейшем овладение навыками письменной речи. В условиях модернизации дошкольного образования один из критериев выпускника в области «Коммуникация» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твердый-мягкий) место звука в слове, проявлять интерес к чтению. Для этого необходимо использовать специальные дидактические пособия, разработанные с учетом взаимосвязи развития устной речи. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме. В своей работе с дошкольниками активно использую специально изготовленные полифункциональные дидактические пособия: «Слоговые Вагончики», «Звуковая Ромашка – гласные звуки», «Звуковая ромашка- согласные звуки», «Составь слово по первым буквам», «Какая буква пропала» с помощью них у детей развиваются предпосылки письменной речи, такие как полноценная устная речь, зрительно- моторная координация и ручная умелость. Кроме того, в процессе игры, самостоятельной или совместной с взрослым, у детей развиваются психические процессы, без которых невозможно полноценное развитие речевой деятельности.
- Цели и задачи проекта
Цель проекта:
- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);
- овладение элементами грамоты;
- осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
Задачи:
- развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукового анализа;
- закрепить знания о буквах;
- активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь;
- развивать психический процесс у детей: восприятие, память, мышление;
- развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность;
- повысить заинтересованность родителей в результате коррекционно-развивающей работе с детьми;
В основу проекта положены следующие принципы:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита нагляднообразная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление; -
- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
- реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.
- Ожидаемые результаты
- дети определяют на слух звук, замечают слова с заданным звуком,
проводят звуковой анализ работая со словом,
- сформировано представление о звуке, букве, слоге слове, предложении.
- дети знают все буквы русского алфавита, их названия и соотносят с
соответствующим звукам речи;
- сформировано умение читать плавно и внятно по слогам,
Возраст детей
- В реализации проекта участвуют дети старшей группы, возраст 5-6лет
Продолжительность проекта:
- Продолжительность проекта составляет 1 года.
1.3. Форма и методы организации
Словесные методы | беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др; |
Наглядные методы | наблюдение, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др; |
Практические методы | игры, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, игровые приёмы; |
- Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание | Сроки |
1 этап: Организационный | 1.Определение темы проекта. 2.Изучение методико-педагогической литературы по данной теме. 3.Разработка плана реализации проекта. 1.Подбор методической, художественной, детской литературы, иллюстративные материалы, дидактические игры. 2.Диагностика детей. 3. Подготовка развивающей предметно-пространственной среды. 4. Разработка перспективного плана рабы с детьми. | Сентябрь Октябрь Ноябрь |
2 этап: Практический | 1.Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. 2. Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; 3.Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. | Декабрь Январь Февраль |
3 этап: Заключительный | 1.Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей; 2. Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта; 3.Игротека – кейс «Как хорошо уметь читать!»; 4. Методические пособия «Какая буква пропала?», «Слоговые вагончики», «Звуковая Ромашка – гласные звуки», «Звуковая ромашка- согласные звуки»; 5.Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций; | Март Апрель Май |
Перспективное планирование реализации проекта с детьми
№ п/п | Направление работы | Целевые ориентиры | Сроки |
1
2 3 4 5 |
Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться?» Беседа «Звук и буква» Прописи «Знакомимся с буквами» Игра- пазл «Цепочка слов» Артикулярная гимнастика |
Вызвать у детей интерес к обучению Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим Формировать умение прописывать буквы, закреплять данный материал; Формировать умение подбирать нужные картинки на определённый звук; Для активного развития органов речи | Октябрь |
6
7 8
9 |
Занимательная игра «Звук слог слово»
Дидактическая игра "Продолжи слово" «Звуковая Ромашка – гласные звуки», Дыхательная гимнастика |
Познакомить детей со звукобуквенным анализом
Развивать умение детей делить слова на слоги. Формировать умение подбирать картинку на первый звук Для правильного развития звукопроизношения | Ноябрь |
10 11 12 13 14 | Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Дидактическая игра «Подбери семейку слов» «Звуковая ромашка- согласные звуки» «Какая буква пропала» Артикулярная гимнастика
| Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания; Воспитывать культуру речевого общения; Формировать умение подбирать однокоренные слова Формировать умение подбирать картинку на первый звук закреплять представления о букве Для активного развития органов речи | Декабрь |
15 16 17 18 19 | Настольные дидактические игры лото «Азбука» Настольно печатная игра: «Слово на слог» «Составляем слова из слогов» Игра «Лишнее слово» Дыхательная гимнастика | Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове
Закреплять навыки слогового анализа слова, закрепление умения ставить ударение в словах Учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке; Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию Для правильного развития звукопроизношения | Январь |
20 21 22 | «Слоговые Вагончики», Беседа-рассуждение «Что такое предложение?» Сказка «гласные и согласные звуки» | Закрепить умение различать звуки согласные и гласные Познакомить детей с понятием «предложение» Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных | Февраль |
23 24
25 26 27 | Игра «Придумай название» Игра сложим слово из частей
Игра «Исправь ошибки» Игра «Что сначала, что потом?» Дыхательная гимнастика | Образование прилагательных от числительных Употребление предлогов Развитие понимания распространенных предложений Развитие понимания распространенных предложений Для правильного развития звукопроизношения | Март |
28 29 30 31 32 33 34 | «Буква потерялась» Игровая деятельность "Алфавит" Д/и: «Слово на звук …» Артикулярная гимнастика «Сколько звуков в слове?» Дидактическая игра «Посчитай звуки» "Готовимся к письму" | Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных Закрепить умение различать звуки согласные и гласные Продолжить знакомство с согласными звуками, учить правильно произносить. Для активного развития органов речи Учить детей, на слух определять, сколько звуков в слове. Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память; | Апрель |
35 36 | «Составь слово по первым буквам», Артикулярная гимнастика | Активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа; Для активного развития органов речи. |
III. Взаимодействие с родителями
Перед родителями поставлена задача – следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д.
Формы работы с родителями:
1 Родительские собрания;
Индивидуальные и групповые консультации:
- «Развитие речевой активности детей»;
- «Значение пальчиковых игр для развития речи детей»;
- «Научите ребенка красиво говорить»;
- «Развиваем речь через продуктивную деятельность»
- «Роль семьи в развитии речи детей»;
- «Рекомендации по развитию устной речи ребенка»;
- «Дидактические игры по развитию речи детей».
Наглядные виды работы:
- информационные стенды для родителей;
- выставки детских работ;
- подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;
Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции речевого развития детей;
Совместные с родителями праздники, развлечения, экскурсии.
IV. Информационно – методическое обеспечение проекта:
1. Гербова В. Развитие речи в детском саду. 5-6 лет. Старшая группа - М.:Мозайка- Синтез, 2015. – 144с.
2. Развитие речи 5-6 лет/А.С.ЯковлеваН.Н. Матвеева. - М.: АСТ, 2012.-256 c.
3. Сущевская, С.А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5-8 лет / С.А. Сущевская. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.
4. Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 48 c.
5. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.
6.Ушакова О.С Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа- М.;ТЦ Сфера , 2021- 288с.