Консультации
консультация (младшая группа)
Рекомендации для родителей и воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детские вопросы | 438.68 КБ |
Для воспитателей | 2.5 МБ |
Зеленый мир на окне | 2.25 МБ |
Домашние животные | 19.93 КБ |
Игры с водой | 421.54 КБ |
На зимних прогулках | 388.61 КБ |
Приучаем к порядку | 430.33 КБ |
Правила закаливания | 28.55 КБ |
Адаптация детей | 144.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей и воспитателей по изучению домашних животных с детьми раннего возраста
Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.
Главная цель всех действий маленького ребенка – изучение окружающего мира, его законов, зависимости между одними и другими объектами. Этот процесс невозможно представить без изучения животного мира. С самого раннего детства малыша окружают всевозможные игрушки-зверята, изображения их в книжках, которые читает мама, а у многих еще и живут в доме пушистые или пернатые любимцы. Домашние животные для детей дошкольного возраста – тема весьма увлекательная. Как помочь им с ее изучением?
ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ
Картинки – самый доступный наглядный материал при изучении практически любой темы с дошкольниками. Для самых маленьких деток (примерно в возрасте года или даже чуть меньше) больше подойдут игрушки (можно приобрести специальные пластиковые наборы домашней серии). Но яркие, крупные картинки тоже вполне могут их заинтересовать, особенно если они красочные и без лишней пестроты. Ну а если есть возможность увидеть кого-то воочию – еще лучше. До года с животными детки знакомятся обычно именно так.
Для детишек 2–3 лет уже полезно уметь сопоставлять изображения «мультяшные» – в мультфильмах, детских книжках (или фигурки игрушек) – с реалистичными картинками или фотографиями. Такие карточки лучше изготовить из плотного картона с закругленными уголками и заламинировать. Это сделает их долговечными и позволит использовать во всевозможных играх с детками старшего дошкольного возраста. Например, можно написать возле каждого изображения букву или целое слово для обучения чтению.
Также для закрепляющих игр пригодятся картинки с изображением отдельных частей тела разных животных и разрезные карточки, состоящие из нескольких частей (в зависимости от возраста ребенка). Картинки можно купить в готовых наборах или скачать из интернета и распечатать.
КТО ПЕРВЫЙ В СПИСКЕ?
Здесь все индивидуально. Чаще всего первым в списке оказывается плюшевый котенок или щенок. Но это не аксиома. Возможно, в доме живет какой-то питомец или питомцы (не обязательно кошка или собака – это может быть попугай, морская свинка, хомяк, крыса). Тогда, скорее всего, первыми предметами в изучении животного мира станут они. Кроме того, на последовательность изучения влияет место проживания дошколенка: у деревенских детей больше шансов познакомиться с коровой, свиньей, другими обитателями домашнего подворья. Городским ближе кошки и собаки.
О КОМ ИЗ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ ВООБЩЕ МОЖНО РАССКАЗАТЬ МАЛЫШАМ?
Младшим дошкольникам лучше начинать знакомство с наиболее часто встречающихся из них. Например, верблюда, кролика, нутрию, перепела или индейку можно «приберечь» на некоторое время. А начать с тех представителей домашней фауны, которые на слуху и на виду (в книжках со сказками, стихами, песенками, в мультиках или телепередачах):кошка; собака; корова; лошадь; баран; коза; свинья.
Сюда же можно подключить и домашних птиц : кур, уток, гусей. Только малышу необходимо объяснить разницу между птицей и зверем, если он сам пока ее не понимает.
ДИКИЕ ИЛИ ДОМАШНИЕ?
Если с ребенком активно занимаются родители, то к двум-трем годам он уже вполне имеет представление о том, что некоторые звери живут с людьми, а некоторые – в лесу или степи. Поэтому ему уже вполне можно объяснить, в чем отличия домашних питомцев от диких зверей: живут рядом с человеком; не боятся человека, многие из них и вовсе ручные; знают своего хозяина; получают от него пищу; заботятся о своем потомстве вместе с ним; живут в домике, который сделал хозяин; их детеныши в безопасности – на них не нападут, например, волки или медведи, как в лесу; служат человеку или приносят ему другую пользу.
ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ
Как известно, малыши гораздо легче усваивают информацию, которая преподносится в увлекательной форме, как сказка или игра. Когда мы изучаем со своими детьми домашних животных, мы учим их заботиться о питомцах, бережно к ним относиться, не обижать. То есть делаем своих чад не только умнее, но и добрее, ответственнее. Чтобы все эти знания не остались мертвым грузом, важно сделать закрепление изученной темы веселым и интересным. Помочь в этом могут: мультфильмы; сказки или рассказы о животных; стихи, песенки; загадки; пословицы, скороговорки; рисование или лепка.
ПОИГРАЕМ?
И, конечно же, незаменимый инструмент для этой цели – игра. Игр можно придумать множество. Вот несколько примеров: Кто как «говорит»? Родители называют животное, а ребенок должен сказать, какие звуки оно издает, а затем продемонстрировать это: кошечка мяукает, (мяу); свинка хрюкает (хрю).
Кто что кушает? Малышу предлагают две стопки карточек. В одной – изображение животных, в другой – их пища. Он должен подобрать правильные варианты (сено – корова, косточка – собака, трава – баран). Папа, мама, я.
Можно предложить малышу изображения самок, самцов и детенышей, а он пусть разложит их по «семьям» и назовет (кошка-кот-котенок, лошадь-конь-жеребенок, баран-овца-ягненок, корова-бык-теленок).
А можно показать кого-то одного, а ребенок пусть назовет остальных «членов семьи».
Где я живу? Мама показывает сыну или дочке картинку с изображением животного, а ребенок должен сказать, как называется его домик (у коровы – коровник, у лошади – конюшня, у собаки – конура). Деткам до 3 лет лучше предложить две стопки карточек и попросить подобрать нужные пары. В чем польза? Взрослый показывает изображение, а дошкольник должен назвать, чем полезно данное животное (собака – охранник, кошка – ловит мышей, корова – дает молоко, баран, коза – шерсть). Лапы, усы и хвосты. Задача маленького игрока – отгадать, кому принадлежит часть тела, изображенная на карточке. Это могут быть мордочки, лапы, рога, вымя, пятачок и т. д.
Другой вариант игры – положить с двух сторон от ребенка карточки: с одной стороны – с частями тела, с другой – оставшиеся изображения без этих частей. Пусть попробует найти хозяев всех лап, усов или хвостов.
Зверопазлы. Картинки с целым изображением разрезают на несколько частей (чем старше малыш, тем частей больше) и предлагают ему собрать их. А затем пусть расскажет, что он запомнил о собранном животном.
СКАЖИ ЛАСКОВО.
Мама говорит: «собака», ребенок должен ответить: «собачка»; «овца» – «овечка», «лошадь» – «лошадка» и т. д.
Стало много. Принцип похож: перевести сказанное в форму множественного числа (свинья чавкает – свиньи чавкают, кот лакает – коты лакают).
КТО ЛИШНИЙ?
Задача игрока – выбрать из предложенных карточек лишнее изображение и назвать признак (например, положить среди 4 картинок с домашними животными одну с диким; или с животными – птицу, с рогатыми – безрогого, со взрослыми – детеныша).
Изучать домашних животных с детьми всегда легко и увлекательно.
Малыша не придется специально усаживать за изучение – он сам живо включится в процесс и, вероятно, начнет задавать множество уточняющих вопросов.
Это – естественный процесс. Он говорит о том, что кроха развивается правильно.
Задача взрослых – обязательно помочь ему в этом.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Веселые игры с водой
Ребенок всегда с большим удовольствием играет с водой. Занятия с ней поднимают у детей настроение, дарят им много положительных эмоций, помогают узнавать окружающий мир. Но это не только игровая деятельность, но еще и один из приятных и веселых способов обучения. Игры с водой развивают моторику, тактильное восприятие, способствуют снятию эмоционального и психологического напряжения, что очень важно для детей с ОВЗ.
