ИМП
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Картотека игр ИМП. во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_igry_maloy_podvizhnosti.docx | 74.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка № 1 «К куклам в гости» Цель: упражнять детей в ходьбе. Рекомендации: перед началом игры надо расположить несколько кукол в другом месте комнаты. Оборудование: куклы. Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных вдоль одной из стен комнаты. Воспитатель сообщает, что сейчас все пойдут в гости к куклам, и спрашивает, где они живут. Дети показывают на кукольный уголок. Воспитатель говорит: «Пойдемте, дети, погуляем, только никуда по дороге заходить не будем, прямо к куклам пойдем». Малыши встают, и не спеша вместе с воспитателем, идут навестить кукол. Здороваются с ними, разговаривают. Когда воспитатель скажет: «Уже поздно, пора домой, пойдемте потихонечку», они возвращаются на свои места. | Карточка № 2 «По тропинке» Цель: упражнять детей в ходьбе по узкой дорожке. Рекомендации: воспитатель следит, чтобы дети не наступали на линии, не мешали друг другу, не наталкивались на впереди идущего. Оборудование: две веревки. Ход игры. Воспитатель проводит на полу две параллельные линии (или кладет две веревки) длиной 2,5 – 3 м на расстоянии 25 – 30 см. Он рассказывает, что малыши пойдут гулять по лесу. Идти надо осторожно по узкой тропинке. Дети идут медленно друг за другом между начерченными линиями. Потом возвращаются. |
Карточка № 3 «Через ручеек» Цель: упражнять детей в ходьбе по возвышенной опоре, сохранять равновесие. Рекомендации: воспитатель следит за тем, чтобы дети ступали по мостику, приговаривает: «Ручеек быстрый, глубокий, надо идти осторожно, не замочить ноги». Оборудование: доска шириной 25-30 см, длинной 2-2,5 м. Ход игры. На полу лежит доска (ширина 25 – 30 см, длина 2 – 2,5 м). Это мостик через ручеек. На одном берегу ручейка растут пестрые цветы: маки, васильки, ромашки (на ковре разбросаны разноцветные лоскутки). Дети переходят на ту сторону ручейка, собирают цветы (приседают, наклоняются), затем возвращаются домой. Игра повторяется 3-4 раза. | Карточка № 4 «Прокати мяч» Цель: упражнять детей в прокатывании мяча. Рекомендации: когда дети освоят эти движения, вместо педагога в центре круга может находиться ребенок. Оборудование: мяч Ход игры. Дети садятся на пол в кружок (ноги врозь или скрестно – калачиком), воспитатель стоит в центре круга с мячом в руках. Он катит мяч каждому ребенку по очереди. Малыши ловят мяч и катят его воспитателю. |
Карточка № 5 «Перешагни через палку» Цель: упражнять детей в ходьбе, перешагивании. Рекомендации: если после нескольких повторений это задание окажется для детей слишком легким, и они будут быстро и уверенно его выполнять, следует усложнить упражнение: положить на пол параллельно 4-6 палок или несколько обручей и предложить малышам перешагивать через них. Оборудование: гимнастические палки, обручи. Ход игры. На пол посередине комнаты кладут параллельно две палки (на расстоянии 1 м). На одной стороне комнаты ставится стул с флажком на сиденье. Дети находятся на другой стороне комнаты. Ребенок становится в 2-3 шагах от палок лицом к ним. По указанию воспитателя он идет до первой палки, перешагивает сначала через нее, затем через вторую палку. Идет к стулу, берет флажок, поднимает вверх и машет им. Затем кладет флажок на стул, отходит в сторону и возвращается на свое место. Задание выполняет следующий. | Карточка № 7 «Целься вернее» Цель: упражнять детей в бросании; развивать глазомер. Рекомендации: в игре одновременно участвуют не более 8-10 человек. Если ребенок не попал мячом в цель, он поднимает только свой мяч. При метании в цель большинство детей бросают предмет одной рукой от плеча. Детям следует показать и способ метания одной рукой снизу, так как этим способом им легче всего попадать точно в цель. При метании в цель детям этого возраста больше всего нравятся игры упражнения, в которых мяч, мешочек, шарик попадает в действительную, а не условную цель. Лучше всего, если предмет может в ней задерживаться (корзина, сетка). Воспитатель должен учитывать это обстоятельство при организации игр с метанием в цель. Оборудование: мячик, мешочек с песком, корзина. Ход игры. Дети стоят в кругу, каждый держит в руке маленький мячик или мешочек с песком. В центре круга ящик или большая корзина (расстояние от цели до детей не более 1,5-2 м). По сигналу воспитателя дети замахиваются и бросают мяч в ящик. Подходя к ящику, берут по одному мячу, возвращаются на свои места и снова бросают в цель. |
