Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека игр по патриотическому воспитанию
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы используем беседы, рассказы, наглядные методы, а так же дидактические игры. Дидактические игры позволяют шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, так как одна из особенностей дидактических игр выражается в эмоционально- познавательном содержание самой игры.
Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог и даже родители как в процессе организованной деятельности, так же на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.
«Дом, в котором я живу»
Цель: Формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Материал: Стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры:
Рассмотреть рисунок дома
- Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя)
- Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей:
-Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)?
-А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут?
-По какому адресу находится твой дом?
« Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города , номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Помощники в семье»
Цель: Воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот. Учить детей строить отношения с другими людьми. Развивать речь детей.
Материалы:сюжетные картинки с бытовыми сценами.
Ход игры:
Воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку:
-Что делает дедушка. А как помогает малышка?
-Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».
«Родословное дерево»
Цель: Расширить представление о семье, учить ориентироваться в родословных отношениях, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним.
Материал: фотографии членов семьи, рис. генеалогического дерева.
Ход игры:
2 мл. гр.
Расспросить, знают ли дети как зовут бабушек и дедушек, маму и папу.
Ср. гр.
А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет?
Какой он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как часто вы встречаетесь (аналогично о бабушке)?
Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья. (Информация о родословном дереве на обороте)
«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи
« Волшебный цветок » (со второй млад. группы)
1 вариант « За что нам нравятся мальчики/девочки?»
Цель: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
2 вариант « Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
3вариант « Кто я в семье?»
Цель: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат.)
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке)?
«Дом добрых дел» (со средней группы)
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.
Материал: конструктор
Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!
«Давайте говорить друг другу комплименты»( со второй млад. группы)
Цель: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка - в кофту, юбку и на голове косынка.
Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).
Ход игры: К детям в гости пришли куклы.- Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли « волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.
Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.
«Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…
Материал: семейные фотографии
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Вежливые слова» (с млад. гр.)
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.
Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы.
Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?
- Как ты отблагодаришь человека за помощь?
- Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)
- Что нужно говорить при встрече с человеком?
- Что нужно говорить всем, уходя домой?
- Что нужно говорить, просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? какие слова можно пожелать друг другу перед сном?
- Что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь?
Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи.
«Жилое - Нежилое»
Цель: закрепить знания детей, что здания бывают - жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений
Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение. Дом - жилой, магазин - нежилой…..
«Поиски добрых слов»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение
Ход игры. Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.
«Наш детский сад »
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет. сада. Планы дет. сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.
«Малая Родина»
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях своего города.
Материал: иллюстраций, фотографий города
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
« Флаг моего города»
Цель: способствовать закреплению знания флага своего города, закрепить основные цвета флага, что они обозначают?
Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг,убирает и предлагает составить его из частей картинки.
« Герб моей страны»
Цель: способствовать закреплению знания герба своего города, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает
Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: Воспитатель показывает детям герб, и предлагает детям составить одно целое из частей его картинки.
«Путешествие по городу»
Цель: знакомить с родным городом
Материал: альбом фотографий родного города
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«В нашем городе гости»
Цель:В игровой форме закрепить знания о родном городе
Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем городе. Дети должны дать небольшие описательные рассказы о родном городе. «Гость» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказать об особенностях климата, о растительном и животном мире, символическом значении герба, называет имя главы города
«Родные улицы»
Цель: в игровой форме закрепить названия улиц родного города.
Ход игры: Воспитатель задает детям вопросы, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
- Что такое улица?
- Назовите части улицы (тротуар, мостовая, перекресток).
- Кто такие пешеходы?
- Как надо переходить улицу?
- На какой улице стоит наш детский сад?
- Какие еще улицы вы знаете?
- Что такое площадь?
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: картинки и фотографии лечебных трав
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.
«Малая красная книга »
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности
Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений. Дети называют, воспитатель рассказывает о них.
«Природа и человек»
Цель: закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе
Материал: картинки и иллюстрации по теме.
Ход игры: Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком,, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.
«Кто такой?»
Цель: закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу; воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать.
Ход игры
1 вариант: Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу.
2 вариант: Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу, дети называют его.
3 вариант: Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную.
Игровое правило:Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фотография здания планетария.
Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).
Дидактическая игра «Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.
Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
.
«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,…»
Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.
Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда.
«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
«Спортивный инвентарь»
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.
Возраст: 3 - 4 года.
Правила: В комплект входят карточки с черно-белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребенок выбирает черно-белую картинку и на нее накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен.
Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на черно-белое изображение. Рассказать, как можно использовать данный инвентарь.
«Если малыш поранился»
Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь. Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)
«Полезная и вредная еда»
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.
Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша). Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную - с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
«Береги природу»
Цель: закреплять знания об охране объектов природы.
Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу - что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.
Литература
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991.
2 Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002.
3. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив. игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003.
4.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982
5. Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.
1992.-65 с.
6.Золотова Е. Знакомим дошкольников с миром животных.- М. 1988.-79с.
7. Иванова А. Экологические наблюдения и эксперементы в детском саду. Мир растений.- М. 2004.-65 с.
8.Лучич М. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов.- М.: Просвещение,1993.-160 с.
9. Менджерицкая Д. «Воспитателю о детской игре», М.: Просвещение,1982.
10. Молодова А. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск.:1998.-80 с.
11. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: 2006.-135с.
12. Николаева С. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях.- М.: 2003.-50с.
13. О.В. Ворошилава « Русские фольклорные традиции».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/29/picture-719417-1459285107.jpg)
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию
Предлагаю картотеку дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидакти...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/25/picture-836964-1477377158.jpg)
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/02/picture-887785-1485989215.jpg)
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию...
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию в детском саду.
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии ар...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-284281-1377412168.jpg)
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/18/picture-232398-1563475912.jpg)
Картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию
Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку картотек....