Кризис трех лет.
учебно-методический материал (младшая группа)

Основные изменения в характере ребенка к трем годам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx47.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Кризис трех лет-«Я-САМ!»

Материалы для подготовки и проведения семинара-практикума

ХАРАКТРИСТИКА КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ

Педагоги дошкольных образовательных учреждений чаще встречаются с проблемами "кризиса 3-х лет". В зависимости от особенностей развития ребенка возрастные рамки кризиса могут изменяться; он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года.

ризис 3-х лет" - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребенка. ПО Д.Б. Эльконину, "кризис 3-х лет" - это кризис выделения ребенком своего "Я".

В кризисный период у детей происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители, могут прийти в отчаяние, так как ребенок становится неуправляемым ("его как будто подменили")

Первым заметным признаком кризиса являются трудности взаимодействия с ребенком. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней появляются сбои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок.

Резкое, казалось бы, ничем не обоснованное изменение в поведении ребенка - второй признак кризиса. У него появляются такие черты и особенности, которых раньше не наблюдалось. Они возникают как бы вдруг из ниоткуда. Прежде спокойный и покладистый ребенок вдруг становится возбудимым, капризным, требовательным. Демонстрация ребенком возрастающей самостоятельности и активности требует своевременной перестройки и от его близких.

Психологи характеризуют данный период как кризис социальных отношений, который связан со становлением самосознания ребенка.

Как и любой другой, он проявляется, прежде всего, в обесценивании того, что было для ребенка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку, отделяется от любимых взрослых и пытается установить с ними новые отношения, что происходит болезненно не только для самого ребенка, но и для родителей, которые в это время должны быть особенно терпеливы. На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

- острый интерес к своему изображению в зеркале;

- заинтересованность своей внешностью, тем, как он выглядит в глазах других.

у девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании, при этом остро реагируют на неудачу.

Кризисные явления выражаются также в негативизме, т. е. неприятии требований или просьб взрослых, когда ребенок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый (родители, воспитатель). Однако не следует путать его с не послушанием, у которого совсем другой мотив - желание сделать то, что ребенок хочет. Иногда негативизм вынуждает ребенка поступать даже вопреки своему собственному желанию. Если раньше у него в той или иной ситуации проявлялось желание что-то импульсивно сделать и его действия соответствовали этому желанию, то теперь его поведение определяется отношениями со взрослым: он хочет продемонстрировать взрослому свою самостоятельность. Например, взрослый утверждает, что "эта игрушка хорошая", и слышит в ответ: "Нет, плохая!". А когда тут же говорит: "Она плохая", ребенок опять возражает: "Нет, хорошая!"

Болезненным явлением этого периода считается упрямство, когда ребенок настаивает на чемо не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что хочет, чтобы с его мнением считались. Конечно, не с любым желанием или требованием ребенка следует соглашаться и выполнять их, но не нужно также сразу отвергать их. Лучше дать возможность ребенку успокоиться, а уже потом спокойно объяснить свое решение. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, потому что различия здесь в мотивах, то есть внутренних побуждениях, а не во внешних действиях. Нужно хорошо знать ребенка и понимать ситуацию, чтобы отличить одно от другого. Например, когда ребенок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы ее ему дали, а получив, начинает активно обследовать ее, играть и явно радуется самой возможности действовать с этим предметом, а не тому факту, что выполнено его требование - это настойчивость. В этом случае так называемый деятельностно-познавательный мотив, за которым стоит любознательность, потребность в получении новой информации. При упрямстве главным для ребенка является связанность с его первоначальным решением. Мотив здесь обусловлен с личностными потребностями, системой отношений зарождающейся личности.

При внешней похожести упрямства и негативизма между ними так же есть существенное отличие: негативизм - это отношение к другим, противостояние, а упрямство - отношение к себе, своему решению, за ним может стоять потребность в самосохранении (или, может быть, самоутверждении).

Стремление к самостоятельности может проявляться в строптивости (от нем. trotz - опреки", "наперекор"). Внешне оно проявляется в резком, вызывающем, а иногда и просто грубом выражении ребенком недовольства взрослыми и их действиями, всем, что ему предлагают делать. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Если негативизм всегда направлен против конкретного взрослого, который именно сейчас побуждает ребенка к какому-то конкретному действию, то строптивость - против всего привычного образа жизни, установившихся на данный момент правил и норм поведения. Строптивость ребенка направлена против сложившейся в раннем детстве системы отношений, принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, что часто неадекватно возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам. Эта возрастающая самостоятельность - важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить, что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребенка свои упрямство и своеволие.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте.

В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, не устраивать скандалов, избегать конфликтов. Но и идти на поводу немотивированных желаний ребенка нельзя, иначе он может стать деспотом по отношению к родителям.

Деспотизм может проявиться в семье с единственным ребенком, когда ребенок старается вернуть состояние, при котором раньше исполнялись почти все его желания, старается стать хозяином положения и отыскивает множество способов, чтобы проявить власть над окружающими.

Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность, та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Возможно проявление пренебрежения ребенка (обесценивание) к тому, что до кризиса не вызывало отрицательных эмоций и было даже привлекательным: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.

Третий признак кризиса - неосознаваемый характер происходящих изменений для самого ребенка. Трехлетние дети не понимают и не замечают перемен в своем поведении и характере.

Четвертым признаком является временность, не стабильность изменений в характере и поведении детей в этот период. Обычно продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом эмоциональной стабильности, когда исчезают негативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В редких случаях отдельные черты могут сохраниться, став особенностями личности и индивидуальности ребенка, а не возрастными особенностями.

Еще одним признаком и свойством кризисных изменений можно считать сочетание негативных проявлений с позитивными образованиями. Те неудобства, которые кризис несет с собой, компенсируются стремительным рывком вперед, совершаемым ребенком за этот короткий промежуток времени.

Родители не всегда знают, как себя вести в ситуации, когда ребенок становится неуправляем в период "кризиса 3- х лет", поэтому часто обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу, работающему в дошкольном учреждении, Его задача заключается в повышении психологической и педагогической информированности родителей.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ В ПЕРИОД КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ

Измените свое отношение к ребенку (смените авторитарную позицию воспитания на более гибкую).

Старайтесь понять внутренний мир ребенка и принимать его таким, какой он есть.

Предоставьте ребенку больше свободы и самостоятельности, но в допустимых размерах.

Хвалите ребенка за его достижения и проявления самостоятельности

Не забывайте о последовательности своих воспитательных воздействий.

Не идите на поводу у ребенка, если ребенок капризничает, постарайтесь его отвлечь. Иногда нужно просто взять за руку и увести.

Сохраняйте спокойствие в общение с малышом.

Создайте атмосферу безопасности и комфортности для ребенка.

Пусть ребенок чувствует Вашу любовь и заботу о нем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маленький тиран" или кризис трех лет. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям понять, что происходит с их ребенком в возрасте трех лет. С какими трудностями в поведении ребенка они могут столкнуться и как с ними справиться....

"Кризис трех лет"

Консультация для родителей...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?

Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому ...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса.

Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса....