Консультация.
консультация
Консультация для педагогов "Формирование связной речи детей. Обучение рассказыванию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_rr.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
Тема: Формирование связной речи детей. Обучение рассказыванию.
Время не стоит на месте. В век современных технологий «живое» общение заменяют многочисленные гаджеты, которые, к сожалению, практически исключают общение взрослого и ребёнка. На сегодняшний день малыши, толком не умеющие говорить, с легкостью осваивают компьютеры, что наносит вред здоровью. Растёт процент дошкольников, которые нуждаются в помощи специалистов: логопедов и психологов, зачастую, для нормального развития ребёнка нужен толчок. Проблема развития речи ребёнка, его общения со сверстниками и взрослыми актуальна и требует грамотных решений. Формируя разговорную речь, мы будем преследовать цель обучения детей рассказыванию, описанию предметов и явлений окружающего мира, умению выражать свои мысли.
Беседа - один из методов активного развития речи. Вопросно-ответный характер общения побуждает ребёнка воспроизводить не случайные, а наиболее существенные факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать и делать выводы. В беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Закрепляется умение строить простые и распространенные предложения, внимательно слушать других, дополнять, строить и задавать вопросы. Тематика бесед различна. Но очень важно выбрать тему – дети должны иметь достаточно впечатлений и «живого» опыта по предлагаемой теме. Цель начала беседы – оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, используя вопрос-напоминание, загадывание загадки, чтения отрывка из художественного произведения, показ картины, предмета и т.д. Необходимо сформулировать тему предстоящего разговора, обосновать её важность, объяснить мотивы выбора. В беседе используется много разных приёмов обучения, ведущим остаётся - вопрос. Именно вопрос ставит мыслительно-речевую задачу. Вопросы проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Для чего? Как узнать? и т.д. Для расширения и уточнения знаний дошкольников, активизации памяти и эмоций используются объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, демонстрация наглядного материала, создание игровой ситуации. На трудные вопросы педагог отвечает сам, помогает найти ответ, поощряет ответы детей.
Обучение рассказыванию. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи – пересказом и рассказом. В пересказе ребёнок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя. Важно осмыслить текст и передать его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Это самостоятельно составленное развёрнутое изложение какого-либо события. Перед ребёнком стоит задача самому в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Систематизировать материал и изложить его в нужной последовательности по плану. По своей форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описание – изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Описательному рассказу присуще свои структура и композиция. Вначале называется предмет, затем указываются характерные признаки, назначение, взаимосвязь частей, и в заключении говорится о назначении предмета и о действиях с ним. Сюжетный рассказ является передачей событий, происходящих в определённой временной последовательности и с каким-нибудь героем. Детям даётся представление о типичной структуре таких рассказов – вначале называется герой, описание его внешнего вида, затеи излагается первое событие, по возможности объясняется, когда и где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между эпизодами, а после чего следует окончание. Умением строить сюжетный рассказ по данной схеме ребёнок овладевает не сразу. План рассказа – это 2-3 основных вопроса, определяющих содержание и последовательность изложения. С планом педагог знакомит детей после сообщения общей темы рассказов, а также их характера (говорить точно, как происходило в жизни, или сочинять, придумывать рассказ или сказку).При подготовке к рассказыванию дошкольников учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, сказке, опираясь на вопросы педагога, иллюстрации, силуэты. Поощряются попытки детей сообщить о своих впечатлениях, построить высказывание из нескольких слов, предложений. Дети активно вовлекаются в рассказывание воспитателя, договаривают слова в незаконченном предложении, следят за последовательностью изложения.
Синквейн. В старшем дошкольном возрасте можно использовать такой современный и интересный приём в обучении детей рассказыванию, как синквейн. Это пятистрочная стихотворная форма. При составлении дидактического синквейна количество слов в каждой строке не имеет значения, самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
Основные правила:
- в первой строке должна находиться сама тема дидактического синквейна, явление или предмет, о котором идёт речь, чаще всего в первой сроке пишется одно слово, это местоимение или имя существительное, отвечающее, соответственно, на вопросы: Кто? Что?;
- во второй строке находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, выражаются именами прилагательными или причастиями, отвечают на вопросы: Какой? Какая?;
- в третьей строке содержатся уже три слова, которые обозначают и описывают действия, обычные для этого явления или объекта. Это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?;
- четвертая строка – «поле» для мыслей ребёнка, где отражается его непосредственное мнение о затронутой теме;
- пятая строка содержит одно слово или словосочетание, отражает суть явления или предмета, о котором говорится в синквейне, это имя существительное или местоимение.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко. Развивается интерес к окружающему миру, речь, мышление и память. В чем же эффективность и значимость синквейна? Во-первых, его простота, ведь его могут составить все. Во-вторых, каждый ребёнок может реализовать свои творческие и интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приёмом, используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Примеры:
- Арбуз.
Круглый, вкусный.
Катится, растёт, зреет.
Арбуз – это большая ягода.
Лето.
- Кукла.
Красивая, любимая.
Стоит, улыбается, сидит.
Моя кукла самая красивая.
Игрушка.
- На основе синквейна может строиться работа по обучению детей рассказыванию. Например, рассказ: «Заяц белый и пушистый. Живёт в лесу. Заяц боится волка и лису. Он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить».
Заяц.
Белый, пушистый.
Боится, пугается, убегает.
Я жалею зайца.
Дикое животное.
Литература.
1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников, 2005 г.
2. Логинова Н.А. Цикл лекций по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....