- «Песенка воды»
Наливаем в емкость воду. Знаем, знаем, да, да, да!
Где ты спряталась, вода.
Выходи, беги водица –
Пришли дети веселиться!
Слушаем как звучит вода (это развивает слуховое восприятие и знакомит ребенка со звуками воды). Возьмем стаканчик и будем переливать воду. Послушаем как она звучит. «Как поет песенку». Можно предложить ребенку закрыть глаза и послушать (вода журчит, может «плюхать» - стучим ладонями по воде)
- Переливания жидкости из одного кувшина в другой – для малышей задача не из легких. Это упражнение позволяет развивать координацию движений, глазомер, концентрацию внимания.
- «Налей воду в стаканы». Приготовьте стаканы и другие емкости различного объема и формы, а затем с помощью фломастера или клейкой ленты отметьте на них тот уровень, до которого малышу нужно их наполнить. Чтобы ребенку было интересней, воду можно подкрасить.
- «Перелей через воронку». Дети любят использовать в играх различные приспособления, с которыми они нечасто сталкиваются в реальной жизни. Одной из таких интересных вещей является обыкновенная воронка.
- «Сухое – мокрое»
Для тактильного восприятия берем сухое полотенце, протрем руки ребенку. Скажем: «Какое оно?» - мягкое, теплое, сухое. Возьмем другое полотенце и намочим его в воде. «Это полотенце мокрое, прохладное». Пусть ребенок в одну руку возьмет сухое полотенце, в другую мокрое, потрогает их. Спросите «Какое полотенце тебе больше нравится мокрое или сухое?»
- Упражнение с губкой
Берем обычную губку, положим в емкость с водой. Обратите внимание ребенка на то, что губка не тонет, плавает. Пусть ребенок намочит губку и отожмет ее в другую емкость.
Лужа, лужа на дорожке,
Обувай скорее ножки.
Побежим с тобой по лужам,
Мне такой товарищ нужен.
Ведь по лужам од дождем
Лучше бегать нам вдвоем.
Ребенку очень понравится это упражнение. Это развивает моторику, тактильные ощущения, т.к губка другая на ощупь, чем полотенце.
- Упражнение «Ладушки»
Хлопаем ладонями ребенка по воде.
Ай, ладушки-лады,
Не боимся мы воды.
Мы весело играемся
И маме улыбаемся.
Лейся, лейся на ладошку,
Поиграй со мной немножко.
Водичка, водичка, смелей, смелей,
С тобой играться веселей!
- Упражнение «Кораблик»
Возьмите пробку от бутылки (это кораблик), положите ее в воду и дуйте на нее (ветер). Вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот (щеки не надуваем). Кораблик гоним к берегу.
«Буря на воде» - возьмите трубочку и дуйте через нее (булькаем)
- Игра «Рыбалка»
Запустите в воду пластмассовых рыбок и вылавливайте их поварешкой. Это упражнение развивает моторику. Предложите ребенку ловить сначала правой рукой, затем левой. Когда поймали всех назовите их цвета, посчитайте их, назовите размер. Если нет рыбок, можно ловит шарики.
Играя с водой, можно познакомить ребёнка с тем, что тяжелое тонет, а легкое плавает.
- Игра «Варим компот»
Предложите ребенку сварить необычный компот. В емкости с водой плавают апельсины и яблоки, даем задания:
- «Лови правой рукой апельсины, а левой – яблоки (в каждой руке у ребенка ложка)»
- «Лови ложкой яблоки (правая рука), а ситом – апельсины (левая рука)»
- «Лови щипцами яблоки (левая рука), а ложкой – апельсины (правая рука)»
- Игра «Фокус»
Для этой игры вам понадобятся прозрачные баночки с крышками от детского питания, краски, кисточки и вода. Плотным слоем нанесите краску на внутреннюю сторону крышки и закройте баночки с водой. «Смотри в этих баночках вода, она не простая, а волшебная и умеет превращаться в разные цвета». Трясем баночку, вода в ней окрашивается. Спросите ребенка в какой цвет окрасилась вода.
