Проект: “Мы и космос”
проект (старшая группа)

Птушкина Галина Анатольевна

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos_i_my.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-познавательный,

краткосрочный проект в старшей группе

Сроки проведения: с 01.04.2024г. по 12.04.2024г.

«Космос и мы»

Воспитатели:

2024 г.

Проект: “Мы и космос”

Вид проекта – групповой, краткосрочный

Тип проекта – Информационно- познавательный

Срок реализации проекта – апрель 2024г.

Проблема:

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. 

У ребят выявлено, поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.

Актуальность проекта

                С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности. О Валентине Терешковой, первой женщине космонавте.

Цель проекта

Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин , Терешкова, Гречка и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.

Задачи проекта

1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Обучающие - расширять представление детей о космосе и космическом пространстве, о празднике День космонавтики, о профессии космонавта.

3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

 4.Развивающие – развивать познавательную и творческую активность, поддерживать и развивать интерес дошкольников к космосу, развивать связную речь, память, логическое мышление.

5. Воспитательные - воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности; прививать чувство гордости и уважения к российской космонавтике, за свою Родину. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Ожидаемые результаты:

- Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.

- Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.

- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Этапы реализации проекта

1- этап подготовительный:

  1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
  2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
  3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов, аудиозаписей, иллюстраций; дидактические игры, подбор игрового материала.

2 этап – Основной

  1. Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями;
  2. Накопление материала по проекту: в патриотическом уголке;
  3. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.

3 этап – Заключительный

Организация выставки творческих работ «Этот загадочный космос».

Спортивное развлечение: «Школа космонавтов»

План мероприятий по проекту

Дата

Тема мероприятия

Работа с родителями

2.04

Беседа Тема: «Что такое космос»

Цель: Познакомить с понятием космос, его освоении, рассказать , что в апреле есть праздник «День космонавтики»

Консультация:

«Что рассказать ребенку о космосе?»

3.04

Тема: «Космос, звезды, вселенная».

Цель: ознакомить детей с понятием «звезда»; рассказать о необходимости знаний о звездах в жизни людей. Показать картинки с изображением созвездий.

Рисование на тему: 

«Космос глазами детей»

4.04

Просмотр мультфильма: «Изучаем космос от Земли до Марса»

Сюжетно- ролевая игра «Космические спасатели»

5.04

Лепка «Ракета». 

Оригами  «Самолет».

8.04

Раскраски «Этот загадочный космос».

граттаж “ космический корабль”

Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные

движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)

9.04

Конструктивные игры:

  1. Складывание созвездий из мозаики.
  2. Из лего - «Роботы».
  3. Из пластмассового конструктора- «Космический корабль».

«Как познакомить дошкольников с космосом».

10.04

Загадки о космосе.

Цель: развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т.е. способствуют речевому и умственному развитию.

Аппликация: с элементами лепки «Полет в космос» (коллективная работа)

Цель: повышение интереса и расширение знаний детей о космическом пространстве.

11.04

Беседа. Тема: «Покорители космоса».

Цель: познакомить детей с историей покорения космоса и первых космонавтах; расширять кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма.

Д/и: «Что изменилось?»

Цель: Тренировать наблюдательность, развивать зрительную память.

Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее.

12.04

Беседа. Тема: «Первый космонавт».

Цель: Познакомить с Ю. Гагариным, В. Терешковой и д. Посмотреть кадры полета ракеты «Восток». Воспитывать гордость и патриотические чувства к родной стране.

Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение : «Школа космонавтов»

  Чтение с детьми произведений о космосе:

 П.Клушанцева «О чем рассказал телескоп».

 Е.П.Левитан «Твоя Вселенная»

 Е.П.Левитан «Звёздные сказки».

 К.А.Порцевский «Моя первая книга о Космосе».

 Л.Талимонова «Сказки о созвездиях».

 Рассказы по картинкам «На чем люди летают в космос».

 Н.Носов «Незнайка на Луне».

