Предупреждение возникновения нарушения письменной речи у старших дошкольников на занятиях по обучению грамоте.
статья (старшая группа)

Трубицына Екатерина Михайловна

Предупреждение возникновения нарушения письменной речи у старших дошкольников на занятиях по обучению грамоте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение возникновения нарушения письменной речи у старших дошкольников на занятиях по обучению грамоте.

Преемственность дошкольной ступени и школьного образования в школе является доброй традицией.  Перед нами, специалистами-дошкольниками, была поставлена задача, обратить особое внимание на профилактику нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.

Определенная часть детей при овладении грамотой испытывает затруднения, которые разнообразны по своим проявлениям и различны по степени выраженности, а известные методы коррекционной работы не всегда эффективны и своевременны.  К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность поздно. Потому необходимо подготовить ребёнка к обучению в первом классе.

 Профилактика нарушения письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе.

Развитие речи старшего дошкольника имеет огромное значение в определении уровня готовности его к школе. У ребенка должна быть правильная разговорная речь, развита связная речь, активный словарь и т.д.

В своей работе мы опираемся на программный материал по подготовке детей к обучению грамоте «От звука к букве» Е.В. Колесниковой.

Основные этапы и содержание работы данной программы:

  1. Подготовительный:
  • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
  • интонационное выделение заданного звука в слове
  • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
  • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
  1. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
  • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
  • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
  • определение места звука / буквы в слове
  • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
  1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
  • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
  • понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
  • гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
  • чтение слогов с изученными звуками и буквами
  • составление и чтение слов из знакомых букв
  • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
  1. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
  • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
  • графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
  1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
  • звуковой (фонетический) анализ слова
  • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
  • переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
  1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й,  Ь и Ъ – и их особенностями
  • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
  • переход к чтению несложных текстов
  1. Повторение и закрепление пройденного материала

          Отработанные логопедом на подгрупповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.

 Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые, рады ли ему, и как вечером проводили домой. Первая минутка – похвалы, добрые слова под музыку. Музыка спокойная, добрая, снимающая напряжение – минута вдохновения.

      На зарядке сочетаются элементы ритмики, упражнения на растяжку. Дети выполняют упражнения на развитие дыхания. Под музыку дети выполняют движения в соответствии с ритмом и темпом.

      Во время занятий воспитатель включает:

  • физминутки с различными логоритмическими   упражнениями;
  • физминутки с пальчиковыми играми;
  • игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Активно идёт работа по:

  • отработке поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка). Что является основным этапом для предупреждения нарушения речи в школьном возрасте.

         В течение прогулки проводятся:

  • различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;
  • логоритмические игры;
  • индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация поставленных звуков в речи ребёнка);
  • подвижные речевые игры.

Во время подготовки ко сну целесообразно развивать  фонематическое восприятие, используя аудиозаписи сказок, стишков  в разных литературных формах. Т.е. ребенок на слух определяет звуки, а это является одним из главных этапов предупреждения письменной речи.  

     Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

       Гигиенические процедуры

Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится: cамомассажи кистей и пальцев рук, (мылом, полотенцами);

После дневного сна воспитатели проводят с детьми обширное умывание.

        После проведения гигиенических процедур, когда дети проснулись, воспитатель проводит: пальчиковые игры; игры с «Весёлым язычком».

    Занятия – индивидуальные и в микрогруппах.

      Время проведения: в утренний отрезок времени, перед завтраком, после сна, перед полдником.

Считается, как человек говорит, так он мыслит, думает и придумывает. Речь является одним из ярким показателей развития человека, и, конечно же, ребенка. Поэтому мы будем продолжать свою работу, чтобы наши воспитанники говорили и думали достаточно правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: «Профилактическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по предупреждению оптических нарушений письменной речи в школьном возрасте»

Обобщение опыта работы учителя-логопеда Городничевой О.В., представленное на конкурсе педагогических достижений 2011г....

Особенности предупреждения нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Профилактика нарушений письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Письмо - сложный вид психической деятельности....

Презентация «Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников. Новые игровые приемы и методы»

Письменная речь  -умение сочетать слова в письменную форму для выражения своих мыслей....

Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях до...

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...

Консультация для педагогов «Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников».

Профилактика нарушений письменной речи – это эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Данная консультация поможет педагогам выявить предпосылк...

Консультация для педагогов «Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников».

Профилактика нарушений письменной речи – это эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Данная консультация поможет педагогам выявить предпосылк...