Карточка № 6 «Мяч в кругу» Цель: упражнять детей в перекатывании мяча. Рекомендации: воспитатель стоит вне круга и следит за игрой, объясняет, что мяч надо отталкивать двумя руками, показывает, как лучше это делать; подает мяч, если он выкатится из круга, и т.д. Оборудование: мяч. Ход игры. Дети сидят на полу в кружок и перекатывают мяч друг другу. | |
Карточка № 8 «Попади в ворота» Цель:Упражнять детей в прокатывании мяча. Развивать у детей глазомер. Рекомендации: мяч можно отталкивать одной и двумя руками. Когда дети освоят попадание в воротца, можно дать им задание сбивать кеглю и т.п. Оборудование: дуга, мяч. Ход игры. Дети сидят на скамейке, недалеко от них проведена линия, а на расстоянии 2-3 шагов от нее стоят воротца (дуга). Ребенок встает, подходит к линии, наклоняется, берет один из лежащих на полу мячей и прокатывает его, стараясь попасть в воротца. Прокатив 3-4 мяча, он собирает их. Задание выполняет следующий. | Карточка № 10 «Где звенит?» Цель: Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. Развивать у детей слух. Рекомендации: воспитатель отвлекает детей, чтобы они не смотрели, куда прячется младший воспитатель. Звонить в колокольчик сначала тихо, потом погромче. При неоднократном повторении игры звонить в колокольчик вместо няни может кто-либо из детей, участвующих в игре. Оборудование: колокольчик. Ход игры. Дети стоят или сидят группой по одну сторону комнаты. Воспитатель предлагает им отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время младший воспитатель с колокольчиком прячется за шкаф на противоположной стороне комнаты. Воспитатель предлагает послушать, где звенит колокольчик, и найти его. Дети идут на звук колокольчика, находят его и снова собираются около воспитателя. Младший воспитатель прячется в другое место. Игра повторяется. |
Карточка № 9 «Найди флажок» Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. Рекомендации: флажки должны быть одного цвета, в противном случае при выборе флажка могут возникнуть конфликты. Флажки надо раскладывать так, чтобы дети могли их легко найти и достать. Оборудование: флажки. Ход игры. Дети сидят на стульях по одну сторону комнаты. Воспитатель предлагает им закрыть глаза, а сам тем временем раскладывает флажки (по количеству детей) в разных местах комнаты. Затем говорит: «Найдите спрятанные флажки». Тот. Кто найдет флажок, подходит к воспитателю. Когда все дети найдут, он предлагает пройти с флажками по комнате, а затем сесть на свои места. Игра повторяется. | |
Карточка № 11 «Тишина» Цель: прививать детям навык двигаться по сигналу, развивать слуховые качества. Ход игры. Дети идут друг за другом и говорят: Тишина у пруда, Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпайте малыши. Дети идут в колонне по одному. После слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конце колонны. | Карточка № 13 «Раки» Цель: развивать навыки детей в двигательной деятельности. Поощрять детей в игре. Развивать физические качества. Ход игры. Тики-таки, тики-таки, Ходят в нашей речке раки. Ходят задом наперед, Стали раки воду пить — Выходи, тебе водить! Играющие разбираются по парам, становятся по кругу. Каждый в паре поворачивается спиной друг к другу и подает руки. С началом текста все пары двигаются в одном направлении по кругу так, что первый в паре идет прямо по направлению движения и ведет за руки второго, идущего задом наперед (это рак). По окончании текста игра повторяется со сменой направления. |
Карточка № 12 «Медведь» Цель: развитие слухового внимания через игру. Ход игры. Как под елкой снег, снег, И на елке снег, снег, И под горкой снег, снег, И на горке снег, снег, А под снегом спит медведь -Тише, тише, не шуметь! Дети стоят по кругу. Выбирается медведь, он садится в середину круга, закрывает глаза. На 1 и 3 строчки дети идут в круг, на 2 и 4 - из круга, на 5 строчку дети осторожно подходят к медведю, 6-ю строчку произносит один ребенок по указанию воспитателя. Медведь должен узнать по голосу кто сказал. | Карточка № 14 «Зайка серый умывается» Цель: формировать умение следить за развитием игры. Развивать умение имитировать характерные действия. Ход игры. Зайка серый умывается Видно в гости собирается Вымыл носик, вымыл хвостик, Вымыл ухо, вытер сухо. Дети стоят в кругу, зайка в середине, он обыгрывает текст и подходит к кому-нибудь из детей, тот и становится зайкой. |
Карточка № 15 «Узнай по голосу» Цель: учить детей играть по правилам. Развивать речевые навыки и физические качества. Ход игры. Ваня ты сейчас в лесу. Мы зовем тебя: "А - у!" Ну-ка глазки закрывай, Не робей, Кто позвал тебя? Узнай поскорей! дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга. Водящий закрывает глаза и угадывает, кто из детей его позвал. | Карточка № 17 «У ребят порядок строгий» Цель: развивать умение действовать сигналу, физические качества. Ход игры. У ребят порядок строгий, Знают все свои места. Ну, трубите веселей: Тра - та - та, тра - та - та! дети ходят по залу врассыпную. По сигналу дети строятся в колонну. |
Карточка № 16 «Воздушный шар» Цель: развивать внимательность, сообразительность, звуковую культуру речи. Ход игры. Раздувайся наш шар, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!" дети образуют тесный круг, держатся за руки, небольшими шагами отходят назад, расширяя круг, По сигналу воспитателя: "шарик лопнул!" дети приседают или медленно идут к центру круга и произносят: "ш - ш - ш - ш " | Карточка № 18 «Солнышко и дождик» Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы. Ход игры. Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладоши очень рады солнышку. Топ, топ, топ, топ / 2р. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп / 2р. дети идут по кругу дети хлопают в ладоши дети ритмично топают дети ритмично хлопают На сигнал воспитателя "дождь идет" дети приседают - "прячутся". |
Карточка № 19 «Тепики» Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности. Ход игры. Тепики-тепики, По водице хлопики, Хлопики ладошками Да босыми ножками. Дети стоят свободно. Игровое упражнение выполняется по показу воспитателя. Под чтение потешки дети встряхивают кистями обеих рук, как бы ударяя по воде. На последнюю строчку притопывают ногами, переступая с одной ноги на другую. | Карточка № 21 «Волк-волчок» Цель: развивать координацию движений, слух, физические качества. Учить, считалкой выбирать ведущего. Ход игры. Волк - волчок, шерстяной бочок Через ельник бежал, В можжевельник упал, Зацепился хвостом, Ночевал под кустом. Дети стоят по кругу. По считалке выбирают волка. Волк идет широкими шагами за кругом, на последние слова приседает кому-либо за спину, тот и становится волком. Игра повторяется. Можно выбрать два волка |
Карточка № 20 «Лето» Цель: развивать слуховые качества, физические качества, умение выполнять движения в соответствии с текстом. Описание игры. По лужайке босиком, Солнышком согрето, За цветистым мотыльком Пробежало лето. Искупалось в реке, Полежало на песке, Загорело, Пролетело И исчезло вдалеке. Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга. На строки 6-7 останавливается, Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук ("мельница”). На последние 3 строки Лето выбегает за круг и присаживается за кем-либо из играющих. С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето. | Карточка № 22 «Флажок» Цель: упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру. Описание игры. Дети стали в кружок, Увидали флажок, Кому дать, кому дать, Выйди, Оля, в кружок, Возьми, Оля, флажок! Выйди, выйди, возьми, Выше флаг подними! Дети стоят по кругу, в центре один ребёнок с флажком. После слов: "выйди, выйди..." названной ребенок выходит в середину и берет флажок. Первый ребенок встает в круг, игра повторяется |
Карточка № 23 «Составь загадку» Цель: развивать речь, воображение, память. Ход игры. Стараться подсказывать детям по мере затруднения, например, стеклянный, прозрачный, в нем живут рыбки? Ребенок придумывает загадки о знакомых ему предметах. | Карточка № 25 «Большой круг» Цель: формировать у детей навык называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность. Ход игры. Организация игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик). Потом второй ребенок показывает то же действие третьему, третий – четвертому и т.д. Так по очереди дети передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать. Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек), и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать. После такой подготовки каждая группа молча, показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа. |
