Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию
картотека

Елисеева Елена Валерьевна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игы31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по патриотическому воспитанию

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы используем беседы, рассказы, наглядные методы, а так же дидактические игры. Дидактические игры позволяют шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, так как одна из особенностей дидактических игр выражается в эмоционально- познавательном содержание самой игры.

Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог и даже родители как в процессе организованной деятельности, так же на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.

«Дом, в котором я живу»

Цель: Формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.

Материал: Стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.

Ход игры:

Рассмотреть рисунок дома

- Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя)

- Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей:

-Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)?

-А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут?

-По какому адресу находится твой дом?

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города , номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Помощники в семье»

Цель: Воспитывать у детей уважение к труду взрослых    членов   семьи, желание помочь, освободить от хлопот. Учить детей строить  отношения  с другими людьми.  Развивать речь детей.

Материалы:сюжетные картинки с бытовыми сценами.

Ход игры:

Воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку:

-Что делает дедушка. А как помогает малышка?

-Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».

  «Родословное дерево»

Цель: Расширить представление о семье, учить ориентироваться в родословных отношениях, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним.

Материал: фотографии членов семьи, рис. генеалогического дерева.

Ход игры:

2 мл. гр.

Расспросить, знают ли дети как зовут бабушек и дедушек, маму и папу.

Ср. гр.

А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет?

Какой он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как часто вы встречаетесь (аналогично о бабушке)?

Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья. (Информация о родословном дереве на обороте)

«Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи

 « Волшебный цветок » (со второй млад. группы)

1 вариант « За что нам нравятся мальчики/девочки?»

Цель: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно  с                            группой   детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

2  вариант « Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

3вариант « Кто я в семье?»

Цель: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат.)

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке)?

 «Дом добрых дел» (со средней группы)

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.

Материал: конструктор

Ход игры: Дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

«Давайте говорить друг другу комплименты»( со второй млад. группы)

Цель: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка - в кофту, юбку и на голове косынка.

Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: К детям в гости пришли куклы.- Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли « волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.

Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.

 «Моих родителей зовут…» 

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотографии

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

 «Вежливые слова» (с млад. гр.)

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы.

Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

- Как ты отблагодаришь человека за помощь?

- Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)

- Что нужно говорить при встрече с человеком?

- Что нужно говорить всем, уходя домой?

- Что нужно говорить, просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? какие слова можно пожелать друг другу перед сном?

- Что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь?

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи.

 «Жилое - Нежилое»

Цель: закрепить знания детей, что здания бывают - жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений

Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение. Дом - жилой, магазин - нежилой…..

 «Поиски добрых слов»

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение

Ход игры. Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова

 «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.

«Наш детский сад »

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет. сада. Планы дет. сада, 1, 2 этажа, группы

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

 «Малая Родина»

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях своего города.

Материал: иллюстраций, фотографий города

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.

« Флаг моего города»

Цель: способствовать закреплению знания флага своего города, закрепить основные цвета флага, что они обозначают?

Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей

Ход игры: Воспитатель   показывает детям флаг,убирает   и   предлагает составить его из частей картинки.

 « Герб моей страны»

Цель: способствовать закреплению знания герба своего города, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает

Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей

Ход игры: Воспитатель показывает детям герб, и предлагает детям составить одно целое из частей его картинки.

 

«Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом

Материал: альбом фотографий родного города

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

 «В нашем городе гости»

Цель:В игровой форме закрепить знания о родном городе

Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем городе. Дети должны дать небольшие описательные рассказы о родном городе. «Гость» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказать об особенностях климата, о растительном и животном мире, символическом значении герба, называет имя главы города

 «Родные улицы»

Цель: в игровой форме закрепить названия улиц родного города.

Ход игры: Воспитатель задает детям вопросы, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

- Что такое улица?

- Назовите части улицы (тротуар, мостовая, перекресток).

- Кто такие пешеходы?

- Как надо переходить улицу?

- На какой улице стоит наш детский сад?

- Какие еще улицы вы знаете?

- Что такое площадь?

 «Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: картинки и фотографии  лечебных трав

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.

 «Малая красная книга »

 Цель:           закрепить    знания    детей    о   редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности

Материал: «малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений. Дети называют, воспитатель рассказывает о них.

«Природа и человек»

Цель: закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе

Материал: картинки и иллюстрации по теме.

Ход игры: Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком,, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.

«Кто такой?»

Цель: закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу; воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать.

Ход игры

1  вариант: Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу.

2 вариант: Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу, дети называют его.

3 вариант: Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную.

Игровое правило:Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фотография здания планетария.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

Дидактическая игра «Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.

Материал: изображения памятников

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

 

.

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,…»

Цель:  воспитывать  внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда.

 «Какие праздники ты знаешь?»

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные,                      религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

 

 «Спортивный инвентарь»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.

Возраст: 3 - 4 года.

Правила: В комплект входят карточки с черно-белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребенок выбирает черно-белую картинку и на нее накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен.

Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на черно-белое изображение. Рассказать, как можно использовать данный инвентарь.

 «Если малыш поранился»

Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь. Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)

«Полезная и вредная еда»

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша). Детям         раздают     картинки  с   изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную - с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

«Береги природу»

Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу - что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.

Литература

 

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991.

2 Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002.

3. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив. игр для детей 5-8 лет. - М.:    АСТ Астрель, 2003.

4.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982

5.  Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.

1992.-65 с.

6.Золотова Е. Знакомим дошкольников с миром животных.- М. 1988.-79с.

7. Иванова А. Экологические наблюдения и эксперементы в детском саду. Мир растений.- М. 2004.-65 с.

8.Лучич М. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов.- М.: Просвещение,1993.-160 с.

9. Менджерицкая Д. «Воспитателю о детской игре», М.: Просвещение,1982.

10. Молодова А. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск.:1998.-80 с.

11. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: 2006.-135с.

12. Николаева С. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях.- М.: 2003.-50с.

13. О.В. Ворошилава « Русские фольклорные традиции».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

Предлагаю картотеку дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидакти...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию в детском саду.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники"Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии ар...

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию

Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку картотек....