Мастер класс на тему: «Рыба – Еж»
учебно-методический материал
Мастер класс на тему: «Рыба – Еж»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я Сомова Виктория Сергеевна старший воспитатель, педагог - психолог МБДОУ Детский сад № 1 п. Кесовой Горы. Хочу представить результат своего опыта работы с детьми в НОД, на тему: «Рыба – Еж»
Цель данного мастер класса: совершенствование творческой фантазии у детей 4-5 лет.
Задачи:
Ø Закрепить знания и умения использования нетрадиционных техник рисования;
Ø Развивать творческую самостоятельность детей;
Ø Воспитывать любовь к искусству и миру природы.
Сегодня я вас обучу, как можно оригинально изобразить рыбу – Ёж и место её обитания, используя не традиционные техники рисования и расскажу как это сделали воспитанники в НОД. Ведь интересные, своеобразные материалы и способы их изображения привлекают воспитанников больше всего, при этом развивается воображение. Деятельность детей по художественному экспериментированию развивает речь, интеллект, мелкую моторику, готовя ребенка к освоению письма, это то что реализует ФГОС в рамках дошкольного образования.
Практической части.
Первый этап НОД – это создание проблемы, подвести детей к самостоятельному выбору темы.
С утра я принесла в группу чучело морской рыбы . Как вы думаете, какая реакция была детей?
Дети: Это что за колючая рыба?; Где живет?; А она настоящая? А вы нам расскажите? (диалог между детьми)
(Я предлагаю вам окунутся в мир детства, и стать моими воспитанниками?)
Воспитатель: Это рыба – еж, еще у нее есть другое название рыба - Фугу. Если вы хотите я вам расскажу и покажу, где живет рыба Ёж!
Второй этап показ видео «водолаз и рыбы Ёж» Обратите внимание на экран, что вы видите? (Дети: водолаз и рыба под водой)
Воспитатель: Водолаз провоцирует в естественной среде рыбу, и она начинает?
Дети: надуваться как мячик, как воздушный шарик.
Воспитатель: Как вы думаете, почему эту рыбу так назвали?
Дети: потому что колючая; иголки как у ежика и ежик такой же круглый когда боится; ее нельзя брать в руки.
Показ картинки с изображение рыбы.
Воспитатель: Чем отличатся друг от друга эти рыбки и в чем сходство?
Дети: Цвет; форма тела (одна овальная, другая круглая).
Глаза; у них у всех есть иголки, шипы; хвост и плавники.
Воспитатель: На самом деле это обычная рыбка очень симпатичная и милая. В спокойном состоянии иголки прижаты к телу, а сама рыбка довольно плоская, но учуяв опасность, она?
Дети: становится круглой; огромной; как она стала такой круглой? (Диалог между детьми)
Воспитатель дополняет ответы детей: Во рту рыбы имеется специальный мешок, наполняющийся водой в случаи опасности, рыба Фугу превращается в огромный шар, покрытый множеством острейших шипов с ядом. Зачем ей такие шипы?
Дети: Чтобы акула боялась; что бы защищаться.
Шипы — защитная кольчуга, спасающая от нападения хищников, эти рыбы очень медлительны. Рыба - еж обитает в океане и тропических морях. Особи предпочитают проводить жизнь плавая между кораллов и питаясь различными моллюсками.
Показ картинки с изображение подводного мира со звуком.
Воспитатель: Подводный мир, это жизнь скрытая от наших глаз, но этот мир способен удивлять нас. Посмотрите как красиво. Вы нашли нашу рыбу –Ёж среди других рыб?
Как же хочется, что бы моя рыбка, не грустила одна в группе. У нее здесь нет ни друзей, ни водорослей, ни кораллов. Что же делать?
Дети: Надо помочь ей!
А как мы это сделаем?
Дети: сами; нарисовать; слепить из пластилина.
Уважаемые коллеги, я предложила детям отдохнуть провела физкультминутку «рыбка», и мы прошли в уголок художественного творчества. Обратите внимание на стол, какой разнообразный материал предпочли воспитанники. Ребята анализировали, как будут использовать его для изображения друзей рыбы Ёж, а так же подводного мира. Словесно напомнила техники рисования, но не показывала, иначе дети будут «копировать».
Фото: ножницы, бумага, свеча, краски, кисти, воздушно – пупырчатую упаковку, клей ПВА, мелкие ракушки, камушки, киндер яйцо, нити, декоративные глаза и блески, пластилин, бисер; еловые ветки.
Сначала я покажу, Вам какие техники использовала в своей работе. Вы можете попробовать изобразить те техники рисования, которые не использовали в своей педагогической практике.
1. «Фон и воздушные пузырьки». (метод «волшебного рисунка», техника рисование) Рисуем восковой свечкой круги на белом фоне листа. Берем акварель, наносим водянистую краску поверх бумаги, закрашиваем и смотрим, что получилось.
2. «Кораллы».(техника посыпание) Украсим морское дно и кораллы ракушками. Наносим клей ПВА на задуманный образ и с помощью кисти промазываем и присыпаем ракушки, а лишнее стряхиваем с листа.
3. «Водоросли». (метод Ниткография,)Водоросли можно изобразить с помощью краски и кисти, а можно наклеить на лист зеленую нить. Или совместить оба способа, рисование и наклеивание.
4. «Рыба – Ёж».(метод – штампо, техника – отпечатка) Берем воздушно – пупырчатую упаковку и вырезаем из нее круг, овал. Далее набираем на кисточку краску любого цвета, который вам нравится, и раскрашиваем заготовку. Методом отпечатка - прикладываем круг к нашей композиции и крепко прижимаем, что бы остался четкий след. Это основа нашей рыбки. Дорисовываем хвост и плавники, приклеиваем глаза. Затем кисточку окунаем в краску и ставим точки и с помощью трубочки раздуваем ее в разные стороны, что бы получились иголки, или просто дорисовываем.
5. «Морская пена». А теперь делаем морскую пену: возьмите половинку пластикового яйца обмакнем в белую краску и прикладываем к листу так, чтобы получились круги. Если хотите бурную пену, то кругов должно быть много. Далее берем широкую кисть,(техника набрызг) обмакиваем в белую краску, а другой чистой кистью слегка постукиваем, по краю, так что бы образовались брызги белой краски (сверху гуще, а к низу меньше).
6.Творчество воспитателя.
Третий этап Творчество воспитанников. Уважаемые коллеги посмотрите работы детей.
Подведение итогов: По окончании работы воспитанников все поделки выставляются на стенд. Дети рассматривают работы товарищей, анализируя разнообразие решений.
Уважаемые коллеги присутствовало в детском творчестве:
Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний?
Разнообразие в картине техник рисования?
Замысел носил устойчивый характер? (друзья рыбы – Ёж: медузы; сородичи; планктон. Подводный мир)
Итог: Ребенок творец своего искусства. Изучает мир по новому - изобретая, экспериментируя с художественными образами при этом развивает свое творческое воображение. Все это помогает воспитанникам логически мыслить. Если детское воображение формировать через самостоятельность проявленную ребенком, то такое художество является осознанным и более прочным при этом ребенок не утомляется и получает удовольствие от проделанной работы. Данную НОД можно использовать как знакомство с новыми нетрадиционными техниками рисования, так и для оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги убедила ли я вас на примере творчества детей, в том что не традиционное рисование выполненное самостоятельно ребенком развивает их воображение, фантазию?
Как вы думаете, что еще способствует формированию детского воображения? Применяли вы эти технологии? Мой Мастер класс вам понравился? Спасибо за внимание!!!
В своей систематической работе по развитию детского воображения, я опиралась и использовала элементы методов и приемов, изучив опыт педагога-психолога Л.С. Выготского, советского писателя-фантаст и изобретатель Генриха Сауловича Альтшуллера (автор теории ТРИЗ метод «Системный оператор»), Ранко Райович; И.Я Лернер; О.А. Белобрынской. а также Т.С Комарова, И.А. Лыкова, А.В Никитина, Г.Н. Давыдова и конечно интернет ресурсы.
Список литературы.
1. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. 2002 и 2010/Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., Просвещение, 1979. – 272 с., 4 л. ил.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007.
Интернет ресурсы:
https://moluch.ru/archive/103/23929/
Коваль, А. Н. К вопросу об использовании рисуночных тестов для оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста / А. Н. Коваль, А. Н. Малыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 969-972.
http://semeynaya-kuchka.ru/ (сайт – Семейная Кучка , для мама и бабушек)
Фото и видео:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер класс на тему: «Рыба – Еж» | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Рыбы" в подготовительной логопедической группе
Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе детского сада. Лексичекая тема "Рыбы"....
Модуль занятия по лексической теме "Рыбы"
Расширила знания детей о реке, море и их обитателях через все образовательные области....
Конспект занятия по теме "Составление описательного рассказа по лексической теме "Рыбы"" в логопедической группе
Совместная образовательная деятельность для детей с ОНР...
Двухнедельный экологический проект по теме «Рыбы» Конспект заключительного занятия «Рыбы реки Уссури» в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие»:• Расширять знания о реке Уссури и о её обитателях – рыбах;• Дать представление о чешуе для жизни рыб.• Раз...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Рыбы. Аквариумные и пресноводные рыбы»
Цель:Расширение представлений об аквариумных и пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни.Задачи:Коррекционно-образовательные:Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Преснов...
Мастер-класс на тему: "Рыба кит" (из природного материала)
Мастер-класс по изготовлению кита из природного марериала с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Рыбы. Аквариумные и пресноводные рыбы»
Конспектфронтального логопедического занятияв старшей группепо теме «Рыбы. Аквариумные и пресноводные рыбы»...