Карточка № 24 «Лягушка» Цель: координация речи с движением, обогащение словаря, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения. Ход игры. На болотистой лужайке Забренчала балалайка. (Дети совершают прыжки на обеих ногах, присев на корточки, уперев руки в колени, двигаясь по кругу друг за другом) Стадо целое лягушек Отдыхает на опушке. (Меняют направление движения) «Раз, два. Раз, два. Кваки – кваки – кваки - ква. (Встают, поворачиваются лицом в круг, совершают прыжки вприсядку) Мы, лягушки - попрыгушки, Молодые и старушки. (Вновь прыгают по кругу на корточках) Громко квакаем в болоте. Где таких певиц найдете? (Опять меняют направление движения) Раз, два. Раз, два. Кваки – кваки – кваки – ква. (Встают, поворачиваются лицом в круг, совершают прыжки вприсядку) | |
Карточка № 25 «Ква-ква-ква» Цель: развивает слуховую память и в некоторой степени координацию движений и внимательность. Ход игры. Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него. Ведущий начинает кружиться и произносить речёвку: "Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянула ножки, Увидала, комара, Закричала... "На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя. Тот игрок, на которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: "Ква-ква-ква". Ведущий называет имя этого игрока. Если ведущий угадал, то следующим ведущим становится опознанный игрок. | Карточка № 27 «Молчанка» Цель: игра развивает речь и память с помощью стишков. Ход игры. Перед началом игры играющие хором произносят: Первенчики, червенчики Зазвенели бубенчики. По свежей росе, По чужой полосе. Там чашки, орешки, Медок, сахарок. Молчок! После слова «Молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами, потешками. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему карточку. В конце игры дети свои карточки выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. |
Карточка № 26 «Зернышки» Цель: формировать у детей навык действовать по правилам, развивать выносливость. Ход игры. Воспитатель: - Посадили зернышки в землю. Дети садятся на пол, сжимаются в комок. - Полил дождь, а потом засветило солнце. Стали зернышки прорастать, появились росточки. Дети медленно поднимаются, подтягиваются, поднимая руки-«росточки» вверх и поворачиваются к «солнышку». | Карточка № 28 «Холодно - тепло» Цель: развивает внимание, мышление. Ход игры. Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки. Воспитатель: - Подул северный ветер. Стало холодно-холодно. Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди. По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло» Дети расслабляются обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза. |
Карточка № 28 «Кошечка» Цель: игра развивает артистизм, ловкость. Ход игры. Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову (кошечка пьет молоко). Для детей старше двух лет можно усложнить игру: кошечка проползает между ног взрослого, под стулом, взбирается на диван, ложится, мурлычет. | Карточка № 30 «Найди пару» Цель: развивать навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки. Ход игры. Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаш и бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.) Раскладывают предметы на столе и перемешивают. Ребенка сажают за стол. Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или ребенок выбирает предмет самостоятельно). Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону. Берут следующий предмет и повторяют тоже самое. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам. Примечание. Вместо предметов можно использовать картинки с предмета. |
Карточка № 29 «Найди по описанию» Цель: способствовать развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка. Ход игры. Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите. Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он – круглый, одна сторона у него красная, а другая – синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это яч). Можно описывать людей, животных, природу – осадки, деревья... (все, что нас окружает) и попросить ребенка отгадать, о ком/о чем вы выговорите. | Карточка № 31 «Девочки и мальчики» Цель: развивать у детей раскрепощенность, фантазию. Ход игры. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков. |
