Педагогический совет «Внедрение профессионального стандарта «Педагог» - новый шаг к качеству образования.
методическая разработка
В процессе перехода на новые федеральные образовательные стандарты изменились требования, предъявляемые как к образовательному процессу, так и к профессиональным качествам педагога.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога.
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н" Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) принят «Профессиональный стандарт педагога».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_po_profstandartu.docx | 43.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек», корпус № 2, г. Бабушкин МО «Кабанский район Республики Бурятия
Педагогический совет
«Внедрение профессионального стандарта «Педагог» - новый шаг к
качеству образования.
Старший воспитатель
Казакова Л.В.
Задачи:
- Познакомить педагогов с документом «Профессиональный стандарт педагога»(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
- Определить, какие трудности будут сопровождать введение профессионального стандарта «Педагог»
- Сформировать компетенции в вопросе педагогического стандарта педагога.
- Определить образ идеального педагога 21 века.
- Рассмотреть возможные направления продвижения педагогов к этому идеалу и выбрать важнейшие направления.
- Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
- Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Повестка дня:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово по теме педсовета «Профессиональный стандарт педагога»
3.Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования согласно профессионального стандарта.
4. Работа в группах. Творческое задание: «Что подразумевают направления «Владение ИКТ – компетентностью», «Владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей», «Участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации».
5. Условия и трудности внедрения профессионального стандарта педагога. (Обсуждение с педагогами)
6. Деловая игра «Педагог 21 века»
7.Подведение итогов педагогического совета. Вынесение решения.
8. Рефлексия
Ход педагогического совета.
- Организационный момент.
Сегодня мы проводим педагогический совет на тему «Внедрение профессионального стандарта «Педагог» - новый шаг к качеству образования.
Его проведу я – Харитонова Т.А. старший воспитатель ДОУ №56
Протокол заседания пед. совета ведет Хоборова Ю.В.
Присутствует – 10 человек. Отсутствует – 0.
Сегодня в рамках нашего педагогического совета мы с вами поговорим о профессиональном стандарте педагога ДОУ, о том, какими личностными качествами, знаниями и умениями должен обладать педагог 21 века, о его профессиональной компетентности, определим, какие трудности будут сопровождать введение профессионального стандарта «Педагог»,создадим образ идеального педагога. Прежде чем начать, давайте познакомимся. Я предлагаю всем встать в круг, назвать свое имя и 3 качества, которые в вас наиболее проявляются. Татьяна – ответственная, справедливая, коммуникабельная.
Вступление.
В процессе перехода на новые федеральные образовательные стандарты изменились требования, предъявляемые как к образовательному процессу, так и к профессиональным качествам педагога.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога.
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н" Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) принят «Профессиональный стандарт педагога».
С 2016 г. ПС находится в стадии апробации.
В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и наукиРоссийской Федерации.
Давайте рассмотрим Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования согласно профессиональному стандарту.
Я попрошу вас подумать и ответить на вопрос зачем нужен профессиональный стандарт педагога? Какие функции, по вашему мнению будет выполнять профессиональный стандарт?
Педагог дошкольного образования должен
1.Иметь высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» Требования к опыту практической работы не предъявляются.
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игровую, продуктивная; конструирование, создавать широкие возможности для развития свободной игры детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
12.Создавать позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
13. Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
Итак, вернемся к нашему вопросу: «Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
Ответы педагогов: ( Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и
качеству образования.
Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.)
Вывод:
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
· Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
· Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
· Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
· Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем, основа для разработки должностных инструкций педагогов.
Исходя из этого, какие функции, по вашему мнению, будет выполнять ПС «Педагог?»
-Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
-Повышать ответственность педагога за результаты своего труда
-Избавит педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
Как вы думаете, будет ли способствовать введение ПС повышению качества образования?
Ответы педагогов: профессиональный стандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста, повышает ответственность педагогов за результаты своего труда, и соответственно повышает качество образования.
Итак, мы с вами рассмотрели основные компетенции педагога дошкольного образования согласно ПС. А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и рассмотреть некоторые компетенции более подробно.
Работа в группах.
Как Вы думаете, что подразумевают данные направления?
- Владение ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей
- Участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Владеть ИКТ – компетенциями ,
- Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из интернет - источников
- Устанавливать программу на компьютер (ноутбук), пользоваться проекционной техникой
- Владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
- Уметь выбирать и использовать текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для образовательного процесса
- Создание собственного сайта (личного, группы)
- Создание электронного портфолио (личного или группы)
- Создание познавательного фильма для детей
- Использовать на родительских собраниях ИКТ
Владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей:
Участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
-ППРС должна быть безопасной - соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования
-Умение строить взаимоотношения с детьми на основе взаимного сотрудничества,
- Создание в группе атмосферы гуманного доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
- Индивидуальный подход к каждому ребенку
-Создание уголков релаксации, уголков уединения;
-Использование минуток тишины, уроков любования, игры – релаксации
- (Массажные мячи-«ежики», Мешочки настроений, «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения») .
Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург. В своей книге «Что принесёт учителю новый профессиональный
стандарт педагога?» Он представляет развёрнутый комментарий к документу.
На прямо поставленный вопрос «Что принесёт учителю
новый стандарт профессиональной деятельности педагога ?» сегодня педагоги, руководители образовательных организаций дают три разных ответа.
Сценарий первый (скептический): введение стандарта
ничего не даст. Как работали, так и будем работать.
Очередной ≪девятый вал≫ реформирования сначала накроет,
как цунами, а затем схлынет, как и многие предыдущие модные
инициативы, оставив после себя горы ≪подмоченной≫
(в смысле сомнительности с точки зрения достоверности)
отчётной документации с рапортами и статистическими отчётами
об успешном внедрении прогрессивного начинания.
Сценарий второй (пессимистический): станет гораздо
хуже, чем было. Новые, непомерно высокие требования к профессиональным
компетенциям педагога в руках чиновников и
администрации образовательных организаций станут дополнительным
инструментом угнетения учителя как при проведении процедуры
аттестации, так и при начислении денег из стимулирующего
фонда оплаты труда педагогических работников.
Сценарий третий (сдержанно оптимистический):
новый стандарт профессиональной деятельности педагога вернёт
нас к сути педагогической деятельности. Овладение новыми
профессиональными компетенциями поможет педагогу адекватно
ответить на новые вызовы, с которыми он уже сегодня
сталкивается в своей повседневной практической деятельности,
облегчит решение необычайно сложных задач обучения, воспитания
и развития детей в изменившихся условиях. Но произойдёт
это не вдруг и не сразу, поскольку для овладения
тонкими современными инструментами педагогического воздействия
на ребёнка потребуется время, а главное, желание самого
педагога их изучать и применять на практике.
Какого суждения придерживаетесь вы?
Вместе с тем реальные потребности системы на современном этапе требуют
педагогов, обладающих новыми профессиональными качествами
и компетенциями. Хотим мы того или нет, перемены неотвратимы. Они уже
наступили.
Какие трудности будут сопровождать введение ПС.
1.Продвижение к профессиональному стандарту осуществляется в условиях дефицита педагогических кадров, скрытого или явного саботажа со стороны значительной части сотрудников.
Вышесказанное свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода в работе с педагогическими кадрами при освоении профессионального стандарта.
2 Вторая проблема- Почти полное отсутствие, за редкими исключениями, комплекса условий, необходимых для качественного освоения педагогами новых профессиональных компетенций:
- создание системы подготовки будущих педагогов и переподготовки ныне действующих;
■ наличие профессиональной команды, включающей специалистов: психологов, дефектологов и медиков— иными словами, службы сопровождения, помогающей педагогам организовать работу
с усложняющимся диверсифицированным контингентом учащихся;
■ наличие методического шлейфа: разработанных методических рекомендаций, позволяющих педагогам работать с разными категориями учащихся;
■ наличие разработанных индикаторов оценки квалификации педагогов, дающих возможность объективно оценить степень овладения ими требуемыми педагогическими компетенциями.
Всё это ещё только предстоит создавать, и на это, разумеется, потребуется время. Однако острота ситуации заключается в том, что его нам отпущено не слишком много. В этом смысле администраторов можно отчасти понять. Ведь уже сегодня в соответствии с новым Федеральным законом
≪Об образовании в Российской Федерации≫ любой родитель вправе определить в массовую школу своего ребёнка, даже если тот имеет серьёзные проблемы в развитии. И что прикажете делать учителю? Имитировать процесс обучения или на ходу осваивать новые приёмы и методы обучения и развития?
Третья проблема:
Отсутствие разработанной процедуры объективной независимой аттестации, позволяющей по достоинству оценить чрезвычайно усложнившийся труд педагогов, не на словах, а на деле обеспечить их профессиональный
и карьерный рост.
Такую процедуру ещё только предстоит разработать.
Дело в том, что профессиональный стандарт педагогической деятельности, помимо того что он призван удовлетворить ожидания общества, наметить ближайшие и перспективные цели в подготовке и переподготовке профессионалов, является документом, где чётко фиксируются трудовые функции педагога, от качественного выполнения которых зависит оплата его труда.
