Предупреждение возникновения нарушения письменной речи у старших дошкольников на занятиях по обучению грамоте.
статья (старшая группа)
Предупреждение возникновения нарушения письменной речи у старших дошкольников на занятиях по обучению грамоте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предупреждение возникновения нарушения письменной речи у старших дошкольников на занятиях по обучению грамоте.
Преемственность дошкольной ступени и школьного образования в школе является доброй традицией. Перед нами, специалистами-дошкольниками, была поставлена задача, обратить особое внимание на профилактику нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.
Определенная часть детей при овладении грамотой испытывает затруднения, которые разнообразны по своим проявлениям и различны по степени выраженности, а известные методы коррекционной работы не всегда эффективны и своевременны. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность поздно. Потому необходимо подготовить ребёнка к обучению в первом классе.
Профилактика нарушения письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе.
Развитие речи старшего дошкольника имеет огромное значение в определении уровня готовности его к школе. У ребенка должна быть правильная разговорная речь, развита связная речь, активный словарь и т.д.
В своей работе мы опираемся на программный материал по подготовке детей к обучению грамоте «От звука к букве» Е.В. Колесниковой.
Основные этапы и содержание работы данной программы:
- Подготовительный:
- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
- интонационное выделение заданного звука в слове
- графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
- деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
- Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
- знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
- понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
- определение места звука / буквы в слове
- обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
- Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
- алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
- понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
- гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
- чтение слогов с изученными звуками и буквами
- составление и чтение слов из знакомых букв
- работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
- Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
- гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
- графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
- Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
- звуковой (фонетический) анализ слова
- понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
- переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
- Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
- закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
- переход к чтению несложных текстов
- Повторение и закрепление пройденного материала
Отработанные логопедом на подгрупповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.
Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые, рады ли ему, и как вечером проводили домой. Первая минутка – похвалы, добрые слова под музыку. Музыка спокойная, добрая, снимающая напряжение – минута вдохновения.
На зарядке сочетаются элементы ритмики, упражнения на растяжку. Дети выполняют упражнения на развитие дыхания. Под музыку дети выполняют движения в соответствии с ритмом и темпом.
Во время занятий воспитатель включает:
- физминутки с различными логоритмическими упражнениями;
- физминутки с пальчиковыми играми;
- игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Активно идёт работа по:
- отработке поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка). Что является основным этапом для предупреждения нарушения речи в школьном возрасте.
В течение прогулки проводятся:
- различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;
- логоритмические игры;
- индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация поставленных звуков в речи ребёнка);
- подвижные речевые игры.
Во время подготовки ко сну целесообразно развивать фонематическое восприятие, используя аудиозаписи сказок, стишков в разных литературных формах. Т.е. ребенок на слух определяет звуки, а это является одним из главных этапов предупреждения письменной речи.
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Гигиенические процедуры
Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится: cамомассажи кистей и пальцев рук, (мылом, полотенцами);
После дневного сна воспитатели проводят с детьми обширное умывание.
После проведения гигиенических процедур, когда дети проснулись, воспитатель проводит: пальчиковые игры; игры с «Весёлым язычком».
Занятия – индивидуальные и в микрогруппах.
Время проведения: в утренний отрезок времени, перед завтраком, после сна, перед полдником.
Считается, как человек говорит, так он мыслит, думает и придумывает. Речь является одним из ярким показателей развития человека, и, конечно же, ребенка. Поэтому мы будем продолжать свою работу, чтобы наши воспитанники говорили и думали достаточно правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: «Профилактическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по предупреждению оптических нарушений письменной речи в школьном возрасте»
Обобщение опыта работы учителя-логопеда Городничевой О.В., представленное на конкурсе педагогических достижений 2011г....
Особенности предупреждения нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР
Профилактика нарушений письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Письмо - сложный вид психической деятельности....
Презентация «Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников. Новые игровые приемы и методы»
Письменная речь -умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей....
Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР
Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях до...
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...
Консультация для педагогов «Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников».
Профилактика нарушений письменной речи – это эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Данная консультация поможет педагогам выявить предпосылк...
Консультация для педагогов «Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников».
Профилактика нарушений письменной речи – это эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Данная консультация поможет педагогам выявить предпосылк...