Консультация для родителей «Русская мудрость о воспитании»
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
«Русская мудрость о воспитании»
Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - воспитанность», «Дитятко - это тесто: как замеси, так и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношений, умение воспитывать, народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец - мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскоре - мил, да добру научил», «Не чванься отцом - хвались сыном молодцом».
Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.
Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.
Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания - мудрость воспитания. Недаром еще К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ - с ним родилось, с ним выросло, отразило в нем всю его историю…». Ушинскому принадлежит и другое высказывание. «По содержанию, - писал он, - наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни.»
Итак, какие же философские и педагогические мысли волновали столетиями русский народ? Прежде всего, обратим внимание на высказывания о сущности счастья.
Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы была «полна горница детей». Какой же смысл вкладывается в слово «полна»? ответ, очевидно, можно найти в пословице «Один сын - не сын, два сына - пол сына, три сына - целый сын». Счастье родителей и счастье детей - нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ отмечает так: «Добрые дети - делу венец, а плохие дети - дому конец». Точнее и образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на камнях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснешь».
Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - воспитанность», «Дитятко - это тесто: как замесил, так и выросло».
Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях. Своеобразным предупреждением звучат наставления: «Умел дитя родить, умей и научить», «Кому детей родить, тому их и вскормить», «Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле».
Народ подметил немаловажную вещь наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений: «От плохого семени не жди доброго племени», «Какие корешки, такие и вершки, какие родители, такие и детишки», «От свиньи бобры не родятся, а такие же поросята».
Какие же качества выше всего ценит народ в человеке? На первое место ставится здоровье: «Здоровье - всему голова», «Было бы здоровье - остальное будет», «Берешь платье снова, а здоровье смолоду», «Здоровье сгубишь - новое не купишь».
А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Красна птица перьями, а человек знанием».
Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения: «Ученье в детстве, как резьба на камне», «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит».
Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качествам правдивость: «Правда светлее солнца», «Где, правда, там и счастье», «Правда дороже золота».
Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей. В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму - разуму да «сердцем награждают»: «Не тот батька, кто родил, а тот, кто уму - разуму научил».
Пример родителей - лучшая школа для детей. «Возле батьки-матки учатся дитятки», «Родители трудолюбивы - и дети не ленивы». В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребенка. Потому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И все же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там ребят хорошо растят».
Одна из прекрасных традиций - обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой - долг перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosultatsiya1.docx | 687.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей
«Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»
Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.
Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.
Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например, на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.
Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего малыша наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображения. Малыш будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.
Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.
Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:
Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы к него не пропал интерес к ним.
Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую - и вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.
Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так играйте же вместе с малышом!
Источник: https://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod39.htm
Консультация для родителей
«Русская мудрость о воспитании»
Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - воспитанность», «Дитятко - это тесто: как замеси, так и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношений, умение воспитывать, народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец - мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскоре - мил, да добру научил», «Не чванься отцом - хвались сыном молодцом».
Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.
Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.
Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания - мудрость воспитания. Недаром еще К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ - с ним родилось, с ним выросло, отразило в нем всю его историю…». Ушинскому принадлежит и другое высказывание. «По содержанию, - писал он, - наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни.»
Итак, какие же философские и педагогические мысли волновали столетиями русский народ? Прежде всего, обратим внимание на высказывания о сущности счастья.
Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы была «полна горница детей». Какой же смысл вкладывается в слово «полна»? ответ, очевидно, можно найти в пословице «Один сын - не сын, два сына - пол сына, три сына - целый сын». Счастье родителей и счастье детей - нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ отмечает так: «Добрые дети - делу венец, а плохие дети - дому конец». Точнее и образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на камнях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснешь».
Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - воспитанность», «Дитятко - это тесто: как замесил, так и выросло».
Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях. Своеобразным предупреждением звучат наставления: «Умел дитя родить, умей и научить», «Кому детей родить, тому их и вскормить», «Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле».
Народ подметил немаловажную вещь наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений: «От плохого семени не жди доброго племени», «Какие корешки, такие и вершки, какие родители, такие и детишки», «От свиньи бобры не родятся, а такие же поросята».
Какие же качества выше всего ценит народ в человеке? На первое место ставится здоровье: «Здоровье - всему голова», «Было бы здоровье - остальное будет», «Берешь платье снова, а здоровье смолоду», «Здоровье сгубишь - новое не купишь».
А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Красна птица перьями, а человек знанием».
Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения: «Ученье в детстве, как резьба на камне», «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит».
Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качествам правдивость: «Правда светлее солнца», «Где, правда, там и счастье», «Правда дороже золота».
Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей. В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму - разуму да «сердцем награждают»: «Не тот батька, кто родил, а тот, кто уму - разуму научил».
Пример родителей - лучшая школа для детей. «Возле батьки-матки учатся дитятки», «Родители трудолюбивы - и дети не ленивы». В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребенка. Потому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И все же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там ребят хорошо растят».
Одна из прекрасных традиций - обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой - долг перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает»
Источник: https://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod55.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Русская мудрость о воспитании детей"
Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из неприходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - ...
Консультация для родителей «Русская мудрость о воспитании».
Одна из прекрасных традиций - обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой - долг перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает»....
Консультация для родителей "Русская мудрость о воспитании"
консультация для родителей...
Консультация для родителей «Русская мудрость о воспитании»
Консультация для родителей «Русская мудрость о воспитании»...
Консультация для родителей "Русская мудрость о воспитании".
Пословицыи поговорки русского народа - это неисчерпаемый источник народной мудрости. Рассматривая проблему воспитания современного ребёнка нелязя обойти стороной многовековые традиции, с...
Консультация для родителей «Русская мудрость о воспитании»
Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod55.htm...
Рекомендация для родителей «Русская народная мудрость в воспитании»
Устное народное творчество-это история народа, его духовное богатство. Ещё 1000 лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось сказывать детям сказки, петь былины. Они перехо...