Карточка № 32 «Море волнуется» Цель: развивать внимание, учить действовать по правилам. Ход игры. По числу играющих ставятся стулья в два ряда так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Все участники игры садятся на стулья. Водящий говорит: «Море волнуется». Играющие встают и бегают вокруг стульев. «Море утихло», - говорит водящий, и дети занимают свободные места. Кто-то останется без места, так как один стул занимает водящий. Тот, кто прозевал, идет водить. 1. Играющим не разрешается бегать близко около стульев. 2. Занимать свободное место можно только после слов «Море утихло» | Карточка № 34 «Качели-карусели» Цель: развивать у детей навык действовать по плану; развивать внимание. Ход игры. Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствии с текстом. Мы на карусели сели, Держась за руки, кружиться. Завертелись карусели. Пересели на качели. Держась за руки, один игрок стоит, другой приседает То вниз, то вверх летели. А теперь мы с тобой Мы на лодочке плывем. Держась за руки, вдвоем качаться: вправо-влево, вперед-назад Мы на берег выйдем с лодки. И поскачем по лужайке, Будто зайки, будто зайки. Прыжки в двух ногах. |
Карточка № 33 «Кто пройдет тише?» Цель: развивать у детей навык ходить в одном направлении; умение реагировать на сигнал. Ход игры. Дети идут в свободном построении в одном направлении. Неожиданно воспитатель предлагает им тихо-тихо идти на носочках. Сам он также идёт тихо-тихо, показывая образец ходьбы детям. Затем воспитатель может дать сигнал: «А теперь зашагали быстро-быстро». Воспитатель и дети меняют скорость ходьбы. Так игра повторяется несколько раз. | Карточка № 35 «Летает - не летает» Цель: закрепить умение действовать по сигналу, развивать внимание. Ход игры. Дети становятся в круг, лицом к ведущему, стоящему в центре. Когда воспитатель называет существительное, относящееся к полетам, дети разводят руки в сторону, имитируя крылья. Если названный ведущим объект не летает, группа садится на корточки. Например, ворона, лебедь, самолет, ракета — летают, а дом, светофор, яблоко, мышь — не летают. |
Карточка № 36 «Чтобы сильным, ловким быть» Цель: развивать внимание, учить детей действовать по правилам, учить артистизму Ход игры. Дети становятся в круг, поворачиваются лицом в центр. В центре – водящий. Педагог произносит текст, во время которого дети хлопают в ладоши: Чтобы сильным, ловким быть. Со спортом должен ты дружить. Все виды спорта должен знать. Чтобы солдатом смелым стать. После слов педагога водящий имитационными движениями показывает какой – либо вид спорта (плавание – гребки руками, футбол – удар по мячу ногой, баскетбол – ведение мяча. Затем внимательно смотрит на движения всех детей и выбирает ребёнка, который выполнял движение лучше всех. Он становится водящим. | Карточка № 38 «Мы осенние листочки» Цель: развивать речевую активность детей, упражнять в умение в соответствии с текстом выполнять движения. Закрепить знания о сезонном явлении осени (желтеют и опадают листья с деревьев) Ход игры. Мы – листочки, мы – листочки, Стоя, поднять руки вверх. Мы – осенние листочки. Покачивание туловища в стороны. Мы на веточке сидели, Присесть на корточки. Ветер дунул – полетели. Бег в разных направлениях. Мы летали, мы летали, А потом летать устали. Перестал дуть ветерок – Мы присели все в кружок. Присесть на корточки. Ветер снова вдруг подул, Бег. И листочки быстро сдул. Медленно кружась на месте. Все листочки полетели И на землю тихо сели. Присесть на корточки. |
Карточка № 37 «Домашние птицы» Цель: координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности. Ход игры. Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря- кря-кря! Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! Идут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад Наши курочки в окно-Ко-ко-ко! Ко-ко -ко! Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам А как Петя-петушок. Рано-рано по утру нам поет: «Ку-ка-ре-ку!» Поворачиваются спиной в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад | |
Карточка № 39 «Пес» Цель: координация речи с движением, обогащение словаря, развитие мимики, работа над интонационной выразительностью речи и силой голоса. Ход игры. Дети идут по кругу и говорят: Пес веселый лает громко, Дети произносят слова громко и весело, с радостным выражением лица. «Гав, гав, гав» всем говорит. - Громко произносят «гав, гав, гав». Без хозяина скучает. - Делают грустное выражение лица, слова произносят тихо, грустным голосом, опустив голову и плечи.) И тихонечко скулит: «У – у – у, у –у – у, у – у – у, ууу!» Произносят интонационно окрашенным голосом, поворачивая голову то в правую, то в левую сторону. Вот хозяин пса вернулся – Поднимают голову и расправляют плечи. Пес как будто улыбнулся. Улыбаются. Он хвостом виляет. Хозяина встречает! Показывают движением руки вправо – влево, как пес виляет хвостом. | Карточка № 41 «Человечек» Цель: развитие слухового, зрительного внимания, памяти. Закрепление знаний частей тела. Ход игры. Ведущий (взрослый), а затем кто-нибудь из детей произносит текст: Я – веселый человечек. Ты меня нарисовал. Покажу я части тела, Что сейчас ты называл. После произнесения текста ведущий показывает на себе какую-нибудь часть тела, называя ее неправильно. Остальные дети должны правильно и быстро показать и назвать ту часть тела, которая была показана ведущим. Ведущим становится тот, кто сделал меньше ошибок. |
Карточка № 40 «Тихо-громко» Цель: формировать умение играть сообща, развивать интерес к играм. Ход игры. С помощью считалки выбирается водящий, он становится в центр круга и закрывает глаза. Воспитатель дает одному из играющих какой-либо предмет, который можно спрятать (шнурок, ленточка). Все дети кроме водящего знают, у кого предмет. Когда водящий приближается к этому ребенку, дети начинают громко хлопать в ладоши, когда отдаляется — хлопки становятся тише. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не найдет предмет. | Карточка № 42 «Автомобили» Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, умение действовать по сигналу, ходить в одном направлении, не сталкиваясь. Ход игры. Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой – гаражом. По сигналу взрослого «автомобили» выезжают из «гаража» и едут по дороге, соблюдая элементарные правила (ехать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга). По сигналу взрослого: «автомобили, в «гараж» -дети меняют направление и едут в «гараж». |
Карточка № 43 «Петрушка» Цель: формировать умение играть сообща, развитие слухового, зрительного внимания, памяти, координация речи с движением. Ход игры. Дети образуют круг. Считалкой выбрать водящего – Петрушку, он встаёт в центр круга. Произносит следующий текст: Я – весёлая игрушка. А зовут меня – Петрушка! Я буду делать упражнения. Вы – повторять за мной движения. В это время дети, стоящие в кругу, выполняют «пружинку», руки на поясе. По окончании текста Петрушка, выполняет какие – либо упражнения (наклоны, приседания, прыжки и др.). Дети должны точно повторить показанные Петрушкой движения. Ребёнок, наиболее точно и правильно выполнивший задание Петрушки, становится водящим. | Карточка № 45 «Кукла Катя» Цель: развивать координацию речи с движением, развивать общую моторику, развивать двигательную подражательность, обогащать словарь детей. Ход игры. Дети идут по кругу и произносят слова: Вот шагает кукла Катя В синем, новом длинном платье. Дети идут, «придерживая подол длинного платья» Кукла Катя к нам идет И платочек достает. Имитация движений Нам платочком машет, Как пружинка пляшет. Руки на поясе, делают «пружинку». |
Карточка № 44 «Клумба» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, координацию движений; цветовое восприятие, внимание, память.Воспитывать любовь к растениям, дружеские взаимоотношения в игре. Ход игры. На пол, на одной стороне зала разложены обручи разного цвета — это «клумбы». В каждую «клумбу» садится ребёнок – «цветок». Под красивое классическое музыкальное произведение имитируют рост цветов, выходят из обруча и танцует под музыку в другой стороне зала. По окончании музыки возвращается в свою «клумбу». | Карточка № 46 «Солнце, дождик, ветер» Цель: развитие речи, внимания и памяти Ход игры. Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом. В центре воспитатель. Дети идут по кругу друг за другом, слушают команды и выполняют движения: По команде: «Солнце!» - идут на носках, руки вверх. По команде: «Дождик!» - останавливаются, складывают руки «домиком» над головой. По команде: «Ветер!» - бегут в медленном темпе по кругу. |
