Деловая игра с педагогами на тему: «Знатоки детской художественной литературы»
учебно-методический материал

Рудинская Елена Валерьевна

Цель: повысить профессиональный уровень  педагогов, активизировать  применение приемов и методов в  работе с детьми.

Задачи:

-развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе;

-раскрыть творческий  потенциал каждого педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_znatoki_literatury.docx76.6 КБ

Предварительный просмотр:

ДеМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7

ГОРОД КРОПОТКИН

Деловая игра с педагогами

на тему: «Знатоки детской художественной литературы»

                                                                                          Составила:

Старший воспитатель

Рудинская Е.В.

Цель: повысить профессиональный уровень  педагогов, активизировать  применение приемов и методов в  работе с детьми.

Задачи:

-развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе;

-раскрыть творческий  потенциал каждого педагога.

(Игроки делятся на 2 команды, 

 вопросы задаются поочередно каждой команде) 

Ход игры: 

Ведущий: 

АХ! Сколько должен знать педагог! Он всю жизнь учиться, узнает что-то новое, интересное, следит за новинками в окружающем его мире. Эти все знания он передает детям, которые каждый день смотрят на него своими очаровательными  глазами и ждут  чего-то удивительного, необычного, нового! Вот и детскую художественную литературу, на которой они выросли сами, сейчас  должны особенно хорошо знать и использовать в своей работе. 

Очень ценные слова А.М.Горького:

«Любите книгу, она обеспечивает вам жизнь,

дружески поможет разобраться в пестрой и бурной

путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас

уважать человека и самого себя, она окрыляет ум

и сердце чувством любви к миру и человечеству».

Ведущий: 

Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу.

Сегодня с вами уважаемые коллеги хочу провести деловую игру, где вы будете выступать и в роли детей, родителей и воспитателей. Вам предстоит пройти ряд  испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! Для этого надо поделиться на две команды. Молодцы! Первыми и лучшими будут те, у которых окажется больше всего баллов. Команды, кто готов отвечать, должны стукнуть в бубен. Все понятно?……Тогда приступим и начнем с небольшой разминки.

Разминка

К какому виду творчества это относится?

«Как аукнется, так и откликнется»        (Пословица)

«На дворе трава – на траве дрова»      (Скороговорка)

«На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает. » (Небылица.)

Пусть у кошки заболит, У собачки заболит, Будет кошка инвалид И собачка инвалид! А тебе пусть повезет – У тебя вся хворь пройдет! (Потешка)

«В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

«Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву С»  (Считалка)

«Расскажу-ка я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)

«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

И тогда наверняка вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке... (Песня)

Поленился утром Вова Причесаться гребешком, Подошла к нему корова, Причесала языком! ( Частушка)

Добра соль, а переложишь — рот воротит. (Поговорка)

«Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!» ( Басня)

Малыша угостили конфетой. Он быстро хватает ее и жует. Мама делает ему замечание: - Что надо сказать? - Дай еще! ( Анекдот)

Ведущий: 

Молодцы! Разминку прошли! Итак, начинаем. Сейчас вы, коллеги, будете в роли детей. Не забываем стучать в бубен.

Задание1.  Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

Мальчик радостный пошёл,

и решила кроха: «Буду делать хорошо, и не буду — плохо».

Маяковский Что такое хорошо и что такое плохо?

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей». - «Братец мой, -

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкин А.С.

3.Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята

Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут  она повернулась и поползла к

дивану. (Н.Носов.«Живая шляпа»)

4. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев и собачка Толстой Л. Н.

Задание 2.

Участники должны вспомнить название сказки. (Команды отвечают кто вперед)

- О многодетной маме. («Волк и семеро козлят».)

- О ветеринаре. («Доктор Айболит».)

- Об общежитии для зверей. («Теремок».)

- О хлебобулочном изделии. («Колобок».)

- О деревянном мальчике. («Буратино».)

- О трудолюбивой девочке. («Золушка».)

Задание 3.

Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова:

«По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…» Емеля

«Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!» Иван дурак

«Спи,  глазок, спи,  другой!» Хаврошечка

«Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?» Морозко

«Избушка избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом …» Иван Царевич

«Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!» Петушок

«Козлятушки-ребятушки отворитеся, отопритеся» Волк

«Свет мой, зеркальце, скажи…» Царица

Задание 4 «Узнай и нарисуй»

Команды выбирают карточки с заданием, отгадывают его. Один из представителей команды со вторым направляющим с завязанными глазами изображает фрагмент сказки.

Карточка 1

Принесла овсяной кашки – отвернулся он от чашки

Принесла ему редиски –

Отвернулся он от миски (с. Я. Маршак «Усатый – полосатый)

Карточка 2

Взял и клюнул таракана –

Вот и нету великана.

Поделом великану досталося,

И усов от него не осталося. (К. И. Чуковский)

Ведущий:

А теперь в роли родителей. Задание 1 «Назови одним словом»

Проводится в форме блиц – опроса. Задания читаются быстро, не повторяются. В бубен стучать не нужно. Здесь вы можете заработать 5 баллов, сразу не ответили, минус балл

1 команда

1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое – либо явление

(поговорка).