Ныне действующая процедура аттестации, построенная целиком на квалификационных характеристиках, зачастую носит формальный характер и отличается излишней громоздкостью.
Обсудив необходимые для введения профессионального стандарта педагога условия и возникающие при этом проблемы, вновь обратимся к сценарному прогнозу: какой сценарий развития событий представляется наиболее вероятным?
Не будем обманывать себя: все три параллельно!
Само по себе появление нового, пусть даже самого прогрессивного документа, утверждённого на высшем уровне, не переломит ситуацию в образовании. Успеха следует ожидать только там, где будет осознано, что утверждение стандарта профессиональной деятельности педагога — лишь начало масштабного образовательного проекта. Для его реализации потребуются слаженные усилия администраторов всех уровней, руководителей институтов, обеспечивающих подготовку и переподготовку
кадров, а также добрая воля самих педагогов, осознавших необходимость менять себя. В конце концов, главное качество педагога — это умение учиться самому. Поэтому одним из ключевых вопросов, связанных с внедрением профессионального стандарта, неизбежно становится проблема повышения мотивации педагогов к его освоению.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Сейчас я предлагаю поработать в группах и создать образ современного педагога согласно ПС «Педагог 21 века»
Задачи:
- Создать образ идеального педагога;
- Выявить основные направления продвижения к идеалу;
Педагоги делятся на 3 команды:
Задание для каждой команды: Создание образа идеального воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, определение направлений продвижения к идеалу.
Итог – идеальный педагог 21 века.
Работа в группах.
Каждая группа представляет перечень мероприятий, способствующих продвижению педагогов к идеалу и свою модель образа педагога 21 века.
Предлагаю вашему вниманию видеоролик «Рассуждения детей о воспитателях» Дети старшей и подготовительной к школе группы.
Сейчас мнение других участников образовательного процесса – родителей воспитанников.
С учетом требований ПС, желания детей, родителей
я подвожу итог.
Педагог 21 века это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному, физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные методы, приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетенции, должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
- Готовый к переменам, мобильный, способный к нестандартным трудовым действиям, ответственный и самостоятельный в принятии решений
- Добрый, красивый, веселый, коммуникабельный, настоящий профессионал своего дела.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1.Работа в методических объединениях, творческих группах;
2.Инновационная деятельность, освоение новых технологий;
3.Различные формы педагогической поддержки;
4.Активное участие в профессиональных конкурсах, мастер–классах;
5.Обобщение собственного опыта.
6.Курсы повышения квалификации, самообразование
Проект решения педагогического совета.
1.Провести самоанализ своей педагогической деятельности, компетенции с учетом требований ПС педагога.
2. Разработать индивидуальную образовательно-методическую траекторию педагога для установления соответствия требованиям ПС педагога.
Голосование.
Рефлексия.
Участникам раздаются листки бумаги с контурами ладошек.
Ладошка предназначена на 5 педагогов. Каждый из вас напишите в центре свои имена, затем предайте листок с контуром вашим коллегам по группе и пусть каждый из вас напишет свои отзывы и пожелания о нашей встрече на одном из пальцев ладошки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Должностная инструкция педагога-психолога в процессе внедрения профессионального стандарта педагога-психолога»
Методическая разработка предназначена для педагогов-психологов ДОУ. Разработана в соответствии с профессиональным стандартом педагога-психолога....
Семинар для педагогов "Внедрение Профессионального стандарта педагога-новый шаг к качеству образования"
Внедрение профессионального стандарта педагога в ДОУ...
Педагогический совет «Внедрение профессионального стандарта «Педагог» - новый шаг к качеству образования.
Педагогический совет - деловая игра «Внедрение профессионального стандарта «Педагог» - новый шаг к качеству образования....
Игра для педагогов по внедрению профессионального стандарта ПЕДАГОГ "Что? Где? Когда?"
Игра для педагогов по внедрению профессионального стандарта " Педагог" Форма проведения: Клуб ЗнатоковМесто: музыкальный залУчастники: педагоги детского садаКоличество участников: 7Врем...
Профессиональный стандарт педагога- новое качество дошкольного образования
Презентация для педагогов " Профессиональный стандарт педагога- новое качество дошкольного образования"...
Педагогический совет «Развитие профессиональных компетентностей педагогов в процессе непрерывного образования (самообразования)»
Представлена актуальность выбранной темы, профессиональные компетентности воспитателя ДОО и предложены варианты организации Деловой игры по тематике педагогического совета....
МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ : «АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:- Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.- Обеспечить координированный рост свободы и ответственности пед...