Предполагаемый результат:

  1. Сформировать представление детей о космическом пространстве (звездах, планетах и др. Познакомить с людьми, покорившим космос)
  2. Расширить словарный запас.
  3. Дети получат представление о планетах солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движении вокруг Солнца.
  4. Данный проект позволит развить творческую активность.
  5. Узнают о людях покорившим космос.

Приложение:

Утренние беседы на тему «Что такое космос»

Вопросы:

Как называется планета, на которой мы живём?

Какие планеты ты знаешь?

Как называется спутник Земли?

Что такое кометы?

Кто первым полетел в Космос?

Кто был первым космонавтом Земли?

Как фамилия первой женщины, полетевшей в Космос?

Ты хотел бы стать космонавтом? Почему?

Какими качествами должен обладать космонавт?

А кто первый из животных полетел в космос?

Дидактические игры:

 «Что изменилось?»

Цель: Тренировать наблюдательность, развивать зрительную память.

Ход игры:  Выбирается группа  из 6-9 человек. Дети становятся в шеренгу по росту. Выбирается водящий, он становится перед детьми и старается запомнить внешний вид детей. На это отводится 1-2 минуты. После  водящий выходит в другую комнату. По указанию воспитателя дети  вносят изменения в  свой внешний вид. Водящий старается назвать,  те изменения, которые заметил.

Сюжетно- ролевая игра «Космические спасатели»

Цель: развитие игровой деятельности по средству к миру профессий.

Задачи: 

Образовательные:

1.     Расширить представления детей об окружающем мире (космос).

2.     Закреплять элементарные представления детей о планетах Солнечной системы, о планете Земля, о её спутнике – Луне, о звёздах и созвездиях, метеоритах, кометах, а также об освоении космоса людьми.

3.     Закреплять умение конструировать по наглядным схемам.

4.     Закреплять представление о разнообразных профессиях.

5.     Совершенствовать навыки использования полученных знаний в специально созданных условиях.

Развивающие:

1.     Развивать познавательные способности детей.

2.     Развивать любознательность.

3.     Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

Воспитательные:

1.     Воспитывать у детей умение слушать взрослых и друг друга.

2.     Воспитывать у детей умение действовать и работать в команде.

3.     Воспитывать желание помогать другим, совместно решать поставленные задачи.

Материалы и оборудование:

            Мультимедийное оборудование, презентация «Космос», интерактивные игрушки роботы, мягкое модульное оборудование, стулья, схема, атрибуты для игры «Космические спасатели» (профессии, необходимые при полёте в Космос), ноутбук (для игры), аудиозаписи: голоса робота, космическая музыка, сигнала SOS.

1.     Введение в игровую ситуацию

Воспит.: Ребята, я вчера ночью получила странное сообщение с неизвестной планеты, вот послушайте сами.

Звучит голос робота: SOS, SOS, помогите, на нашей планете случилась беда, беда, беда… (голос обрывается)

Воспит.: И всё. Представляете, сколько бы я не пыталась связаться с этой планетой, у меня ничего не получилось. Как вы думаете, что могло случиться?

Дети:

- Могла случиться беда.

- Может быть они заболели.

- Потеряли связь со всем миром.

Воспит.: Что же нам делать? Как быть?

Дети:

- Надо помочь.

Воспитат.: А у нас получится?

Дети: Да?

Воспит.: А почему вы так решили?

Дети: Мы – умные, сообразительные, догадливые, смелые, ловкие.

Воспит.: Как будем помогать?

Дети:

-А, может быть по скайпу получится? (Мы не знаем данные скайпа)

- Позвонить (у нас нет номера телефона)

- Надо полететь на эту планету.

Воспит.: Точно, может быть, если мы полетим и поднимемся ввысь, то и сможем поймать сигнал.

2.     Актуализация знаний

Воспит.: А как называется профессия людей, которые всем помогают: тушить пожар, спасают тонущих, ликвидируют последствия аварий, наводнений.

Дети: Спасатели

Воспит.: А в каком пространстве находятся все планеты?