В эти игры можно играть постоянно, придумывать новые.
Успехов вам!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Наблюдения на зимних прогулках для малышей»
Основное средство познания природы - наблюдение. Наблюдения дают возможность познакомить детей с природными явлениями. С вашей помощью ребенок может познать законы, по которым живет природа.
Во время наблюдений сначала дайте ребенку возможность самостоятельно рассмотреть, а затем поясните увиденное, с помощью вопросов и замечаний направьте его внимание на самое важное, помогите понять увиденное и заметить красоту окружающего мира.
В процессе наблюдений у детей формируется интерес к природе, желание, как можно больше узнать о ней. Важно не только познакомить детей с нерукотворными объектами окружающего мира, но и научить правильно вести себя в нем. Именно с младшего дошкольного возраста нужно научить слышать, видеть и чувствовать живое.
Вот как можно организовать наблюдения
на прогулке в зимнее время для малышей
После того, как выпал первый снег, подойдите к окну и обратите внимание малыша, что на площадке, на подоконнике лежит снег.
Хорошо бы отправиться на прогулку с ребенком.
- Посмотри, как красиво вокруг. Все кругом чистое, белое.
Обратите внимание ребенка, где лежит снег. На ступенях лестницы снег, на дорожке снег, на скамейке снег, на качелях снег. Везде снег.
- Посмотри, снег белый.
- Возьми в ладошку снег. Какой он?
- Куда же исчез снег? Да, растаял.
Во время следующей прогулки обратите внимание, как стало красиво, какие красивые деревья, как преобразилась сетка забора.
В солнечный день понаблюдайте, как ярко сверкает снег на солнце.
Во время снегопада уместно прочитать стихотворение И.Сурикова:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Понаблюдайте, как плавно ложится снег на площадке.
Попробуйте поймать снежинки на ладошку, одетую в варежку. Рассмотрите, какая красивая снежинка, состоит из маленьких лучиков.
Во время наблюдения прочитайте стихотворение З.Рождественской:
Белая, узорная,
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Дома покажите ребенку, как из сплошного бумажного круга можно вырезать ажурную снежинку. Полюбуйтесь резной снежинкой. Можно вырезать несколько разных снежинок и рассмотреть их рисунок. Аналогично можно рассмотреть настоящие снежинки во время очередной прогулки.
Обратите внимание, что форма снежинок отличается в разные дни. В безветренную морозную погоду снежинки большие и блестящие. Во время сильного ветра снежинок не удается рассмотреть: вместо снежинок летит пыль. Красивые лучики обломлены ветром. Иногда на прогулке можно наблюдать снежную крупу – маленькие плотные шарики. Когда нет сильного мороза, можно понаблюдать, как снег летит мохнатыми хлопьями из нескольких снежинок.
Еще одно интересное наблюдение может случиться во время метели. Вам нужно будет укрыться от ветра, откуда безопасно можно понаблюдать за тем, как сильно метет снег, как кружит его ветер.
На следующий день можно рассмотреть, где больше всего намело снега: у заборчика и около крыльца снег задержался. С помощью палочки можно измерить высоту сугробов.
Обратите внимание малыша, как трудно идти через сугробы, которые намело на дорожке. Во время ходьбы ребенок почувствует, что неудобно и тяжело идти по нанесенному снегу. Малыш поймет, почему нужно чистить тротуар, почему дворники рано выходят на работу после сильных снегопадов.
Вместе с ребенком можно рассмотреть на снегу следы птиц, а также кошек и собак.
Еще одно направление в наблюдении за природой зимой – зимующие птицы. В течение зимы вы можете наблюдать, какие птицы прилетают к кормушке, рассмотреть их оперение. Желательно организовать подкормку птиц. Нужно объяснить малышу, что кормить птиц нужно каждый день, желательно утром.
В первые недели зимы первыми обычно прилетают к птичьей столовой вездесущие воробьи. Затем начинают прилетать к кормушке синицы. В особо сильные морозы в середине зимы можно наблюдать и прилетевших снегирей.
