Конспект родительского собрания в младшей группе «Капризы и упрямства детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
\\
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор:
Кузовкова Татьяна Валерьевна
Педагог-психолог МБДОУ детский сад «Сказка»
р.п.Вознесенское Нижегородская область
Конспект родительского собрания в младшей группе
«Капризы и упрямства детей младшего дошкольного возраста»
Цели:
- Познакомить с понятиями «каприз» и «упрямство», причинами их возникновения.
- Формировать умение у родителей видеть за негативными проявлениями стремление ребёнка к самостоятельности становление детской личности.
Форма проведения: круглый стол
Оборудование: карточки с ситуациями, анкета для родителей «Острое блюдо! », памятки «Что делать, если ребенок капризничает? »
Ход собрания:
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в нашем зале. Собрание мне бы хотелось начать вот с таких слов:
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
- Да, наши дети рождаются именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребёнку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка.
- Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2, 5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет и во многом, определяет поведение ребёнка в среднем и даже в старшем дошкольном возрасте.
- И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения в поведении: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.
- Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.
- Почему возникают капризы? (Ответы родителей) Каковы причины их возникновения? (Ответы родителей) А как вы думаете, в чем отличие капризов от упрямства? (Ответы родителей)
- Капризный ребенок от упрямого отличается не только излюбленным выражением (любимые слова упрямых – «я хочу», а капризных - «я не хочу», но и тем, что для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, а у «капризули» - желание всегда находиться в состоянии «готовности к капризу».
На ваше рассмотрение предлагаются две знакомые ситуации.
Ситуация 1. Миша – упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчает этим свою строгую маму.
Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит. Вкусно пахнет. Но Миша не доволен.
- Я хочу только компот, - заявляет он решительно, - и еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера.
Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают.
Мальчик твердо стоит на своем: «Сначала компот. Я его люблю».
Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговоров, как положено».
Миша не отступает. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток, восклицая: «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот……».
Ситуация 2. А во т как ведет себя капризная Таня.
Ей предложили молочный суп, курицу с рисом и морс. Таня с недовольным видом отворачивается от стола: «Не хочу суп! »
Бабушка (всплеснув руками) - Танечка, он такой вкусный, кушай, а то остынет.
- Я не люблю теплый. Я вообще не хочу. (Суп остывает)
Таня (опускает в суп ложку) - Фу, пенка. Я не люблю пенку, у меня она в горле застревает.
Бабушка (в отчаянии) - Ну, что же ты будешь?
Таня. Я ничего не буду. Раз у нас нет супа, я хлебушек буду (с подчеркнуто грустным видом жует хлеб)
Бабушка (не может этого вынести). Таня, давай положим в суп вермишели. Ты сама насыплешь, и будет вкусно- вкусно.
Таня с некоторой заинтересованностью соглашается. Бульон снова греют, Таня насыпает в него вермишель, ей это интересно, она радостно говорит: «Ой, как будто маленькие червячки пошли купаться! Они плавать будут. » Бабушка воодушевлена - ей, может быть, удастся уговорить внучку поесть. Суп на столе, и снова у Тани весь интерес пропал: «Я не хочу суп, я не люблю суп». Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует кормить девочку сама, рассказывает сказку – все бесполезно. Таня отворачивается, плачет. Удается «впихнуть» в нее несколько ложек. После этого суп убирается, и та же история повторяется с курицей.
Не стоит удивляться, что на такой обед уходит около 2 часов, а бабушка и внучка выходят из-за стола совершенно измученные. Не наевшаяся девочка не может уснуть после обеда, переутомляется и капризничает еще больше.
- Уважаемые, родители, как вы думаете, какие ошибки допущены взрослыми в данных ситуациях? (Ответы родителей)
- Да, действительно, Мишина мама не должна ставить на стол одновременно все три блюда и предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она уже увидела, что Миша сильно рассердился, лучше было частично пойти ему на встречу. Разрешить, например, отпить глоток компота до еды. Но при этом не «делать ему одолжение», не подчеркивать важность этого разрешения, вообще не акцентировать на этом внимания, а в мягкой форме сказать, например, так: «Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед».
