Проект "Семья"
проект (подготовительная группа)
Патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества своих родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная функция – воспитание детей, она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semya.docx | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка- детский сад № 21
поселка имени М. Горького
муниципального образования
Кавказский район
Проект на тему:
«Семья»
:
Разработчики:
учитель-логопед
Шатохина Е.Ю
Воспитатели:
Астрецова Н.С.; Кабачок И.В.;
Стеблева С.А.; Чернова С.Н.
2024г.
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Семья» |
Руководитель проекта | Учитель-логопед, воспитатели группы |
Консультанты (если есть) | - |
Состав и возраст проектной группы | Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети 5-7 лет с ОНР. |
Срок реализации | 09.01.24 – 31.05.24г. Долгосрочный |
Типология проекта | Внутриучрежденческий, познавательно-речевой |
Образовательные области | Развитие речи, познание, художественно-эстетическое; коммуникативное развитие. |
Актуальность | Работая с дошкольниками с ОНР мы пришли к выводу, что не все дети группы знают о своей собственной семье; кем работают их члены семьи, плохо ориентируются в родственных связях. Не знают и путают, кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший. Укреплению родственных связей способствует совместный досуг и совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в детском саду, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение. |
Цель проекта | Приобщение детей к семейным традициям и ценностям. Формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к семье. |
Задачи проекта | Создать условия для формирования и развития умения детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, развития познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Семья». Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса; формирование лексико-грамматических категорий; развитие связной речи. Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи. Вызывать интерес к собственному имени. Развитие двигательной сферы: общей моторики и моторики кистей и пальцев рук; координации речи с движением. Развитие речевых и творческих способностей детей. Увеличение объема коррекционного воздействия, через различные виды игровой деятельности. Вызывать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность). Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений. Приобщение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе через стимулирование совместной игровой и продуктивной деятельности детей и родителей. |
Этапы и характеристика деятельности участников проекта. | Аналитический этап: выявление уровня сформированности представлений о понятии «семья», членах семьи. . Подготовительный этап: определение учителем-логопедом темы, цели и задач, содержания проекта; прогнозирование результата. Родители: создание древа семьи. Дети: изготовление древа семьи совместно с родителями. Основной этап: разработка системы интеграции образовательной деятельности познавательного характера с коррекционным направлением развития детей. Итоговый: Древо семьи, Герб семьи, стенгазета «День рождение всей семьей» (родители, дети). |
Методические рекомендации | Педагогическая задача воспитания состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком информации, а дать возможность самому овладеть знаниями в ходе специально организованных занятий, дидактических игр, упражнений. Развивать умение слушать и слышать, грамматически верно излагать свои мысли, дружелюбно относиться друг к другу. |
Предполагаемые итоговые продукты проекта и ожидаемые результаты | За время реализации проекта «Семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи. Повышение интереса детей к своей семье, членам семьи Обогащение и активизация словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей. Повышение уровня речевого развития детей, обогащение и активизация словарного запаса. Активное участие родителей в жизни детей и детского сада. Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми. Итоговый продукт: оформление в групповой комнате фотозону творческих работ детей на тему:«Семья». |
Рабочее планирование проекта | Подготовительный: Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной теме, подготовить презентации. Подобрать материалы, дидактические пособия, атрибуты для игровой, образовательной, самостоятельной деятельности детей. Подготовить и разместить в логопедическом уголке консультацию для родителей: «Речь родителей – образец для детей». Планирование предстоящей работы, разработка мероприятий. Выявление уровня сформированности знаний по данной теме. Содержательный: Реализация проекта в областях: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное; в коррекционной работе с детьми. Составление описательных, творческих рассказов детьми. Организация творческих работ на тему: « Семья». Итоговый: Обработка результатов по реализации проекта. Презентация проекта «Семья» родителям. |
Необходимое оборудование: | Специальная методическая литература, настольно-печатные, дидактические игры, компьютер, мультимедийная система, предметные картинки, фотоаппарат. |
Презентация | Презентация хода проекта. Оценивание результатов. |
Портфолио проекта | Рабочие материалы, фотоматериалы, итоговый продукт. |
2. ХОД ПРОЕКТА
Этап работы над проектом | Продолжительность | Место работы обучающихся (очная, дистанционная) | Содержание работы обучающихся | Выход этапа |
Организационно-подготовительный | Очная | Принимают задачу проекта. Предлагают средства реализации и итоговый продукт. | Создание развивающей среды, подбор наглядно – дидактического материала, методической и художественной детской литературы, составление плана, постановка цели, задач, прогнозирование результатов. | |
Основной |
| Очная | Ежедневная коррекционная работа: развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики; развитие речевого выдоха; развитие умения изменять высоту голоса; работа над координацией речи с движением. Воспитателями получены задания: проведение дидактических игр и игр малой подвижности; проведение пальчиковой гимнастики, чтение художественной литературы; организация игр на развитие лексико-грамматических категорий; проведение бесед о перелетных птицах. | Проведение учителем-логопедом занятий по расширению и активизации словарного запаса; развитию грамматического строя и связной речи у детей. Изготовление педагогами наглядно-информационного материала. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей. |
Заключительный | Составление рассказа по древу семьи. | Соотношение целей и результатов проекта. Подготовка фотоотчета о проделанной работе. |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный этап:
Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности: патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества своих родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная функция – воспитание детей, она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка. Появилась идея: создать проект «Семья». Чтобы систематизировать работу с детьми по теме «семья» была проведена первичная диагностика. При анализе результатов выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей «тетя Света», «дядя Саша». Кем работают их родители они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес, что тогда говорить о их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как «род», «родословная», «предки».
