Конспект открытого занятия с презентацией на тему: «М.И. Глинка – отец русской музыки»
план-конспект занятия (старшая группа)

Сосновская Надежда Вадимовна

Конспект открытого занятия с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glinka.pptx972.55 КБ
Файл zanyatie_sosnovvskaya_n.v.docx25.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад "Золотая рыбка"

Смоленского района Смоленской области

Конспект организованной образовательной деятельности

«М.И. Глинка – отец русской музыки»

для детей старшей группы.

Подготовила:

Сосновская Надежда Вадимовна

музыкальный руководитель

2023 г

Открытое занятие на тему: «М.И. Глинка – отец русской музыки»

Цель: прививать детям интерес к классической музыке, знакомство с творчеством М. И. Глинки. Формировать чувство патриотизма путем приобщения к русской культуре, к истории России.

Задачи:

- расширять кругозор детей познакомить с биографией и творчеством композитора М.И. Глинки;

- формировать музыкальный вкус;

- воспитывать чувство патриотизма и личностно-ценностное отношение к русской музыкальной культуре.

-дать детям понятие творческого труда и воспитывать уважение к нему.

 Целевая аудитория: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель.

      Планируемые результаты:

- возрос интерес к русской классической музыке;

- получены знания о творчестве М.И. Глинки;

- продемонстрированы особенности игры на различных  шумовых инструментах;

- сформировано чувство патриотизма и личностно-ценностное отношение к творческому труду  людей, которые обогатили нашу русскую музыкальную  культуру.

Ход занятия

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята!

Придумано кем – то просто и мудро:

При встрече здороваться: «Доброе утро! »

Доброе утро – солнцу и птицам.

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера. Н. Красильников.

Так и хочется пожелать всем-всем: «Доброго утра и здоровья! »

 «Музыкальное приветствие»

Муз. рук.: Ребята, а вы хотели бы сегодня оказаться в музыкальной гостиной, в мире музыки?

Муз. рук.: Тогда разворачиваемся и под музыку тот час же отправляемся. Музыкально-ритмические упражнения.

Муз. рук.: Мы практически на пороге в мир музыки, но перед тем как туда зайти, скажите мне, кто такой композитор? (Ответ детей).

Композитор – автор музыкальных произведений. Люди создавали музыку с давних времен. Но впервые обозначать имена композиторов стали лишь с той поры, когда научились записывать музыку на нотной бумаге.

Муз. рук.: Ребята, мы собрались сегодня в музыкальной гостиной, чтобы поближе познакомиться с творчеством знаменитого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.  

Давайте присядем и посмотрим на экран.

Презентация.

Слайд 1. Родился Глинка на Смоленской земле, в селе Новоспасском, в самом конце весны, когда природа расцветает.  

  • Значит его можно назвать нашим земляком? В (ответ детей)

Слайд 2. Детство маленького Миши прошло в деревне, в усадьбе. Он очень любил слушать сказки и песни своей няни, простой русской женщины Авдотьи Ивановны, благодаря которой любовь к русской песни сохранилась у Глинки на всю жизнь.

Слайд 3. В один из вечеров Михаил Глинка услышал в гостиной концерт, который его впечатлил и решил научиться играть на инструментах.

Слайд 4. С 10 лет он  учиться играть на фортепиано и немного на скрипке. «Музыка – душа моя», – сказал как-то  маленький Глинка своему учителю.

Что помогло маленькому мальчику «превратиться» с годами в великого  композитора?

  • Прежде всего – детские впечатления о природе родного края. Показ слайдов русской природы. Слайд 5-6

Ребята, правда природа нашего края очень красива?

Особенно мне кажется зима, волшебная пора. Давайте послушаем произведение Глинки, которое так и называется «Зима».

Вокальное или инструментальное, какие инструменты играли, какой характер произведения?

Пальчиковая гимнастика «Снег»

Продолжим смотреть презентацию.

  •  Глинка очень любил Новоспасское. И много лет спустя он часто приезжал в родное село, а впечатления от жизни в усадьбе неизменно находили отражение в его творчестве.
  • Слайд 7. В 1812 году началась Отечественная война. Французская армия напала на нашу страну. Весь русский народ встал на борьбу с врагом и отважно сражался. Маленькому Мише было всего 8 лет, когда началась война. Спасаясь от наполеоновской армии, семья Глинки покинула имение в Смоленской губернии. Но рассказы о героизме войнов, услышанные в детстве, запали глубоко в душу будущего композитора. Они в дальнейшем послужили толчком к созданию оперы «Жизнь за царя».
  • Слайд 8. В нашем городе есть памятник, посвященный также  героям Отечественной войны 1812 года. Его еще называют памятник с орлами.

Слайд 9. В этой опере Глинка прославил героический подвиг простого русского крестьянина Ивана Сусанина, который пожертвовал своей жизнью во имя Родины. В опере рассказывается о событиях, которые связаны с походом польских войск на Москву. Когда поляки заблудились, дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завел врагов в болото, в котором погиб вместе с ними.

Михаил Иванович показал героизм русского народа в борьбе с врагами, беззаветную любовь к своему Отечеству. Главная идея оперы – героизм и патриотизм русского народа – наиболее ярко это видно в хоре  «Славься».

Прослушивание-Оркестр «Славься» муз. М.И. Глинки

Это – гимн-марш, выражающий народную радость, ликование от победы над врагом.

Слайд 10. Памятник Глинки в Смоленске, расположенный на Блонье, звучит тоже хор «Славься»

  • За свою творческую жизнь М.И. Глинка создал множество замечательных произведений и стал основателем русской классической композиторской школы.       

  Но не только благодаря своим природным способностям он прославился, а  также благодаря  трудолюбию и целеустремлённости, М.И.Глинка стал великим композитором. Композитор отразил в своих произведениях величие России, её героическую историю.

Именем М.И.Глинки  названы улицы и учебные заведения, память о нем увековечена и на родине, и за рубежом.

Ребята, давайте теперь возьмём шумовые инструменты и попробуем исполнить «Детскую польку», которую написал композитор  М.И. Глинки

Ребята, а что такое полька? Мы с вами исполнили на шумовых, а можно польку станцевать?

Тогда прошу вас на танец полька «Мандаринка».

С кем мы сегодня с вами познакомились? Какое произведение вам понравилось больше всего? Или что вам запомнилось больше всего?

                                                   

Список литературы:

1.С. Чхаидзе. М.И. Глинка. Изд.»Планета» Москва 1984          

 2. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2000. – 203 с.

    3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Программа музыкального воспитания для детей дошкольного возраста с методическими рекомендациями. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2006. – 80 с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы.

1.https://www.chitalnya.ru/work/1710797/Изба-читальня

2.https://www.culture.ru/materials/195206/istoki-russkoi-muzyki истоки русской музыки

3. https://pandia.ru/text/78/251/96490.php Детям о Глинке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия и презентация по теме "моя Малая Родина - Ораниенбаум"

Сценарий беседы «Мы живём в России!»,посвящённый празднику «Малая Родина». Цель:1. Формирование гражданско-патриотических чувств, формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, ...

Презентация на тему "Петушок и бобовое зернышко" Русская народная сказка

Презентация на тему "Петушок и бобовое зернышко"...

Презентация по теме: Народное декоративно-прикладное искусство «Русская матрёшка»

Народное декоративно-прикладное искусство   «Русская матрёшка»...

Презентация на тему: " Обычаи, обряды и традиции русского народа"

Презентация  для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста даст представление о культуре , быте, традициях и обычаях  русского народа...

Презентация на тему «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством проведения музыкально-спортивных мероприятий»

Совместно с инструктором по физкультуре мы проводим музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируются согласно годовому календарно-тематическому плану....

Презентация по теме: народное декоративно-прикладное искусство «Русская матрёшка» для детей старшего дошкольного возраста

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных к...