Дети: Космосе

Воспитат.: Значит мы с вами будем космическими…. Спасателями.

Воспит.: Как нам попасть на неизвестную планету?

Дети:

- Ракета (космический корабль).

Воспит.: Что же мы стоим, давайте скорее строить космический корабль. Из чего можно построить космический корабль?

Дети:

- стулья, модули, конструктор, лего.

Воспит.: Я в интернете нашла схему постройки космического корабля. Возьмите её и создайте корабль.

Схема:

                                

                

https://documents.infourok.ru/9bbdaaa7-3bc8-4cdd-a4aa-5c702b35634c/0/image001.png

https://documents.infourok.ru/9bbdaaa7-3bc8-4cdd-a4aa-5c702b35634c/0/image002.png         https://documents.infourok.ru/9bbdaaa7-3bc8-4cdd-a4aa-5c702b35634c/0/image004.png     https://documents.infourok.ru/9bbdaaa7-3bc8-4cdd-a4aa-5c702b35634c/0/image004.png   

                                                         https://documents.infourok.ru/9bbdaaa7-3bc8-4cdd-a4aa-5c702b35634c/0/image002.png

https://documents.infourok.ru/9bbdaaa7-3bc8-4cdd-a4aa-5c702b35634c/0/image004.png              https://documents.infourok.ru/9bbdaaa7-3bc8-4cdd-a4aa-5c702b35634c/0/image004.png         https://documents.infourok.ru/9bbdaaa7-3bc8-4cdd-a4aa-5c702b35634c/0/image004.png       

https://documents.infourok.ru/9bbdaaa7-3bc8-4cdd-a4aa-5c702b35634c/0/image003.png     https://documents.infourok.ru/9bbdaaa7-3bc8-4cdd-a4aa-5c702b35634c/0/image004.png                       https://documents.infourok.ru/9bbdaaa7-3bc8-4cdd-a4aa-5c702b35634c/0/image003.png

   

https://documents.infourok.ru/9bbdaaa7-3bc8-4cdd-a4aa-5c702b35634c/0/image002.png                               

                 

 

Раздаётся сигнал, идущий от неизвестной Планеты:

Воспит.: Внимание! Наша ракета поймала сигнал. Космический корабль приближается к неизвестной планете. Готовимся к посадке. На неизвестной планете может быть, не сможем дышать, т.к. там может не быть воздуха. Чтобы выйти из корабля, может быть, нам нужно как-то защитить себя?

Дети: Нужно надеть скафандры.

Воспит.: А зачем?

Дети: На неизвестной планете может не быть атмосферы и воздуха и нам нечем будет дышать.

Воспит.: Командир командуй, чтобы все надели скафандры.

Ребёнок-командир (командным голосом): Надеть скафандры.

Имитируем надевание скафандров.

Выходим из ракеты.

Физминутка:

Много неизведанного на пути.

Прежде, чем исследовать – погляди.

С камушка на камушек мчимся вскачь.

Прыгаем повыше мы, словно мяч.

Пропасти и рытвины на пути своём мы преодолеем, через них пройдём.

Нет ли тут опасности впереди?

Нам проверить надо бы на пути.

3.     Затруднение в ситуации

Раздаётся сигнал SOS. На столе лежат роботы.

Воспит.: Кто просит помощи?

Дети: Роботы.

Воспит.: Чья это планета.

Дети: Планета роботов.

 Воспит.: В целях безопасности, мы с вами знаем, что неизвестный предмет трогать нельзя. Как можно узнать, что с ними случилось?

Дети:

- Надо кого-нибудь спросить (никого вокруг нет)

- Посмотреть (Посмотрите)

Воспит.: У нас возникла проблема. Как же нам выйти из этой затруднительной ситуации?

Дети: Посмотреть в интернете.

Воспит.: Смотрите скорее.

Воспит.: Роботы – это кто?

Дети: Машины. Причём электронные.

Воспит.: А машины как можно обследовать?

Дети: С помощью пульта, компьютера.

Воспит.: Что же показывает компьютер?