2. Основной этап:
Художественно-эстетическое развитие:
Аппликация. Тема: «Праздничный хоровод».
Цель: учить составлять из деталей аппликации изображение человека, находить место своей работе среди других. Учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать удачно сочетающиеся по цвету изображения. Развивать чувство композиции цвета.
Лепка: «Семья».
Цель:формировать умение изображать фигуру человека, правильно передавая соотношение частей по величине, их расположение по отношению к главной или самой большой части; развивать образное воображение.
Рисование с элементами аппликации « Моя дружная семья».
Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи.
Тема: «Древо семьи».
Цель: обогатить представления о семье: дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях. Развивать коммуникативные навыки.
Тема: «Герб семьи».
Цель: воспитывать положительные эмоции от результата своей работы,создать радостное эмоциональное настроение.
Тема: стенгазета «Праздники всей семьей».
Цель: формировать у ребенка базовое представление, создание праздничной атмосферы и вовлечь детей в творческий процесс по изготовлению стенгазеты.
Тема: «Новые дома на нашей улице».
Цель: закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать изображение на листе в соответствии с содержанием рисунка. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующим закрашивании цветными карандашами.
Речевое развитие.
Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным».
Цель: учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, вдеть связь названия текста с его содержанием; помогать составлять по пословице короткие рассказы или сказки, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.
Чтение художественной литературы Н.Носов «Огурцы».
Цель: совершенствовать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по содержанию текста, воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.
Беседа «Профессии в моей семье».
Цель: формировать представления детей о трудовой деятельности - ее цели, планирование, развивать у детей интерес к труду взрослых и уважение к человеку.
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Цель: воспитывать бережное отношение к семье, семейным традициям, закреплять знания детей о своей семье.
Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Моя семья - моё богатство».
Цель: закреплять знания детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботят друг о друге; о составе семьи; о родословной (о генеалогическом семейном) древе; закрепить знания детей о создании гербов, их связи с историей семьи, интересами членов семьи. Упражнять в составлении описательного рассказа, описании значений символов, изображённых на гербах. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать прилагательные и глаголы. Закрепить знания детей пословиц о семье.
Игровая деятельность.
Подвижная игра «Хоровод дружбы»
Цель: развивать у детей ритмичность и координацию движений, умение согласовывать движения.
Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Цель: развивать уважение в общении, привычку пользоваться добрыми словами.
Дидактические игры «Передай тепло»; «Вежливые слова». Разрезные картинки на тему: «Семья».
Цель: расширять представления детей о положительных качествах людей.
Сюжетно - ролевые игры « Идем к врачу»; «В парикмахерсчкую»; «Мой папа строитель».
Цель: содействовать объединению детей в игре, тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать правила игры.
Работа с родителями.
Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».
Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».
Логопедическое развитие.
Тема: «Дом. Семья».
Цель: формировать словарь антонимов; развивать у детей фонематический слух и восприятие; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; расширять и уточнить словарь; развивать звуковой анализ и синтез; воспитывать у детей любовь уважение к членам своей семьи.
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук,развивать умение понимать речь и повторять за взрослыми отдельные фразы, слова.
Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Семья».
