МОТИВ ДЕТСКОЙ ИГРЫ
консультация (младшая группа)
Игровые мотивы реализуют потребность ребёнка жить совместной с взрослыми жизнью, участвовать в социальной деятельности, занимать определённое место в обществе.
Структурные компоненты игры:
• Роль.
• Игровое действие.
• Игровое употребление предметов (замещение) .
• Реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми.
Центральным и определяющим компонентом является – роль.
Роль реализуется в игровых действиях.
Основу игры, по словам Л. С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.
Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это - реальные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по совместной игровой деятельности).
Функции реальных отношений включают
1. Планирование сюжета игры.
2. Распределение ролей, игровых предметов.
3. Контроль, над развитием сюжета и выполнением ролей, сверстниками партнёрами.
4. Коррекция игры.
В качестве приёмов организации игровых отношений выступают
Смена ролевых позиций ребёнка в игре.
Создание игрового сотрудничества (переход то игры «рядом», к игре «вместе») .
Ориентация детей на чувства и переживания за игровых персонажей
Создание средствами игры повышенной напряжённости (в сюжет вносится драматизм, требующий оказания помощи персонажам) .
Для организации партнёрских отношений используются следующие приёмы
Совместное обсуждение сюжета игры (планирование) .
Обсуждение начального замысла игры (каждый из детей, может побывать, как на основных, так и на второстепенных ролях) .
Знакомство с игровым материалом (оформление игрового пространства) .
Дефицит групповой совместной игровой деятельности является фактором риска развития личности ребёнка.
Уровень развития детской игры
1-предметные действия
2- предметные действия в цепочке
3-выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий
4-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.
На протяжении дошкольного детства можно наблюдать динамику развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте) .
Значение сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития
-развитие мотивационно-потребностной сферы (формирование у ребёнка стремления к социально-значимой деятельности и мотива занять новую социальную позицию)
-преодоление познавательного «эгоцентризма» (в игре учитывать позиции друг друга)
-формирование идеального плана сознания (действия в уме)
-развитие произвольности действий (принятие роли и контроль со стороны участников игры)
Принципы отбора игровых методов обучения
Одна из задач, стоящих перед педагогами, которые работают по программе «Радуга»- предоставить детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Взаимоотношение воспитателя с детьми должно исключить принуждение.
Способы построения сюжетно-ролевых игр
предметно-действенный способ, на этапе раннего и младшего дошкольного возраста (покатать машинку, загрузить её, покормить куклу) .
ролевой способ, в среднем дошкольном возрасте (принятие роли и ролевое поведение, в роли зайчика ребёнок «строит» для себя дом, готовит обед) .
сюжетосложение, в старшем дошкольном возрасте (придумать, комбинировать сюжет на основе опыта) .
Игровая мотивация
Детям 3-4 лет необходимо:
-одушевлять игровые персонажи.
-использовать различные сюжеты
-осуществлять превращения одних предметов в другие.
Детям 4-5 лет необходимо:
-принимать нужную роль и действовать в этой роли.
-заинтересовывать детей ролями.
Детям 5-6 лет необходимо:
-отбирать яркие и выразительные образы.
-представлять сюжет, используя ролевое поведение.
Динамика использования игровых приёмов.
Возрастная группа
Ведущий тип Игровые приёмы
Первая младшая Предметно-манипулятивная Внесение дидактических игрушек
Вторая младшая Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия Использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка
Средняя Сюжетно-ролевая на стадии игровой ситуации и роли Одушевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории
Старшая Сюжетно-ролевая на стадии сюжетосложения Составление и решение задач
Подготовительная Игра с правилами Использование дидактических игр с правилами: настольных, подвижных
Педагогические принципы организации сюжетной игры
-В игре дети должны отражать знания и представления, полученные ими при ознакомлении с окружающим.
-Игра - средство проработки знаний.
-Свободная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей.
-Свои функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она всё более усложняется.
Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения - преобладающий способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметами, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события) .
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» - «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п., а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимоотношение со сверстниками игровых объединениях.
Из этого следует
- первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
-второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.
-третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации;
1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром;
2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в арсенале игровых умений.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_motiv_detskoy_igry.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №60«Пчёлка» Городского округа Щелково (МАДОУ детский сад №60 «Пчёлка» ГОЩ) Адрес: 141102; РФ, Московская область, г.Щёлково, мкр. Финский, д.5; тел. 8-496-569-07-89; e-mail: detsad60pchelka@yandex.ru; сайт: http://ds60-schel.edumsko.ru/
|
МОТИВ ДЕТСКОЙ ИГРЫ
Игровые мотивы реализуют потребность ребёнка жить совместной с взрослыми жизнью, участвовать в социальной деятельности, занимать определённое место в обществе.
Структурные компоненты игры:
• Роль.
• Игровое действие.
• Игровое употребление предметов (замещение) .
• Реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми.
Центральным и определяющим компонентом является – роль.
Роль реализуется в игровых действиях.
Основу игры, по словам Л. С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.
Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это - реальные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по совместной игровой деятельности).
Функции реальных отношений включают
1. Планирование сюжета игры.
2. Распределение ролей, игровых предметов.
3. Контроль, над развитием сюжета и выполнением ролей, сверстниками партнёрами.
4. Коррекция игры.
В качестве приёмов организации игровых отношений выступают
Смена ролевых позиций ребёнка в игре.
Создание игрового сотрудничества (переход то игры «рядом», к игре «вместе») .
Ориентация детей на чувства и переживания за игровых персонажей
Создание средствами игры повышенной напряжённости (в сюжет вносится драматизм, требующий оказания помощи персонажам) .
Для организации партнёрских отношений используются следующие приёмы
Совместное обсуждение сюжета игры (планирование) .
Обсуждение начального замысла игры (каждый из детей, может побывать, как на основных, так и на второстепенных ролях) .
Знакомство с игровым материалом (оформление игрового пространства) .
Дефицит групповой совместной игровой деятельности является фактором риска развития личности ребёнка.
Уровень развития детской игры
1-предметные действия
2- предметные действия в цепочке
3-выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий
4-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.
На протяжении дошкольного детства можно наблюдать динамику развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте) .
Значение сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития
-развитие мотивационно-потребностной сферы (формирование у ребёнка стремления к социально-значимой деятельности и мотива занять новую социальную позицию)
-преодоление познавательного «эгоцентризма» (в игре учитывать позиции друг друга)
-формирование идеального плана сознания (действия в уме)
-развитие произвольности действий (принятие роли и контроль со стороны участников игры)
Принципы отбора игровых методов обучения
Одна из задач, стоящих перед педагогами, которые работают по программе «Радуга»- предоставить детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Взаимоотношение воспитателя с детьми должно исключить принуждение.
Способы построения сюжетно-ролевых игр
предметно-действенный способ, на этапе раннего и младшего дошкольного возраста (покатать машинку, загрузить её, покормить куклу) .
ролевой способ, в среднем дошкольном возрасте (принятие роли и ролевое поведение, в роли зайчика ребёнок «строит» для себя дом, готовит обед) .
сюжетосложение, в старшем дошкольном возрасте (придумать, комбинировать сюжет на основе опыта) .
Игровая мотивация
Детям 3-4 лет необходимо:
-одушевлять игровые персонажи.
-использовать различные сюжеты
-осуществлять превращения одних предметов в другие.
Детям 4-5 лет необходимо:
-принимать нужную роль и действовать в этой роли.
-заинтересовывать детей ролями.
Детям 5-6 лет необходимо:
-отбирать яркие и выразительные образы.
-представлять сюжет, используя ролевое поведение.
Динамика использования игровых приёмов.
Возрастная группа
Ведущий тип Игровые приёмы
Первая младшая Предметно-манипулятивная Внесение дидактических игрушек
Вторая младшая Сюжетно-ролевая на стадии игрового действия Использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка
Средняя Сюжетно-ролевая на стадии игровой ситуации и роли Одушевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории
Старшая Сюжетно-ролевая на стадии сюжетосложения Составление и решение задач
Подготовительная Игра с правилами Использование дидактических игр с правилами: настольных, подвижных
Педагогические принципы организации сюжетной игры
-В игре дети должны отражать знания и представления, полученные ими при ознакомлении с окружающим.
-Игра - средство проработки знаний.
-Свободная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей.
-Свои функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она всё более усложняется.
Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения - преобладающий способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умения ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметами, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события) .
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должны быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» - «Стройка», «Космос», «Магазин» и т. п., а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимоотношение со сверстниками игровых объединениях.
Из этого следует
- первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
-второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.
-третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации;
1) формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром;
2) формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в арсенале игровых умений.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Детские игры дома: старинные детские игры"
Консультация для родителей об организации старинных детских игр дома....
Сценарий детской игры-олимпиады по правилам дорожного движения - «Олимпиада ПДДТТ» среди воспитанников подготовительной группы детского сада.
Сценарийдетской игры-олимпиады по правил...
Пальчиковые игры "Игрушки, детские игры"
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, сти...
Православная детская игра " Детское православное лото"
Приобщение детей школьного возраста к истокам и традициям православной культуры через сопричастие к церковным праздникам....
Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры
Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры...
Проект «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры «Семья».
Уважаемые коллеги! Хочу представить dашему вниманию проект^ «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры &la...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...