«Игры на развитие мелкой моторики рук» Консультация для воспитателей
консультация
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые помогают нам развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Игры на развитие мелкой моторики рук»
Развитие мелкой моторики остаётся актуальной темой, так как степень развития мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста определяет самые важные для него качества: активную речь, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Уже доказано, что центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, с пальчики ребенка, очень важны для его умственного и психического развития.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо как можно раньше. В детском саду развитие мелкой моторики рук отводиться много времени.
Это происходит в различных видах деятельности:
Двигательная.
Пальчиковые игры. Различные упражнения с пальчиками оказывают благоприятное влияние на развитие речи ребенка, но подготавливает руку ребенка к рисованию и письму. С помощью пальчиковых игр, кисти рук приобретают подвижность.
Физкульминутки.
Физкультминутки является элементом двигательной активности, который способствует снятию нагрузки, связанной с сидением. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимущества: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Продуктивная:
Лепка. Лепка отлично влияет на развитие мелкой моторики рук. Лепить можно из чего угодно, из пластилина, глины или из солёного теста. Даже в разное время на прогулке можно развивать мелкую моторику. Летом на участке можно делать постройки из песка и украсить его камушками.
Рисование. Рисование является одним из любимых занятий дошкольников и является отличным упражнением на развитие мелкой моторики рук. Особенно важно, что рисовать можно и нетрадиционными способами. Например, в младшей группе это рисование пальчиками, ладошкой. В старшей группе рисование поролоном, печатью.
Аппликация. В аппликации дети учатся держать правильно ножницы, самостоятельно вырезать и наклеивать, создавать картинку.
Конструирование. Не мало важное влияние на развитие мелкой моторики оказывает конструирование. Сооружение различных построек из крупного и мелкого строительного материала, использование деталей разного цвета для создания и украшения построек. А так же конструирование из бумаги: сгибание прямоугольного листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Игровая. Всевозможные игры и игрушки особенно привлекают внимание детей. С помощью игрового оборудования. Будет легко заинтересовать ребенка. Игровые пособия и игрушки создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Детям очень нравятся сенсорные игрушки-пособия на застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Игры с различными сыпучими материалами: семена, крупа, различные бусинки, бисер и другое.
Ведь необычные игрушки, яркие цвета и открывающиеся, закрывающиеся предметы очень привлекаю детей.
Картотека игр по развитию мелкой моторики.
Данные дидактические игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, действия с предметами стимулируют развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Цели игр:
- стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
- развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
- развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
- подготовка кисти руки к письму;
- развитие сенсомоторной координации рук;
- влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
- формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
- развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
1. Сколько пальцев?
Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, наблюдательность, реакцию, умение быстро считать предметы.
Описание игры. Взрослый сидит вместе с детьми за столом, положив кисти рук, сжатые в кулаки, на стол. Ребята повторяют позу взрослого. Внезапно взрослый поднимает руки, показывая любое количество пальцев ( от 1 до 10) и быстро ударяет ладонями по столу. Задача детей - одновременно с этим ударом показать то же количество пальцев, что и взрослый. Игроки, которые ошиблись или запоздали, получают штрафные очки.
2. Игры с карандашом.
Оборудование: карандаш.
- Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
- Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.
3. Игры с шариками.
Оборудование: разнообразные шарики
1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).
- Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
- Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
- «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.
4. Игры с крупами.
Оборудование: рис, гречка, горох.
Горох.
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. ( переплетая пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. ( выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!» (хлопаем)
Помощник.
Я крупу перебираю, мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами рис от гречки отличу.
Усложненный вариант: попросите ребенка брать
горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Игра с горошком.
Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
"Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай и другому передай".
Игры с бусинками.
Оборудование: бусинки, ниточки
- «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
- Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
- Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
- Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.
5. Пуговицы.
Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок
- «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
- «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
6. Игры со шнурками.
- Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
- перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
- «прошагать» по лесенке из шнурка;
- «Плетение» из шнура: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца. Затем обводить снизу под безымянным пальцем, затем сверху - на средний палец, снизу - на указательный палец, сверху - на большой палец, и обратно - в противоположной последовательности.
- Различные шнуровки.
- Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
6. Игры со счётными палочками.
Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.
- Выкладывание геометрических фигур.
- Составление узоров.
- Выкладывание предметов - дом, машина…
Пальчиковые игры для детей 4-7 лет
Дни недели.
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала, ( кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила, (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. ( машем ладошками к себе)
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись, (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли! ( производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры.
Комплекс дидактических игр:
1. «Кто скорее свернет ленту? »
Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках. Длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.
Ход игры:
Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.
Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.
Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.
Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел - лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.
2. «Путешествие пальцев»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры:
ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
Правила:
- можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
- все пальцы должны участвовать;
- нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
3.«Скользим на лыжах»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.
Ход игры:
Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:
В новеньких сапожках
-Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Топаем дружнее: топ- топ- топ».
Данные дидактические игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, действия с предметами стимулируют развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры для развития мелкой моторики" консультация для воспитателей 2-й младшей группы.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи....
Консультация для родителей и воспитателей. "Игры для развития мелкой моторики"
Уважаемые родители, коллеги – воспитатели!Вашему вниманию предлагаю игры для развития мелкой моторики.Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.Почему так важн...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"
Дети с нарушением мелкой моторики не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, они испытывают затруднения на занятиях по изобразительной деятельн...
«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ» Консультация для воспитателей 2-й младшей группы
Дети с нарушением мелкой моторики не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, они испытывают затруднения на занятиях по изобразительной деятельности, т.к. они не умеют правильно ...
Консультация воспитателям «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»
ранний возраст...
Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."
Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...