Карточка № 47 «Сердитый волк» Цель: координация речи с движением, развитие обей моторики. Обогащение словаря, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения и интонационной выразительности речи, обучение детей элементам пантомимы, налаживание положительных эмоциональных контактов между детьми в группе. Оборудование: маска волка. Ход игры. Волк сердитый на лугу Громко воет: «У – у – у!» Очень скучно одному, Вот и вою – у – у – у! Ведущий (взрослый или ребенок) произносит слова и изображает с помощью мимики и жестов сердитого волка. Надоело мне сердиться, Буду с вами веселиться». Дети ритмично произносят текст вместе с «волком». Мы пойдем, как оленята, Топ – топ, топ – топ. Идут, поднимая колени, руками изображая оленьи рожки. И поскачем, как зайчата, Прыг – скок, прыг скок Держа согнутые в локтях и кистях руки на уровне груди, делают небольшие прыки на двух ногах.) Полетаем, как совята, Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп. Бегают по помещению, ритмично поднимая и опуская руки. И крадемся, как лисята, Медленно произнося текст, изображают крадущуюся лису. И не топ, И не прыг, Произносят текст медленно, делая три шага вперед, останавливаются. И не хлоп О – оп! Резко присаживаются («лиса поймала мышку»). | Карточка № 48 «Ворона и воробьи» Цель: коррекция речи с движением, автоматизация и дифференциация звуков, обучение элементам пантомимы. Ход игры. Вышла важная ворона. Как – то утром по делам. Дети ходят по помещению, покачивая туловищем в такт словам, руки убраны за спину, подбородок поднят. Посмотрела строго влево – Поворачивают голову налево, делают строгое выражение лица. Воробьи дерутся там. Поворачивают все туловище налево. «Кар, кар, кар, нельзя ругаться! Грозят указательным пальцем. Кар, кар, кар, не надо драться! Качают головой Тот, кто ссорится, дерется. В лапы кошке попадется!» Показывают обе руки с полусогнутыми пальцами. Воробьи все помирились, стали весело играть, Хлопают в ладоши. По дорожкам прыгать дружно, Прыгают на двух ногах с продвижением вперед. Зерна вкусные клевать. Наклоняют головы вниз. |
Карточка № 49 «Играем с мячом» Цель: развивать координацию речи с движением, обогащать глагольный словарь, развивать навык определения пространственных отношений (вправо, влево, вперед). Ход игры. Ритмично произнося текст, дети имитируют игру с мячом. Мы с мячом сейчас играем – Дети покачивают «мячом» из стороны в сторону. Вверх бросаем, вниз бросаем, Подбрасывают «мяч» вверх и бросают его вниз. Мяч от пола отбиваем, Отбивают «мяч» рукой от пола. Вправо-влево мяч катаем. Наклоняются и катают «мяч» вправо-влево Мяч бросаем мы вперед, Бросают «мяч» из-за головы одной рукой. Он до цели достает. Прикладывают руку козырьком ко лбу, смотрят, где «мяч». Мяч до цели долетел И обратно прилетел. Поднимают руки вверх, подпрыгивают, «ловят мяч». Мяч до стены докатился И обратно прикатился. Приседают, толкают «мяч» в направлении от себя, потом к себе. Мяч до стены доскакал И обратно прискакал. Ритмично отбивают «мяч» от пола сначала одной рукой, потом другой. Будем завтра мы опять С нашим мячиком играть. Произнося тест, покачивают «мячом» из стороны в сторону. | Карточка № 50 «Боровик» Цель: координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения, развитие интонационной выразительности речи, работа над темпом, ритмом речи. Оборудование: маска гриба – боровика. Ход игры. Среди бора вырос гриб, Что зовется боровик. Дети («грибники»), взявшись за руки, идут по кругу вправо. В центре круга на корточках сидит ребенок в маске гриба – боровика. Каждый день он подрастал И теперь заметным стал. Дети, взявшись за руки, подходят к сидящему в центре круга ребенку, а затем отходят от него назад. Ребенок в маске медленно встает на ноги. Ах, какой же он нарядный В шапке темно – шоколадной! Дети произносят слова и ритмично хлопают в ладоши, а ребенок в маске ставит руки на пояс и медленно кружится, демонстрируя себя всем детям. Ах, какой же он большой, С ножной крепкой и прямой! Дети произносят слова и ритмично хлопают в ладоши. Ребенок в маске кружится в противоположную сторону. Лес, хорош подарок твой! Дети останавливаются, становятся лицом в центр круга и делают поклон одной рукой от груди вниз. Мы возьмем его домой. Хлопают в ладоши на каждое слово. Ребенок в маске гриба выбирает нового ведущего, а сам встает в круг и становится «грибником». |