Вы можете заметить, что разные виды птиц по-разному ведут себя у кормушки. Воробьи подбирают зернышки со снега, синицы взлетают с добычей на ветку, а снегири сидят в кормушке.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Закаливание детей. Рекомендация для родителей.
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Закаливание является одной из важных составляющих здорового образа жизни, это полезная процедура. С ее помощью можно укрепить здоровье ребенка и повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Если закаливать малыша с раннего возраста, вы повысите иммунитет и сохраните его здоровье.
Частые прогулки на свежем воздухе, игры в снежки, катания на санках – все это благотворно влияет на укрепление иммунитета ребенка, они реже болеют, улучшается аппетит, они крепче спят.
С началом холодов дети часто болеют. Специалисты советуют заблаговременно начать закалять малыша. Организм должен научиться правильно реагировать на резкую смену температур до начала осенне-зимнего периода. Чтобы заложить фундамент здоровья ребенка на долгие годы вперед, не поленитесь и найдите время и силы сейчас. Ведь все очень просто.
Начиная закаливать малыша в детском возрасте, вы создаете основу для его нормального физического и психического развития. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его правильного осуществления и обязательно соблюдать следующие правила
Основные правила:
- Закалять ребёнка можно начинать, когда ему исполнится две недели. Перед этим необходимо посетить педиатра и согласовать с ним способы закаливания
- Проводить закаливание только при полном здоровье ребенка.
- Начинать закалять ребенка можно круглогодично независимо от сезона (без перерывов). Рекомендуется делать это системный подход
- Длительность и сила закаливающих процедур увеличивается постепенно с увеличением дозы раздражающего действия.
- Не переохлаждать и не перегревать ребенка. Следить за температурой окружающего воздуха и воды.
- Индивидуальный подход (учитывать возpаст ребенка, а также его особенности оpганизма).
- Все закаливающие пpоцедуpы должны пpоводиться при положительной эмоциональной настроенности ребенка.
Противопоказания к закаливающим процедурам:
- острые заболевания, сопровождающиеся высокой температурой;
- острые желудочно-кишечные расстройства;
- резко повышенная нервная возбудимость;
- декомпенсированные пороки сердца;
- выраженная анемия (низкий гемоглобин);
- резкое истощение;
- ухудшение сна;
- резко отрицательное отношение к закаливающим процедурам.
Hаpушение этих пpавил не даст положительного эффекта от закаливающих пpоцедуp.
Медики выделяют два вида закаливающих процедур:
- общие;
- специальные.
К общим способам закаливания относят натуральное полноценное питание, сон, ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима дня.
К специальным закаливающим пpоцедуpам можно отнести:
- воздушные ванны,
- солнечные ванны,
- водные занятия.
Воздушные ванны, проветривание.
Закаливать и тренировать организм ребенка можно с первых дней жизни. Малышу достаточно побыть голеньким несколько минут при смене подгузника. Деток постарше можно уже оставлять без подгузника на более длительный период.
Воздушные ванны хорошо также сочетать с физическими упражнениями.
Обеспечьте ребёнку постоянный приток свежего воздуха. Для этого пару раз в день проветривайте детскую. Делайте это и в холодное время года. Ребенка можно оставить в комнате. Обязательно следите, чтобы холодный воздух не попадал непосредственно на малыша. Два раза в день устраивайте сквозняк, только малыша на это время нужно выносить из комнаты. Обязательно гуляйте с ребёнком два раза в день: до обеда и вечером.
Закаливание предназначено исключительно для укрепления и оздоровления организма. Малышу должно быть комфортно, он ни в коем случае не должен замерзать!
Солнечные ванны.
Солнечные ванны являются профилактикой рахита. Однако относиться к солнечным ваннам нужно предельно внимательно. Кожа новорожденного нежная и тонкая и велика вероятность солнечного ожога. Солнечные ванны повышают защитные силы организма, а также дают детям заряд бодрости и хорошего настроения. Злоупотреблять солнечными ваннами очень опасно. Достаточно обычной прогулки на открытом воздухе. Самое лучшее время для игр на солнце – промежуток до 11 часов утра и вечером после четырех часов. На голове обязательно должен быть головной убор. В зимне-осенней период в солнечный день выходить на улицу также необходимо, поскольку витамин Д должен вырабатываться в организме круглый год.
Водные процедуры
Водное закаливание оказывает мощное воздействие на организм в целом и считается самым эффективным. Общие пресные ванны уменьшают раздражительность, нормализуют сон, оказывают болеутоляющее и сосудорасширяющее действие.
Начиная с месячного возраста, температуру можно снижать примерно на 1 градус в 2 недели, пока не будет достигнут показатель в 34 градуса. Далее, как малышу исполнится год, можно понижать температуру воды постепенно на градус в неделю и обливать по окончании купания водой на 1-2 градуса ниже привычной.
Существуют специальные способы закаливания.
Один из них - обливание стоп. Оно дает хороший эффект при профилактике простудных заболеваний. Обмывание стоп следует проводить ежедневно перед сном. Начиная с воды температурой, не превышающей 28 градусов, и постепенно понижая температуру воды до 15 С (каждые 3-5 дней на 1 градус). После процедуры ноги тщательно растереть полотенцем.
Снимайте с ребенка носки! Современные медики также признают пользу хождения босиком, это чудесный способ закаливания в любое время года, простой и эффективный метод. Методика закаливания хождением босиком, как и все формы тренировки организма, построена на основных принципах - постепенности и регулярности. Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в том, что эта процедура оказывает активное воздействие на активные точки стопы. По данным современной ортопедии и лечебной физкультуры ходьба босиком может служить средством не только профилактики, но и лечения некоторых видов деформации столы. Наиболее распространенное из них – плоскостопие. При хождении босиком улучшается координация и осанка. Очень полезно ходить босиком по неровной, шершавой поверхности. Дома можно использовать массажные коврики, на улице – бегать по траве, ходить по песку или неострым камушкам.
Подводя итоги можно сказать, что самое сложное для родителей – это повторять данные процедуры регулярно и не пропускать, откладывая на потом. Если процедуры пропускать, достигнутый эффект быстро пропадет. Закаливание детей раннего возраста зачастую заключается в простых и естественных процедурах. Главный принцип закаливания – постепенность во всем.
Здоровья вашим малышам!
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для еѐ
протекания»
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с
удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение. Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со
многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и
профессиональный взгляд педагогов.
Ребенок
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме-няется кардинальным образом. В привычный, сложившийся
жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
- четкий режим дня;
- отсутствие родных рядом;
- длительный контакт со сверстниками;
- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
- резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
- особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
- преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
- нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
- утрата навыков самообслуживания;
- нарушение сна;
- снижение аппетита;
- регрессия речи;
- изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
- снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Родители
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
- в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
- начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
- обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к
культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
- в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и
«воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если увидит такое...).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
- повышенная тревожность;
- обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
- преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
- повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
- многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Педагог
Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и
понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем,
педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.
Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому - адаптация.
Адаптирующегося педагога отличает:
- чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;
Адаптирующегося педагога отличает:
- чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;
- повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации? Выделяют три степени адаптации:
- легкую (15-30 дней);
- среднюю (30-60 дней);
- тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
- при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
- ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
- малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
- ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
- восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
- нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
- восстанавливается аппетит. Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро
– за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
- Возраст;
- Состояние здоровья;
- Уровень развития навыков самообслуживания;
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- Сформированность предметной и игровой деятельности;
- Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и
сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи
- одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он
впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи
самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он
перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей
- Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
- Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не прой¬дет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка.
- необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
- в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
- каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на
положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
- Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
- В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
- Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.
Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:
- в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
- частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.
- ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.
- сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.
Рекомендуется:
- как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом;
- когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное
напряжение?
В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся
накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными,
спокойными.
Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не
допуская, чтобы это давило на него целый вечер.
Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание
экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого
мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью
«ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий
массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....