Дети: Они заболели. Их поразил вирус.

Воспит.: Как устранить вирус у электронного робота?

Воспит.: Давайте подумаем вместе. Человек, когда его поражает вирус, он пьёт лекарство. А как излечить от вирус робота?

Дети: С помощью антивируса, программы.

Воспит.: Кто это может сделать?

Дети: Программист.

Воспит.: Что же ты, программист, медлишь.

Ребёнок-программист работает на компьютере, устраняя вирус.

Раздаётся голос антивирусной программы: Сканирование завершено. Угроз не обнаружено.

Воспит.: Какие вы молодцы. Вы поняли, что излечить Роботов может антивирусная программа.

 5. Осмысление

Воспит.: Кем сегодня мы были?

Дети: Космическими спасателями.

Воспит.: Кому мы помогли?

Воспит.: Вам удалось помочь, потому что вы узнали что?

Воспит.: Вы были молодцы, потому что смогли догадаться сами, как устранить вирус.

Воспит.: Ну вот мы и дома!

Воспит.: Ну что ж, попрощаемся с нашими гостями и давайте спросим у них умеют ли наши гости, так как мы работать с компьютерными программами и антивирусными программами.

 

Космические загадки с ответами

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый –

Знаю, то - не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу - серпом. (Луна)

В космосе с хвостом летаю,

Пыль вселенной подметаю.

Как метла, мой длинный хвост

Проведет уборку звезд. (Комета)

 

Эти звездочки, как искры,

Падают и гаснут быстро.

Зажигают среди ночи

В небе звездный дождик,

Словно эти огонечки

Рисовал художник. (Метеориты)

Я лечу вокруг Земли,

Отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли

Принимать телеканал. (Спутник)

 

Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый. (Космонавт, астронавт)

 В космосе нет сковородки

И кастрюли тоже нет.

Тут и каша, и селедка,

И борщи, и винегрет -

Расфасованы, как крем!

Космонавтом буду.

Из чего-то я поем,

Вовсе без посуды. (Из тюбиков)

 

В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасет

И тепло, и кислород. (Скафандр)

 Есть окошко в корабле -

"Челенджере", "Мире".

Но не то, что на Земле -

В доме и в квартире.

В форме круга то окно,

Очень прочное оно. (Иллюминатор)

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят?(Ответ: Большая Медведица)

Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт …(Ответ: Гагарин)

Посчитать совсем не просто

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе …(Ответ: Звездочет)

Что видно только ночью?(Ответ: Звезды)

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется…(Ответ: Земля)

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его — полоска света,

А зовут объект…(Ответ: Комета)

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной — …(Ответ: Комета)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.(Ответ: Космос)

Когда я круглая и полная,

Я всем свечу, я всех люблю.

А на речке и на море дорожку серебрю.(Ответ: Луна)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам …(Ответ: Луна)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня… —(Ответ: Луной)

 

 

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».

Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.

При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.

Таким образом, у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Дети осознали уникальность нашей планеты и важность её изучения. Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов. Работу по этой теме мы будем продолжать.

Вывод: Можно сделать вывод, что подобный проект объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Как человек космос покорял"

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект, с испол...

Проект "Мы и космос"

В данном материале представлен опыт работы по формированию представлений о космическом пространстве и освоении космоса людьми у детей старшего дошкольного возраста....

Познавательно - образовательный проект "Мы и космос"

Краткосрочный проект "Космос" для детей логопедической группы (дети 5-6 лет с заключением ОНР (3 уровень речевого развития)....

Проект «Этот удивительный космос!» (старший дошкольный возраст) (Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие).

Проект«Этот удивительный космос!»(старший дошкольный возраст)(Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие)....

Методическая разработка " Покорение космоса на Урале" проект " Урал и космос"

Методическая разработка " Покорение космоса на Урале" проект " Урал и космос"...

Краткосрочный проект полет в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»

12 апреля Ю.А. Гагарин совершил первый полет в космос. Наша страна отмечает великое событие по освоению космоса с 1961 года. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавт...