«Экологическое воспитание в детском саду»
материал (средняя группа)

Еслямгалиева Айгуль Габдулловна

Аннотация: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «БАГРАТИОН»
ДЕТСКИЙ САД № 67, Г. ОДИНЦОВО, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


«Экологическое воспитание в детском саду»

Автор: Еслямгалиева А. Г.

Аннотация: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Природа - могучий древний источник познания и воспитания человечества. Любовь к природе, сознательное, бережливое и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства. Мы, взрослые, обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её.

Бережное и заботливое отношение направленно на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в воде, тепле, свете и др.), потом что каждый живой организм живет, растет, развивается, только если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояние растения и животного от труда человека.

Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми. Для того, чтобы дети могли освоить программу экологического образования, её содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи двух основных блоков:

  1. Занятия, как специально организованная форма обучения.
  2. Совместная деятельность взрослого и детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предлагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке детям предоставляет возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.



  1. Специально организованное обучение: экскурсии, занятия.

-Наблюдение за животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).

-Творческая деятельность экологической тематики.

-Ознакомление с трудом взрослых в природе.

-Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.

-Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях – по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).

-Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).

-Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).


2.Совместная деятельность педагога и детей:

-Диагностика экологической воспитанности детей.

-Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.

-Целевые прогулки и природу.

-Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).

-Рассказ воспитателя, чтение детской художественно литературы.

-Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.

-Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношений к ней.

-Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.

-Опыты, поисковая деятельность.

-Труд в уголке природы и на участке.

- Просмотр диафильмов, видеофильмов.

-Работа с моделями.

-Ведение календарей природы, дневников наблюдений.

Различные виды творческой деятельности на экологические темы.

-Создание книг-самоделок.

-Экологические досуги и праздники.

На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношения к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от усвоения фактов к установлению связи между ними и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла – наблюдения, экскурсии, формирование знаний, - но и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность ребенка: по производительности, музыкальные, трудовые.

В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитания и детей. Это обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используется чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность.

В старшем дошкольном возрасте важно не только дальнейшее обогащение, но и система знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольникам проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия.

Список литературы

  1. Карташова Л.Б Места заповедные. – Казань, “ Идел-Пресс”, 2007. – 296с.
  2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М: Мозаика- Синтез. – 2011. – 253с.
  3. Томаева И.Ф. Колайда А.А. Давайте наши души вместе сохраним: Сборник детских, творческих работ, поступивших в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в рамках природоохранной акции “ Марш парков” в 2009. – Казань: Изд-во “Фолианть”. 2009/ - 100 c.
  4. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, Детство-Пресс. –2007.– 126с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...

Экологическое воспитание в детском саду № 11

Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Экологическое воспитание в детском саду

Доклад  для  родительского  собрания...

Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду

Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....