2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом и моралью (басня).

3. Устное – народное творчество, песня – сказание, основанное на реальных событиях (былина).

4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера… (сказка).

5. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему

(анекдот).

2 команда

1. Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор).

2. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня).

3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка).

4. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица).

5. Короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

Задание 2 «Составь слово из слогов и отгадай сказку» (в форме финвордов)

Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 1 минуты. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда

Кашечрохав («Хаврошечка»).

Боклоко («Колобок»)

Зоркомо («Морозко»)

ОчвокамйюдДюймовочка

2 команда

ДыродйомМойдодыр

Гукароснеч («Снегурочка»)

Комерет («Теремок»)

Щеинакатар («Тараканище»)

Задание 3

Рассказать сказку с конца.

(«Красная шапочка», «Золушка»)

Ведущий: Теперь самое сложное. Вы будете в роли воспитателей. Вам надо показать знания программного материала и художественной литературы. Итак, приступим.

Задание 1.

К какой возрастной группе соответствуют приведенные задачи по художественной литературеКто вперёд знает ответ, стучит в бубен.

Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. (Подготовительная к школе группа)

            Учить различать жанры литературных произведений и некоторые     особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать  содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. (Старшая группа)

            Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (Средняя группа)

           Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведениявоспроизводить с помощьювопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. (2-ая младшая группа)

Задание 2.тДля работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения. Команды отвечают кто вперед.

1. Сказка «Рукавичка»«Кот, петух и лиса»«Гуси лебеди»«Два жадных медвежонка», Бианки «Оранжевое горлышко»«Колобок колючий бок»     (2-ая младшая)

2. «Лиса и кувшин»«Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масленый, «Сивка-бурка»«Цветик –семицветиук»     (старшая группа)

3. А. Барто. Цикл «Игрушки»«Репка»«Колобок»«Теремок»«Сорока Белобока»«Маша и медведь»       (1-ая младшая группа)

4.«Лисичка со скалочкой»«Петушок и бобовое зернышко»«Зимовье», К. Чуковский «Федорино горе»«Три поросенка»«Красная шапочка», М. Горький «Воробьишко».  (средняя группа)

5. «Василиса прекрасная»«Илья Муромец и Соловей разбойник»«Кот в сапогах»«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»«Слепая лошадь»        (подготовительная группа)

Задание 3

Сейчас обращаю ваше внимание на необычное игровое упражнение, которое называется «Синквейн». Предлагаю вам выступить в роли поэтов.

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме, предлагаю вам написать синквейн по литературе .

Порядок написания синквейна:

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

https://shareslide.ru/img/thumbs/11d174425ca140d654ae73b4b277322b-800x.jpg 

Например:

Литература

Отечественная, зарубежная

Любят, читают, восхищаются

Слово - это величайшая сила

Искусство

Литература

Художественная, всемирная

Сохраняет, обогащает, вдохновляет

Накапливает и передаёт жизненные ценности

Наследие

Литература

Прозаическая, стихотворная

Создавать, писать, творить

Раскрывает красоту окружающего мира

Творчество

Литература

Классическая, современная

Учит, воспитывает, обогащает

Общественно значимые произведения письменности

Искусство

Литература

Философская, развлекательная

Притягивает, впечатляет, запоминается

Огромная сила художественного слова

Искусство

Представление СИНКВЕЙНОВ

Ведущий: Уважаемые педагоги, благодарю вас за активное участие в деловой игре «Знатоки детской литературы». С полной уверенностью можно сказать, что все вы ПЕДАГОГИ XXI века – вы обладаете высоким уровнем, вы коммуникабельны, уверены в себе, у вас большой творческий потенциал. 

Вспомним японскую мудрость:

«Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника» Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам! Спасибо за участие!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы».

Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы».Цель:повысить профессиональный уровень  педагогов, активизировать  применение устного  народного творчеств...

План проведения Деловой игры «Знатоки детской художественной литературы».Для педагогов дошкольных отделений.

Подготовила и провела Доронина Н.Н.Цель: Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми.Задачи:1. Развивать коммуникати...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Знатоки детской художественной литературы"

Деловая игра для педагогов ДОУ "Знатоки детской художественной литературы" проводится с целью повышения профессионального уровня педагогов и активизации применения устного народного творчест...

Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам игру, закрепляющую ваши знания о художественной литературе....

Конспект деловой игры с педагогами ДОУ "Знатоки детской художественной литературы"

Предназначен для старших воспитателей с целью повышения компетентности педагогов по вопросам приобщения дошкольников к художественной литературе. В конспекте собран игровой материал для активизации де...

Деловая игра для педагогов по теме: «Знатоки экологии»

Цель игры: Уточнить знания педагогов и их компетентность в вопросе формирования экологических знаний у дошкольников.Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы. Задачи:Ак...