Коррекция и развитие мелкой моторики детей с ОВЗ в условиях ДОУ
материал по коррекционной педагогике
Основные принципы построения коррекционной работы с детьми: изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка; творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство); регулярность; соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений); комфортный для ребёнка темп выполнения; взаимодействие со всеми специалистами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегрированный и личностно-ориентированный подход к коррекционно-образовательному процессу. Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности.
Формирование движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации физической активности детей.
У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо-деятельности, конструирования;
слайд 2 Чтобы развитие моторной сферы проходило максимально успешно у деток с ОВЗ, нужно при планировании этой работы охватить три направления:
- Работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики проводится во время специально организованной деятельности педагога с детьми: занятия по расписанию, специально отведенное время для игр, гимнастики и т.д.
- Режимная повседневная деятельность с ребятами – во время гигиенических процедур, приема пищи, одевания, прогулок продолжать тренировать пальчики;
- Самостоятельная деятельность малышей – обязательно нужно оставлять малыша наедине с самим собой для игр, другой деятельности, но организовать развивающее пространство так, чтобы во время самостоятельной деятельности не прерывалось развитие мелкой моторики.
Слайд 3 У детей с ОВЗ отмечается:
- Нарушение координации движения глаз и рук.
- Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.
- Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико – пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
- Отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца)
- Трудности в воспроизведении движений по образцу.
- Нарушение темпа выполнения и воспроизведения.
- Слабость мускулатуры;
- Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
- Нарушение речевого развития.
Слайд 4 Основные принципы построения коррекционной работы с детьми
- Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
- Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).
- Регулярность
- Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).
- Комфортный для ребёнка темп выполнения.
- Взаимодействие со всеми специалистами.
Слайд 5 Методика проведения работы по развитию мелкой моторики
- Самомассаж
- Пальчиковая гимнастика.
- Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию навыка хватания, становлению ведущей руки, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук. Подобные движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления.
Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.
Слайд 6 Одним из способов развития моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками. Играть с «ёжиками» можно с раннего возраста.
Перед тем, как проводить с детьми или одним ребенком комплекс представленных упражнений, необходимо познакомить их с названием частей ладони и пальцев. Следить, чтобы при выполнении упражнений для рук, пальцы обеих рук находились всегда в сомкнутом состоянии, плечи не поднимались. Желательно, чтобы на детях была одежда с коротким рукавом. Упражнения показывать в среднем темпе, акцентируя внимание детей (ребенка) на некоторые нюансы при их выполнении.
Упражнения с мячиком-ёжиком можно использовать как часть занятия в структуре коррекционного занятия, проводимого воспитателем, а также как самостоятельное занятие. Занятие может быть как индивидуальным, так и подгрупповым.
Слайд 7 Пальчиковая гимнастика не только развивает ловкость и подвижность, но и познавательный интерес, корректирует эмоциональное состояние. Использование весёлых стишков помогает снять нервное напряжение. Обучение пальчиковой гимнастике проводится от простого к сложному.
Пальчиковая гимнастика может быть пассивной и активной. Пассивная гимнастика используется для младенцев и детей с ОВЗ, имеющих слаборазвитые движения пальцев рук. При пассивной гимнастике педагог и дети выполняют движения совместно. Активная пальчиковая гимнастика выполняется детьми как подражание действиям взрослого.
Пальчиковые игры помогут ребенку:
- Развить внимание и терпение.
- Развивать ловкость и точность рук
- Научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов.
- Ощутить радость взаимопонимания без слов.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Пальчиковая гимнастика используется на каждом занятии в соответствии с лексической темой, временем года.
Выполняя пальчиковые упражнения, следует соблюдать правила:
1. Нагрузка на левую и правую руки ребёнка должна быть равномерной;
2. Каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями;
3. Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна использоваться ежедневно длительно.
Слайд 8 На современном этапе развития коррекционной педагогики в практику активно внедряются инновационные здоровье сберегающие технологии работы с детьми с ОВЗ. Одним из удачных изобретений в этом плане является сухой пальчиковый бассейн. Сухие пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная), песком, солью.
Используя пальчиковый бассейн, следует помнить, что:
1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.
2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12см, чтобы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.
3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.
4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин.
5. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
Сухой пальчиковый бассейн в нашей группе существует уже несколько лет.
Слайд 9 Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, он утверждал, что песок поглощает «негативную» психическую энергию. Кинетический песок, являясь необычным материалом, отлично подходит для игр и развития малышей, коррекционной поддержки детей с ОВЗ. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным, личностно-ориентированным и здоровье сберегающим технологиям работы с детьми.
Можно выделить основные свойства, согласно которым, детям полезно играть с кинетическим песком:
- Развитие мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком).
- Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь.
- Проживая волнующие ситуации, проблемы, страхи, ребенок освобождается от негативных эмоций, переживаний.
Используемые игрушки:
-фигурки людей, животных, птиц, насекомых, пауков и т. д.
-мелкие игрушки из киндер-сюрпризов;
-камешки, дощечки, шишки, ракушки, желуди, любой природный материал;
-разнообразные формочки;
-игрушечная посуда;
инструменты: ножи, стеки, деревянные палочки, пластмассовые трубочки.
Слайд 10 «Игры с прищепками» - другой любимый детьми вид игр на развитие мелкой моторики, логики, мышления, внимания, памяти и познавательного развития в целом. Игры с прищепками хорошо подходят для малышей от 1 года до 5 лет. Они не только увлекательные и забавные, но и полезные. В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи.
«Тканевый конструктор» адаптирован к конкретным педагогическим задачам в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: дети упражняются в застегивании и расстегивании пуговиц
Слайд 11 При проведении коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по методу Монтессори можно выделить следующие задачи:
• формирование ориентировочных реакций;
• развитие движений руки и действий с предметами;
• формирование сенсорных и математических представлений;
• эмоциональное благополучие и социальная адаптация;
Занятия с детьми с ОВЗ желательно проводить индивидуально, все действия, если это необходимо упрощать и разбивать на дополнительные этапы, работу проводить «от простого к сложному» и пошагово.
Слайд 12 Игры с деревянными сортерами развивают точность движений, координацию, согласованность обеих рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» Подготовила и провела: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна Цель: Познакомить р...
КОНСПЕКТ ПРАКТИКУМА Ознакомление родителей с игровыми приемами развития мелкой моторики детей в домашних условиях
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей в процессе игровой деятельности....
«Психомоторная коррекция и развитие мелкой моторики – важнейшие факторы в развитии речи ребенка»
В нашей жизни большое значение имеет значение чувство ритма…. И речь – не исключение.Существуют различные игры, речевки, чистоговорки, проговаривая которые, мы учим детей согласовывать их...
Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования в условиях ДОУ.
С каждым годом возрастает число детей имеющих недоразвитие мелкой моторики пальцев рук. Эта проблема достаточно распространённая. Особенно часто это проблема встречается у детей дошкольног...
Создание условий для коррекции и развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.
Аннотация: в статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по созданию условий для коррекции и развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья. Ключев...
Консультация «Развитие мелкой моторики детей в домашних условиях »
Консультация для родителей«Развитие мелкой моторики детей в домашних условиях »...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики детей в домашних условиях»
Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей в домашних условиях...