Содержание 1. Актуальность темы. - Разделы программы профессионального развития педагога
- Формы представления результатов педагогической деятельности
- Схема самооценки учебного занятия
- Методическая продукция (учебно-программная документация)
2. Индивидуальный план - Задачи
- Перечень вопросов по самообразованию
- Предполагаемый результат
- Формы отчета
Актуальность Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Охрана окружающей среды и разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе. Дети должны любить, беречь, понимать природу родного края. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, на её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи. Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций. Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании. В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.
Разделы программы профессионального развития - Изучение методической литературы.
- Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
- Участие в реализации программы развития образовательного учреждения;
- Обучение на курсах повышения квалификации.
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Формы представления результатов педагогической деятельности - Портфолио
- Творческий отчет
- Представление результатов педагогической деятельности
- Мастер-класс
- Отчет о результатах деятельности
- Профессиональные конкурсы
Схема самооценки образовательной деятельности - Оценка содержания учебного материала.
- Оценка эффективности способов деятельности.
- Оценка целей и результатов проведенного занятия.
- Оценка содержания учебного материала:
- научность, доступность изучаемого учебного материала;
- актуальность материала и его связь с жизнью;
- степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
- оптимальность объема предложенного для усвоения материала.
Методическая продукция педагога (учебно-программная документация) - Рабочая программа.
- Учебно-тематические планы.
- Программно-методическое обеспечение курса.
- Модель технологии обучения, описание методической системы.
- Проекты (конспекты) ОД, семинаров, игр, сценарии праздников, конкурсных форм и т.д.
Индивидуальный план Цель: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями , по охране и защите природы
Задачи: - формирование у детей системы знаний.
- формирование у детей трудовых навыков и умений.
- формирования у детей любви к природе.
Перечень вопросов по самообразованию: - изучение методической литературы;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников;
- продолжать изучать педагогический опыт других воспитателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат: . - повышение экологической грамотности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- развития интереса у детей более глубоко изучить природу, закрепление знаний полученных в ходе ОД.
- формирование экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру.
- участие в педсоветах, семинарах, МО;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на МО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях. Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная Ожидаемые результаты: повышение качества обучения; рост мотивации и творческого потенциала воспитанников. Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) | 2022-2027г.
| Курсы повышения квалификации . Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) | 2022-2027г.
| Выступление на семинарах, конференциях воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
| Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе) | 2022-2027г.
| Создание основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДОУ. Участие в неделях открытых дверей (показ открытых мероприятий, круглого стола для родителей) Участие в конкурсах с детьми. Публикации в социальной сети работников образования методических материалов, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы | 2022-2027г.
| Участие в работе МО Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах, семинарах. Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы. Ведение профессионального портфолию Привлечение родителей к организации проектов в группе Участие в работе сайта детского сада | Итогово-контрольный Внедренческий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы | 2022-2027г.
| Самоанализ и самооценка проделанной работы . Обобщение результатов на заседании. педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе). |
План работы 2022-2023 учебный год № | Содержание работы | Сроки | 1. | Проанализировать свои профессиональные затруднения. | Сентябрь | 2. | Составление плана работы по самообразованию. | Сентябрь | 3. | Посетить занятия воспитателей, занимающихся данной проблемой. Игры с природными материаламы(семена растений,листья,разнообразные цветы,камушки,ракушки,шишки) “С какого дерево упал лист?”, “Кто скорее выложит узор из разных листьев?”, “Выложи узор из камушек” | Октябрь
| 4. | Участие в педагогических конкурсах, экспериментальной деятельности, для воспитателей. | Ноябрь
| 5. | Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года | 6. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | Декабрь
| 7. | Оформить альбом «Зимующие птицы». Создать картотеку дидактических игр. | Январь | 8. | Разработать игровые занятия с учетом ФГОС | В течение года | 9. | Сбор книг о природе в книжный уголок. Для слушателей курсов повышения квалификации педагогов ДОУ РТ на базе ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» показ занятия на тему «Ел фасылы-кыш.” | Февраль | 10. | Выступление на родительском собрании на тему «Как прекрасен этот мир…» | Март | 11. | Наблюдения и опыты в природе. Составить картотеку игр « Птички «Зоопарк» «Насекомые» | Апрель | 12. | Провести олимпиаду для дошкольников на тему «Природа вокруг нас» | Май | 13. | Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования | По плану старшего воспитателя |
2023-2024 учебный год № | Содержание работы | Сроки | 1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь | 2. | Оформить уголок природы: подбор комнатных растений. Беседы на темы: «Значение воды в жизни людей»,«Зеленая аптека» | Октябрь. | 3. | Знакомиться с новыми формами, методами в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой . | В течении года | 4. | Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу» Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. | Ноябрь | 5. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. Изготовление экологического лэпбука. | Декабрь | 6. | Проведение и заполнение карты наблюдении за природой. | В течения года | 7. | Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | Декабрь | 8. | Для слушателей курсов повышения квалификации педагогов ДОУ РТ на базе ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» показ занятия на тему «Кышлаучы кошлар” | Январь | 9. | Подготовка методического материала для родителей и воспитателей. | Февраль | 10. | Познавательно- исследовательский проект «Волшебная водичка» | Март | 11. | Подготовка консультации для родителей по теме самообразования. Мероприятие «День птиц» | Апрель
| 12. | Экологические спектакли «Прогулка с детьми в лес» Папка-передвижка | Май | 13. | Провести итоговое развлечение для родителей по экологии | Май |
2024-2025 учебный год № | Содержание работы | Сроки | 1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь | 2. | Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года | 3. | Составление экологических игр «Правила поведения в лесу», «Съедобные и не съедобные», «Живая и не живая природа» | Сентябрь-октябрь | 4. | Для слушателей курсов повышения квалификации педагогов ДОУ РТ на базе ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» показ занятия на тему « Опыты с водой» Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. | Октябрь
| 5. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | В течение года | 6. | Разработка методических, дидактических и наглядных пособий для работы с детьми. Беседы с использованием презентаций на темы: «Морские млекопитающие» , «Мы друзья природы» | Октябрь | 7. | Изготовление совместно с родителями макетов: «Животные наших лесов», «Животные жарких стран» | Ноябрь | 8. | Консультация для молодых специалистов «Дидактические игры в обучении детей экологии» | Декабрь
| 9. | Проект «Птичья столовая» | Январь | 10. | Опыты с комнатными растениями. | Февраль | 11. | Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками. | В течение года | 12. | Консультация для коллег «Экология и мы» , «Чистая планета земля» | Март | 13. | Памятка для родителей «В каких продуктах ьивут витамины?» , «Мы против мусора» Тематические фотовыставки: -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы» | В течение года | 14. | Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Апрель -Май |
2025-2026 учебный год № | Содержание работы | Сроки | 1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь | 2. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года | 3. | Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов «Дары природы». | Октябрь | 4. | Для слушателей курсов повышения квалификации педагогов ДОУ РТ на базе ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» показ занятии на темы «Песок и его свойства» , «Времена года» Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года | 5. | Разработка и проведение консультаций для родителей «Родители-пример для детей в соблюдении экологической культуры»
| Ноябрь | 6.
| Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию. | В течение года | 7.
| Помощь родителей в изготовлении кормушек в рамках экологической акции «Помогите птицам» | Декабрь | 8. | Разработка дидактических и наглядных пособий для работы с детьми и пополнение методических пособий и пакета материала в электронном виде, в том числе: комплекта дидактики по обучению детей экологии (презентации) комплекта раздаточного материала (карточки, задания и тесты) | Январь | 9. | Совместное изготовление атрибутов с родителями к сюжетно-ролевым, дидактическим играм. | Февраль | 10. | Помощь родителей в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка» | Март | 11. | Изготовление эколого – дидактических игр: -«Такие разные деревья». -«Животные и птицы». | Апрель | 12. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года | 13. | Пополнить картотеку дидактических игр | Май |
2026-2027 учебный год № | Содержание работы | Сроки | 1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь | 2. | Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду» | Октябрь
| 3. | «Учим стихи – развиваем память». Стихи про природу. | Ноябрь | 4. | Для слушателей курсов повышения квалификации педагогов ДОУ РТ на базе ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» показ занятии на темы «Лес-дом для животных», «Юные экологи» Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года | 5. | Организовать вместе с детьми выставку рисунков «Зимний пейзаж» | Декабрь | 6. | Составление конспектов занятий, развлечений. | Январь | 7. | Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта. | В течение года | 8. | Показ открытых ОД на базе учреждения с использованием ИКТ | В течение года | 9. | «Сядем рядком, поговорим ладком» (Жизнь животных и птиц зимой) Папка-передвижка | Февраль | 10. | Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород» | Март | 11. | Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!» | Апрель | 12. | Итоговое занятие по экологии с использованием дидактических игр. | Май |
| |