Доклад "Создание условий в группах, способствующих патриотическому воспитанию в детском саду"
учебно-методический материал

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy_v_gruppah.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание условий в группах, способствующих патриотическому воспитанию в детском саду»

Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать ее, стать подлинным патриотом.

С.Михалков.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

В процессе патриотического воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Цель создания в группе предметно-пространственной развивающей среды по патриотическому воспитанию:

- формирование у детей нравственно-патриотических чувств сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность;

Задачи:

-наполнение и обновление предметно - развивающей среды в группе по патриотическому воспитанию;

-приобщать детей к традициям и обычаям своего народа;

-формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;

-воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей

-формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России;

-воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;

-воспитание уважения к труду;

-побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и страны;

-формировать правовую культуру дошкольников;

-формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию нравственно-патриотических чувств в соответствии с ФОП, позволяет реализовать содержание адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности. Также способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Правильно организованная развивающая среда в группах, создаваемая педагогами детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми, а также поддержка детской инициативы.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Требования ФОП при создании предметно-развивающей среды:

Следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность, безопасность. Содержание материалов и оборудования, их размещение, должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.

Направления, которые должны реализовываться систематически и планомерно во всех возрастных группах: «Семья», «Детский сад», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Страна, ее столица, символика», «Права и обязанности».

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки, согласно с целями и задачами.

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Содержание уголка:

˗альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

˗куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

˗книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

˗русские народные игрушки;

˗иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир;

˗предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты);

˗альбомы или иллюстрации с изображением народных и государственных праздников.

-государственная символика (флаг, герб, гимн);

˗портрет президента;

˗альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Наша армия», «Мой родной город»;

˗иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;

˗иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года; растительный мир России;

˗куклы (мальчик и девочка) в русском национальном костюме, куклы севера;

˗иллюстрации и альбомы с фотографиями с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

˗предметы декоративно-прикладного искусства и быт;

˗развивающие и дидактические игры;

˗книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

˗картотека народных подвижных игр.

˗государственная символика (флаг, герб, текст гимна) России, Ростовской области;

˗портрет президента;

˗карта страны, карта округа, глобус;

˗куклы в национальных костюмах;

˗альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;

˗альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город», «День Победы», «Столица нашей Родины», «Наша армия родная», «Я помню! Я горжусь!», «Мои права», «Народный календарь», и др.;

˗иллюстрации фотографии с изображением народных и государственных праздников, памятников архитектуры, современных зданий родного города, «Как жили люди на Руси»;

˗книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками, сказками и легендами севера;

˗различная познавательная и художественная литература;

˗конвенция о правах ребенка (в картинках);

˗иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир;

˗генеалогические древа детей. Герб семьи;

˗ записи сказок и патриотических песен, познавательные видеофильмы и презентации;

˗предметы декоративно-прикладного искусства и быта;

˗развивающие игры. Картотека народных подвижных игр;

˗макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города);

˗Красная книга России, гербарий;

- Наша планета земля – глобус, детская карта мира;

-календарь природы и инвентарь для ухода за растениями.

Рассмотрим примерное содержание оформление уголков на каждом возрастном периоде.

В воспитательных целях используется пространство не только в здании, но и на территории участка.

Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле - воспитания патриотов. В уголке для родителей размещается информация по патриотической тематике, проводятся беседы, консультации, родительские собрания с предварительным анкетированием, экскурсии, акции, конкурсы, праздники, мастер –классы, выставки.

Родители становятся не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Эффективность деятельности значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работая совместно и в одном направлении.

Для углубления представлений ребенка о семье и ее истории можно разработать проект «Моя семья», с помощью родителей можно оформить альбом «Моя семья, Родословное древо. Герб семьи»

Продолжая формировать интерес каждого ребенка к героям ВОВ можно оформить альбом «Мы помним! Мы гордимся!» Мы не забудем!», «Я помню! Я горжусь! Спасибо за мир!», и родители сделали Мемориал Победы «Никто не забыт! Ничто не забыто!»

С помощью родителей и детей в группе можно организовать мини – музей «Военная техника», «Бабушкин сундук» – это своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события, предметы разных времен в условиях свободного досуга дети могут пополнять свои знания.

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.

Таким образом создание предметно – развивающей среды в группах по нравственно –патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Насыщенная предметно – развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему : "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду".

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду».Дорогие родители одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и восп...

Методическая разработка "Вопросы патриотического воспитания в детском саду"

Предлагаю свой опыт работы по патриотическому воспинаию дошкольников,разработанный на основе рекомендаций и программ Н.В.Алешиной,Т.И.Оверчук,Е.К.Ривиной. Надеюсь,что мой опыт будет полезен старшим во...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

"Создание условий в группе, способствующих успешной адаптации к детскому саду"

Опыт работы по теме: Создание условий в группе, способствующих успешной адаптации к детскому саду....

«Патриотическое воспитание в детском саду в условиях введения ФГОС ДО»

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Род...

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание в детском саду в условиях введения ФГОС ДО»

Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО....

План работы временной творческой группы воспитателей структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса» Тема: Патриотическое воспитание в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

Цель: приобщить воспитанников к  нравственным и эстетическим ценностям родной культуры. Задачи:формирование у подрастающего поколения верности Родине;изучение истории и культуры Отечества и ...