одаренный ребенок
консультация (подготовительная группа)

Черниченко Екатерина Анатольевна

Развитие одаренных детей: как найти ключ к успеху

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost_rebenka.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие одаренных детей: как найти ключ к успеху

 В чем одаренный? Одаренность – это слишком общий термин. Прежде чем развивать таланты, нужно понять, в чем проявляются способности юного дарования. Ребенок может хорошо петь, танцевать, рисовать, проявлять тягу к точным наукам, информационным технологиям.

 Как это сделать? Развитие одаренных детей – ответственность родителей. Сама по себе одаренность не гарантирует ошеломительных успехов в будущем, если с ребенком не заниматься, не направлять его активности в правильное русло.

Кто такие одаренные дети

Одаренный человек с самого детства обладает незаурядными особенностями психики, которые можно развивать. Выдающийся педагог-психолог Дж.Рензулли объяснял одаренность как совокупность потенциально высокой интеллектуальности с настойчивостью в достижении целей и креативным мышлением.

Проблема развития одаренных детей волновала людей еще в античную эпоху, когда философы задумались над значением терминов «гений», «талант», «одаренность». Позже от немецкого «чудо-ребенок» появилось еще одно название для неординарных детей – вундеркинд. Все эти понятия стоит различатьКто такие одаренные дети

Вундеркинды – это юные дарования, которые с ранних лет отличаются от ровесников и совершают феноменальные культурные или научные достижения. В истории множество примеров, до сих пор восхищающих человечество. В частности, прославленный композитор Вольфганг Амадей Моцарт писал пьесы, будучи еще пятилетним, а к девяти годам создал симфонию.

Пабло Пикассо к 12 годам уже называли состоявшимся художником, а в шестнадцать он открыл свою первую выставку. Ныне известный математик Блез Паскаль уже в девятилетнем возрасте написал научный трактат.

Рождение вундеркинда – случай уникальный, тогда как одаренными могут быть двое детей из ста. Однако потенциал, который в них зарождается с малых лет, можно даже не заметить, а можно и развить в талант. Если ребенок явно преуспевает в каком-то виде деятельности, это вовсе не означает, что нужно прорабатывать только это направление.

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. То есть, родителям необходимо всесторонне обогащать маленькую личность, делая акцент на особенных способностях.

В психологии есть условное разделение видов одаренности:

  • Интеллектуальная. Такой одаренностью наделены дети, умеющие анализировать и классифицировать информацию, критически мыслящие и способные подолгу концентрироваться на каком-то одном действии. Они наблюдательны, обладают высоким уровнем интеллекта и делают особые успехи в изучении конкретного предмета, а затем и определенной области.
  • Академическая. Эта одаренность свойственна детям с прекрасной памятью. Знания им даются легко. Академически одаренные школьники получают положительные эмоции от процесса обучения и могут самостоятельно освоить любой материал, а зачастую способны освоить программу текущего учебного года гораздо быстрее своих сверстников.
  • Креативная. Склонность к любому виду созидания характерна для детей, креативно одаренных. Именно особенное мышление и развитое воображение помогают им добиться успехов в творческих видах деятельности. У таких детей отмечают музыкальный, танцевальный, писательский, актерский или художественный талант.
  • Социальная. Характерной особенностью социально одаренных детей является набор качеств, помогающих им быстро адаптироваться в любой социальной среде. Повышенный уровень эмоционального интеллекта и врожденная интуиция дают им уверенность в себе при общении с людьми любого возраста и положения. Это притягательные личности с устойчивыми лидерскими задатками и руководящими способностями.
  • Психомоторная. Такие дети опережают сверстников в общем физическом развитии. Их организм обладает незаурядными физическими резервами, за счет чего они легко преуспевают в занятиях спортом.

Выявление таланта у одаренных детей

Известно, что талант – это не просто некая выдающаяся способность. Для формирования и закрепления таланта в личности должны сочетаться сразу несколько качеств:

  • увлеченность;
  • склад характера;
  • желание тренировать навык.

Даже если все эти качества присущи ребенку, иногда без правильного обучения и воспитания талант может постепенно угаснуть. Поэтому поддержание живого интереса к своим неординарным способностям – пожалуй, одно из важных условий для развития одаренных детей.

Бывают случаи, когда ребенок, не имея природной предрасположенности к какому-либо делу, настолько увлекается им, что впоследствии при поддержке родителей и педагогов развивает способности до стадии одаренности.

В книге «Гибкое сознание» профессор Стэндфордского университета Кэрол Дуэк рассказывает, почему люди с гибким сознанием (с установкой на рост) верят, что качества можно развить, планомерно работая над собой, а изначальный уровень интеллекта и таланта — это всего лишь стартовая точка. А подбадривающая позиция взрослого всегда способствует стремлению развивать способности.гласие на обработку персональных данных

Есть простой тест для родителей: необходимо вспомнить и записать 10 талантов ребенка. Чаще всего мамы и папы замечают самые очевидные способности и записывают около 5 пунктов. В первую очередь отмечаются яркие таланты: ребенок великолепно поет, делает успехи в точных науках или способен сочинять стихи. А ведь одаренность может базироваться и на обыкновенных особенностях, которые не сразу бросаются в глаза.

К примеру, ребенок рано начинает разговаривать, проявляет способности к анализу информации и классификации предметов, внимательно читает словари и энциклопедии или любит организовывать сверстников во время игры.

Выявление таланта у одаренных детей

Случается, что особенности ребенка бывают раздражающими: он гиперактивный и излишне любопытный или, напротив, ленится и никуда не спешит. В этом случае необходимо постараться выяснить причины такого поведения и помочь ребенку повернуть их в нужное русло, закрепляя сильные стороны одаренного малыша.

  • Постоянная любознательность может свидетельствовать о непреодолимой тяге к исследованию мира. Благодаря этому качеству ребенок может проявить себя в научной, инженерной или журналистской сфере. Важно поддержать его энциклопедическую одаренность и не осуждать чрезмерное любопытство.

Как стать программистом после 9 класса: личные качества, навыки, где учиться

  • Излишняя активность может быть отличительной чертой будущего руководителя. Лидерские качества такого ребенка проявляются везде и всюду: в школьной жизни, в дружбе или в спортивной среде.
  • Медлительность и неспешность характеризуют деток, которые уже в раннем возрасте внимательны к своему внутреннему «я». Они четко разграничивают понятия «надо» и «могу» и отказываются действовать, если чувствуют усталость. Такая чуткость к своему эмоциональному состоянию и способность к познанию себя могут стать залогом развития особенного отношения к делам: не спешить в стремлении найти лучшее решение и, тщательно обдумав, с минимальными усилиями добиться желаемого.

Проблемы развития одаренных детей: с чем могут столкнуться родители

Стереотипное мышление и поведение не свойственны одаренным детям. Поэтому, если вы хотите развить и поддержать одаренность ребенка, не стоит заставлять его быть как все, подгонять под стандарты системы образования, не обращая внимания на индивидуальные особенности. Чем же дети одаренные отличаются от одноклассников?

  • Уникальное мышление. Одаренные дети рано проявляют способность к самостоятельным суждениям, не стесняются высказывать собственное мнение и придерживаются своего плана действий.
  • Разная скорость восприятия информации. Иногда одаренные дети могут решить сразу несколько задач, перерабатывая одновременно огромное количество информации. Иногда надолго погружаются в одну тему, тщательно анализируя и изучая каждую деталь.
  • Одержимость. Такие дети зачастую могут слишком глубоко сконцентрироваться на изучении интересующего их вопроса. Погружаются в его изучение, пренебрегая всеми остальными делами.
  • Трудности в общении. Хотя внешне одаренные дети могут ничем не отличаться от ровесников, часто они не находят с ними общего языка, так как чувствуют свою исключительность и даже превосходство. Из-за трудностей в общении с ровесниками одаренные дети могут тянуться к дружбе со старшими. Однако иерархически ребенок не может быть лидером в кругу взрослых, что может заставить его потерять интерес к общению в принципе и уйти в себя.
  • Требование внимания со стороны взрослых. Повышенная интеллектуальная активность заставляет одаренных детей постоянно что-то исследовать и анализировать. Естественно, они задают бесконечные вопросы окружающим их взрослым людям. Педагоги и родители должны запастись недюжинным терпением, воспитывая такого ребенка.
  • Протест. Иногда взрослые не дают воли гиперактивному ребенку, мешая реализовывать их стремление к познанию нового и подавляя лидерские качества. На такую несправедливость по отношению к себе одаренные дети могут среагировать вызывающе и даже агрессивно.
  • Моторика отстает от мыслительной активности. Стремительная интеллектуальная деятельность, гибкость мышления и расторможенность психических процессов иногда мешают одаренным детям сосредоточиться на скучных действиях. Например, они часто торопятся записать все, что думают, а думают они молниеносно. В результате рука не успевает за мозгом, и неразборчивый почерк становится следствием такого несоответствия. В знак протеста ребенок может просто отказаться делать письменные задания.
  • Отрицательное отношение к школе. Часто информация, которую учителя предлагают на школьных уроках, давно уже знакома одаренному ребенку. Тогда шаблонное образование, рассчитанное на обычных учеников, становится ему неинтересно, а значит, ничем не привлекательна и сама школа.

Правильное воспитание и развитие одаренных детей

Обнаружив в ребенке некую особенность психического развития, важно помочь ему поддержать и развить незаурядные способности. Такая миссия в первую очередь принадлежит родителям малыша. Одаренный ребенок может добиться исключительных результатов в интересующем его виде деятельности, если близкие будут выполнять ряд простых советов:

  • Необходимо заручиться поддержкой психолога, который поможет вам глубже понять особенности ребенка. Полезна будет и помощь наставника-педагога для определения плана развития маленького таланта.
  • Следует помнить, что талантливый ребенок не должен зацикливаться на одном виде деятельности. Содействуйте всестороннему развитию малыша. Необходимо помочь ему развиваться интеллектуально, физически, социально и эмоционально.
  • Не стоит доминировать, предъявляя завышенные требования к чаду. Не просто присмотритесь к способностям ребенка, но и прислушайтесь к его желаниям. Талантливый человек талантлив во всем. И, к примеру, явно склонный к рисованию ребенок может мечтать стать футболистом и в деле, которое доставляет ему удовольствие, добьется большего успеха.
  • Важно понимать, что одаренным детям бывает сложно найти общий язык со сверстниками. Надо постараться помочь ребенку найти друзей, увлеченных схожими интересами и близких к его уровню развития.
  • Следует объяснить одаренному ребенку, что не стоит быть излишне самокритичным, ведь не всегда все получается с первого раза. Ошибки могут быть у всех, и не стоит корить себя за промахи.
  • Необходимо обязательно хвалить юное дарование, но при этом чувствовать меру. Уметь видеть хорошее, подчеркивая индивидуальность, и постоянно перехваливать, убеждая в исключительности – это разные вещи.

Грамотное воспитание одаренных детей необходимо проводить при педагогической и психологической поддержке. Такие дети не вписываются в стандартную систему школьного образования, а значит, требуют особого подхода. Стереотипность и шаблонность детского сада и школы могут вызвать отторжение к учебе у детей с неординарными способностями.

Взрослым необходимо учитывать потребности и личностные особенности одаренного ребенка. Поможет в этом:

  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • разнообразные внеурочные занятия;
  • эмоциональная поддержка юного гения;
  • создание условий для самостоятельной работы одаренного ученика;
  • объективная оценка его собственных достижений без сравнения с другими, менее талантливыми детьми;
  • свободный выбор дополнительных образовательных услуг;
  • работа в небольших группах;
  • проектная деятельность, которая задействует разные способности ребят, пробуждает интерес, развивает;
  • уважение к личности маленького умника и терпимость по отношению к нему.

Несмотря на свою самостоятельность и стремление к независимости, одаренный ребенок нуждается в поддержке взрослых: и родителей, и учителей, и старших товарищей. Незаурядные способности необходимо развивать, «удобрять», направлять в правильное русло. При этом родителям юного дарования важно любить своего ребенка таким, какой он есть. Даже если с возрастом маленький гений растеряет свою незаурядность и превратится в обычного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренному ребенку- одаренный педагог!

Самое важное условие успешности одаренного ребенка — слаженные действия всех педагогов и родителей. Наиболее значимая роль отводится личности и профессиональным качествам самого педагога. Какие ...

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".

      Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...

Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»

Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...

Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Одаренный ребенок"

В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все б...