Картотека игр по ТРИЗ
картотека
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Фантазия» Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы. Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут ... - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками). - все учебники - все спички - ручки - ластики.
Игра «Теремок» Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник , дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок. Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде. Ход игры: 1-й вариант: каждыи ̆ ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованныи ̆ объект. Ведущии ̆ выбирает одного из детеи ̆ хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условныи ̆ - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующии ̆ диалог: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующии ̆ участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
Игра «Теремок» 2-й вариант: то же, что и в первом варианте, но хозяин постоянно меняется - вошедшии ̆ гость становится хозяином, а бывшии ̆ хозяин уходит в "почетные". И так, пока все играющие примут участие в "ротации". 3-й вариант: Пусть теперь теремков и их хозяев будет несколько. А гости поочередно посещают каждыи ̆ из теремков. Примечания: играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущии ̆ и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка, а вместо рисунков можно использовать окружающие бытовые предметы. Игра пройдет живее, если предварительно немного потренировать детеи ̆ в назывании свойств различных предметов.
Игра «Теремок» 4-й вариант: учить находить общее и различное между двумя объектами. Например – дерево и бумага, бумага и ткань, металл и дерево, стекло и глина. Ход игры. В условном теремке живет какое-то вещество или материал. Ребенок, исполняющии ̆ роль другого материала, стучится в теремок. В: Ты кто? 1-й ребенок: Я бумага. Пусти меня в теремок. В: А я - дерево. Пущу, если скажешь, чем мы с тобои ̆ похожи. 1-й ребенок: Мы твердые, в нас живут твердые человечки. Мы можем быть гладкими, а можем быть шероховатыми. 2-й ребенок: Я стекло, пусти меня в теремок. В: А я – глина. Пущу, если скажешь, чем мы с тобои ̆ отличаемся. 2-й ребенок: Я – хрупкое, а ты - пластичная, я – прозрачное, а ты – нет
Игра «Маша-Растеряша» Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем. Предшествующии ̆ этап: ознакомление детеи ̆ с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам. Ход игры: 1-й вариант: ведущии ̆ сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным: - Ои ̆! - Что с тобои ̆? - Я потеряла (называет какои ̆-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)? Играющие называют ресурсы для выполнения даннои ̆ функции, например: пилои ̆, топором, лескои ̆, линейкои ̆; можно рукои ̆ отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хорошии ̆ совет небольшое вознаграждение.
Игра «Маша-Растеряша» 2-й вариант: то же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предоставляется по очереди всем участникам игры. Ведущии ̆ может до начала игры попросить детеи ̆, чтобы они загадали потерянныи ̆ предмет. Затем он назначает Машеи ̆- Растеряшеи ̆ одного из детеи ̆. Ответчиком можно назначить, допустим, соседнего ребенка. Тогда он после удачного ответа становится Машеи ̆- Растеряшеи ̆ и обращается к следующему по цепочке участнику игры. Таким образом обеспечивается участие каждого ребенка. Но остальным быстро надоедает ждать своеи ̆ очереди. Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши-Растеряши отвечают все желающие, после чего роль Маши-Растеряши переходит к следующему по цепочке игроку. Но тогда не все будут активно участвовать в игре. Можно объединить подходы, когда первым должен ответить, например, сосед, а остальные могут дополнить. Тогда Маша-Растеряша может оценить ответы и выбрать лучшии ̆. А кто дал лучшии ̆ ответ становится сам Машеи ̆- Растеряшеи ̆ - ведь известно, что " растеряшесть " заразительна...
Игра «Черное-белое» Игра "Черное-белое” Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: " Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.) Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.
Игра «Перевертывание сказки» Игра "Перевирание сказки". Возможно, эта игра знакома многим из вас. С нашеи ̆ же точки зрения она обладает следующими дидактическими свойствами , оправдывающими ее использование на логопедических занятиях по развитию связнои ̆ речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции. Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку: - Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка: - Не Желтая, а Красная - Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и : - Да нет же, не папа, а мама. - Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси еи ̆: - К бабушке она велела еи ̆ сходить, а не к тете: И так далее.