- А со стороны Таниной бабушки было бы лучше не предлагать множество разных вариантов в надежде, что девочка решиться на что-то, а либо решительно лишить ее обеда (или только супа, либо уговорить ее съесть, но никак не идти у нее на поводу. Более эффективен был бы первый вариант, но бабушка вряд ли в силах проявить такую решительность. Ясно, что такими мерами невозможно исправить характер капризного ребенка, разве что удается избежать именно этих обеденных сцен.
- В целом же для борьбы с капризами необходима долгая воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом очень важно единодушие – твердо выработанная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых: ребенок легко нащупывает наиболее податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека – именно того, кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием.
Давайте с вами попробуем разобраться, что же такое «капризы» и, что такое «упрямство». Как вы думаете, чем отличается «каприз» от «упрямства»? (Ответы родителей)
- Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания им прав и свобод.
- Упрямство – один из самых распространенных видов детских капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Упрямство используется как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и детьми, своеобразный способ самоутверждения в глазах взрослых и сверстников.
- Ваше мнение как преодолеть капризы и упрямство? (Ответы родителей) А чем могут заключаться причины капризов и упрямства? (Ответы родителей)
- Причинами может служить нарушения режима дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие во время болезни, переутомление (физические перезагрузки).
Преодолеть капризы можно, если все члены семьи будут иметь единые требования к ребёнку, вырвутся от капризного ребёнка: то есть будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя», научат ребёнка хотеть, то есть вырабатывать настойчивость в достижении цели, развивать самостоятельность, благодаря совместной деятельности со взрослыми.
- Прежде всего, взрослым нужно изменить своё обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой.
- Малыш, хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен.
- В целом же для искоренения и упрямства, и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребёнке бесполезно.
В конце нашей встречи мне бы хотелось сказать, сегодня у нас появилась надежда на то, что мы можем помочь нашим детям преодолеть капризы и упрямство, а значит, помочь им обрести радость дружбы, союза с нами, понимания разумной любви. Для вас я разработала рекомендации «Как справиться с детскими капризами и упрямством». Позвольте я вам их раздам. До свидания, уважаемые родители. До новых встреч. Спасибо за активное участие в нашей встрече.
Рекомендации «Как справиться с детскими капризами и упрямством»
1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский)
2. Не завышайте требований к своему ребенку.
3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом.
4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней.
5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки.
6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.
7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения.
8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора («Ты хочешь съесть суп или второе? »).
9. Используйте прием авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите на его негативное поведение.
10. Оцените ситуацию, в которой возник конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку.
11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена, ребенок может быть лишен чего-либо.
12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых.
13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться.
14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей.
С уважением педагог-психолог
Кузовкова Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект родительского собрания в средней группе" Воспитание сакмостоятельности у детей среднего дошкольного возраста"
Вашему вниманию хочу предложить конспект родительского собрания, которое мы проводили для родителей нашей группы. По моему мнению воспитанием самостоятельности ребёнка нужно начинать заним...
Родительское собрание в старшей группе «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:- формировать представление родителей о н...
Родительское собрание в старшей группе "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"
"Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"...
Родительское собрание в старшей группе «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....
конспект родительского собрания "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста
Конспект поможет привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях...
Конспект консультации с родителями на тему «Капризы и упрямство детей старшего дошкольного возраста»
Капризные и упрямые дети доставляют немало хлопот родителям и воспитателям, и зачастую они уже не знают, что делать с таким ребёнком. Бывают жалобы только на капризность ребёнка, а бывают и толь...
Конспект консультации с родителями на тему «Капризы и упрямство детей старшего дошкольного возраста»
Капризные и упрямые дети доставляют немало хлопот родителям и воспитателям, и зачастую они уже не знают, что делать с таким ребёнком. Бывают жалобы только на капризность ребёнка, а бывают и только на ...