7.Ежедневная коррекционная работа:
Пополнение и активизация словаря:
Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
Уточнить и расширить представления ребёнка о самом себе (он член семьи; имеет внешнее сходство с родителями и другими родственниками; цвет волос, глаз; у него есть обязанности по дому; он должен хорошо знать свою фамилию, имя, отчество, свой день рождения, домашний адрес и т. д.) .
Развитие мелкой моторики: «Моя семья», «Сорока – ворона», "Как у нас семья", "Мой дом", "Наша дружная семья", "Пальцы - дружная семья".
Развитие речевого дыхания и голоса: Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!». Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту».
Речевая зарядка:
Произносить предложение: «Мама, папа (брат) и я (вдох) — вот и вся моя семья!»
Развитие слухового внимания: «Аисты-лягушки», «Кто летит», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию».
Упражнения для жевательно – артикуляционных мышц
Жует орехи. Имитация жевания.
Упражнения для щек и губ
Малыш, отказывается пить горячее молоко.
Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.
Малыш захотел кушать.
Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.
Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».
Упражнения для языка:
Мама испекла блинчики.
Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»).
Мама испекла пирожки с разной начинкой.
Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык — «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами— «пирожок с брусникой».
Дразнилки.
Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».
Игра «Я — не я».
Улыбнуться, опустить кончик языка на нижние зубы. Педагог произносит предложения: «Я люблю варенье», «Я люблю мыть посуду», «Я люблю бить посуду» и т. д. Дети отвечают: «Я!» или «Не я!».
Упражнения на развитие лексико-грамматического строя: «Один - много» (образование множественного числа существительных в родительном падеже): Семья – семьи – много семей; (словарь: ребенок, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, тетя, дядя, младенец). «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами): Сын – сынок, сыночек, сынуля, сыночка. Мама - … и т.д. «Чей? Чья? Чье? Чьи?» (образование притяжательных прилагательных): Мама – (значит, ты чей? чья?) - мамин(а), папа – … , бабушка – … , дедушка – … , дядя – … , тетя – … , пальто (чье?) – бабушкино, мамино … , перчатки (чьи?) – тетины … . «Назови, какой» (образование простых причастий и прилагательных): Жить – живущий; расти – растущий; любить – любимый; уважать – уважаемый; гладить – глаженый; стараться – старательный; заботиться – заботливый; отдыхать – отдыхающий. «Кто старше? Кто младше?» (составление сложносочинённых предложений с союзом а): Папа – сын («Папа старше, а сын младше»). Папа – дедушка. Дядя - племянник. Внук – дедушка. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): Старший – младший; большой – … , молодой - … , старше – моложе, младше. «Назови отчества женщин и мужчин» (упражнение в словообразовании): Александр – Александровна, Александрович; (Алексей, Андрей, Антон, Артем, Богдан, Борис, Василий, Владислав, Георгий, Денис, Евгений, Егор, Иван, Лев, Максим, Матвей, Никита).
3. Заключительный этап:
Итоговый продукт: презентация детьми «Семья».
4. Оценивание результатов:
Беседа о семье, выявляющая уровень знаний, сформированности лексико-грамматических категорий у дошкольников компенсирующей группы для детей с ОНР (дети 5-7 лет с ОНР).
5. Результат проекта:
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
- повысилась речевая активность детей;
- значительно расширился словарь семантического поля «моя семья»;
- дети имеют представление об истории семьи, её традициях;
- появилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свои имя и фамилию, бережное отношение к семейным реликвиям;
- сформирован положительный образ родного дома, членов семьи;
- повысилась компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.
Заключение.
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Стало проявляться эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
-среди родителей дошкольников наблюдается заинтересованность и желание сотрудничать с педагогами ДОУ по вопросам обучения дошкольников.
6.Литература:
1. Н.В. Нищева; Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб., «Детство –Пресс, 2020г.
2. О.С. Гомзяк «Говорим правильно 6-7 лет» конспекты занятий. Москва, изд. ГНОМ, 2019 г.
3. О.С. Гомзяк; «Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе», Москва, изд. ГНОМ, 2019 г.
4.Л.В.Куцакова, «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера», 2015 г.
5.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»: подготовительная к школе группа. – М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2017.
6.О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2019г.
7.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА».
8 Т.С.Комарова, Занятия по изобразительной деятельности. 2017г.
9.О.М.Ельцова, Технология организации познавательной деятельности, с 6 до 7 лет, - М.: ДЕТСТВО ПРЕСС 2020.
10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника. М., 2012.