Игра «Красная шапочка» Цель : развитие творческого воображения. Реквизит: бумага и фломастеры. Перед игрои ̆ вспоминаем сказку, а конкретнее эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в какои ̆-либо предмет, чтобы избежать печальнои ̆ участи. Как играть: Выбирается предмет, в которыи ̆ превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачныи ̆, пустои ̆). Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкои ̆ на голове наверху стакана. Один из игроков назначается бабушкои ̆. Другие или другои ̆ обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)? - Чтобы видеть, сколько я съела. И так играем до тех пор, пока не будут обоснуем все странности бабушки. После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет , склеится клеем для стекла).
Игра «Держи вора!» Игра "Держи вора!" Цель : тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения. Предшествующии ̆ этап : игра "Теремок". В отличие от нее в даннои ̆ игре дается зрительная опора только на один предмет сравнения, другои ̆ нужно представлять мысленно. Реквизит : то же, что в Игре "Теремок" . Ввод в игру: в толпе раздаются крики: - Держи вора, он высокии ̆ такои ̆! - Держи вора, вот он в чернои ̆ шляпе! Никто не заметил самого вора, никто не может описать его полностью. Но сыщики находят вора даже по отдельным признакам... Так и мы попытаемся найти "вора", зная некоторые его признаки.
Игра «Держи вора!» Ход игры: 1-й вариант : каждыи ̆ ребенок держит перед собои ̆ рисунок и играет за нарисованныи ̆ объект. Ведущии ̆ назначает 3-4 ребенка в поисковую группу и удаляет их из комнаты. Оставшиеся определяют с помощью жребия или считалочки - кому быть "вором", и дети называют его признаки (например, чайник : узорчатыи ̆, с ручкои ̆, пустои ̆). Затем в комнату возвращаются сыщики, ведущии ̆ сообщает им признаки вора и зовет: "Держи вора!" Остальные дети могут сидеть, стоять, бегать. Сыщики пробегают между детьми, рассматривают их рисунки и пытаются определить вора. Когда каждыи ̆ сыщик кого-то задержал, ведущии ̆ говорит "стоп!" и всякое движение прекращается. Идет рассмотрение задержанных. Ведущии ̆ устанавливает порядок рассмотрения так, чтобы настоящии ̆ вор, если его поймали , остался последним. Первыи ̆ сыщик указывает на своего задержанного и говорит: "Это вор, потому что он... (называет известныи ̆ ему признак, например, "С ручкои ̆")". Задержанныи ̆, если он не вор, говорит, по каким другим признакам он отличается от вора: "Нет, я не вор, потому что... (например, если "задержана" сумка: "Вор хранит чай, а я - книжки"). Если задержанныи ̆ не может назвать отличие, его уводят как вора. И так, пока не рассмотрели всех задержанных. Настоящему вору, если его поймали , остается добровольно признаться. Пусть отдает "украденное" и получает прощение. Сыщиков можно награждать.
Игра «Держи вора» 2-й вариант: То же, что в 1-м варианте, но каждому сыщику сообщается лишь один из установленных признаков. Тогда труднее найти вора.
Игра «Волшебные картинки» Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами). Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людеи ̆ и т.д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Группа «НЕПОСЕДЫ» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/07/picture-418345-1610007223.jpg)
Картотека игр по ТРИЗ-технологии
Игры для занятий по ТРИЗ развивают не только мыслительные процессы, фантазию, воображение, но и речь ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-556082-1419487399.jpg)
Картотека игр по ТРИЗ
Картотека игр по ТРИЗ - технологии для детей от младшей до подготовительной группы. Отлично развивает творческое мышление и воображение....
Картотека игр по ТРИЗ
Картотека игр по ТРИЗУ поможет педагогам развить внутренний мир ребёнка без каких-либо трудностей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-35958-1453130247.jpg)
Картотека игр по ТРИЗ
Игры учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению....
Картотека игр по ТРИЗ экологического содержания
Вашему вниманию предоставляю игры по ТРИЗ экологического содержания. Эти игры помогут дошкольникам расширить, систематизировать, закрепить знания по экологии, развить логическое внимание....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/25/picture-723541-1451019054.jpg)
КАРТОТЕКА ИГР ПО ТРИЗУ
Триз - творческое решение изобретательских задач, область знаний, исследующая механизмы, развития технических систем с целью создания проектных методов, решения изобретательских задач.Пусть вас не сму...