Карточка № 51 «Хочешь с нами поиграть?» Цель: развитие речи, внимания и памяти, умение действовать по сигналу. Ход игры. Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. По сигналу дети начинают движение по кругу друг за другом, высоко поднимая колени и энергично взмахивая руками. Водящий движется внутри круга в противоположную сторону. Произносят текст: Хочешь с нами поиграть. Быстро нужно называть Свою любимую игрушку Куклу, зайку, погремушку. Ну-ка, громко, раз, два, три Ты игрушку назови. По окончании текста дети и водящий останавливаются. Тот ребёнок, напротив которого остановился водящий, называет свою любимую игрушку, а затем становится следующим водящим. | Карточка № 52 «Зимние забавы» Цель:развивать координацию речи с движением, развивать внимание и память Ход игры. Дети стоят на ковре, произносят слова и выполняют движения по тексту: Возьмем снега мы немножко. Снежки слепим мы в ладошках. Дружно ими побросались – Наши руки и размялись. А теперь пора творить. Бабу снежную лепить. Ком за комом покатили, Друг на друга водрузили. Сверху третий, малый ком. Снег стряхнули с рук потом |
Карточка № 53 «Кто больше соберет шариков» Цель: ориентирование в пространстве, развитие ловкости и внимания Ход игры. На ограниченном пространстве педагог рассыпает шарики. У каждого ребенка есть емкость для сбора шариков. По сигналу дети начинают собирать их. Тот, кто за условленное время больше всех набрал снежков, считается победителем. | Карточка № 54 «Держи, не урони» Цель: учить держать равновесие, умение ориентироваться в пространстве, изучение овощей и фруктов. Ход игры. Ребенок должен пройти до определенной границы и продержать на одной ладони блюдо – тарелку, положить в нее любой муляж – овощ, фрукт или ягоду,спокойно повернуться вокруг себя и вернуться обратно так, чтобы блюдо не упало. |
Карточка № 55 «Яблочко» Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы. Оборудование: красное яблоко (его муляж или картинка с его изображением). Ход игры. Над головами детей на леске висит красное яблоко. Взявшись за руки, дети идут по кругу, произнося слова. Красненькое яблочко на веточке висит, На девочек и мальчиков с веточки глядит. Останавливаются. Кто его достанет, (Идут в центр круга, делают хлопок над головой) Кто его сорвет, (Отходят назад, делают хлопок над головой) Тот сладенькое яблочко (Идут по кругу в противоположном направлении) К себе положит в рот. (Останавливаются) Раз, два, три, (Хлопают 3 раза в ладоши) Ну, попробуй-ка сорви! Педагог, имитируя действия с яблоком, рассказывает детям о том, что он делает. А дети повторяют за ним фразы и движения:
После игры детей просят рассказать о том, что они делали с яблоками, как яблоки пахли и какие по цвету и вкусу они были. | Карточка № 56 «Светофор» Цель: координация речи с движением, развитие общей моторики, обогащение словаря, закрепление знаний детей о светофоре и Правилах дорожного движения. Ход игры. Дети идут по кругу и повторяют слова за воспитателем: Помогает с давних пор Верный друг наш – светофор. Дети произносят слово «светофор», хлопая 3 раза в ладоши (отхлопывают слоги). У него больших три глаза, Показывают три пальца или «рисуют» в воздухе сверху вниз три круга. Не горят они все разом. Качают головой. Если красный загорелся. Поднимают руку вверх и «рисуют» в воздухе круг. То нельзя переходить, Качают головой. Надо ждать на тротуаре И машины пропустить. «Крутят рули». Если желтый загорелся, Значит, скоро мы пойдем. «Рисуют» в воздухе второй круг ниже первого. Глаз зеленый загорелся – Стоп, машины, мы идем! «Рисуют» в воздухе третий круг ниже второго. Мы дорогу перешли, По делам своим пошли. Маршируют по помещению, ритмично произнося текст. Помогает с давних пор Верный друг наш – светофор. Произносят слово «светофор», хлопая три раза в ладоши (отхлопывают слоги) |
Карточка № 57 «Веселые снежинки» Цель: развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять делать повороты вокруг себя, в приседании. Ход игры. Дети врассыпную располагаются на площадке. Воспитатель произносит слова, дети повторяют и имитируют соответствующие движения: Выпал беленький снежок. Выходи гулять, дружок! Дети ходят, «гуляют». Метель – вьюга у ворот. Кружит снежинок хоровод. Полетели, покружились. Дети кружатся на месте в медленном темпе вправо, влево. И на землю опустились. Останавливаются, приседают. | Карточка № 58 «Узнай по голосу» Цель: развивать у детей навык играть по правилам. Развивать речевые навыки и физические качества. Ход игры. Дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга. Водящий закрывает глаза. Дети произносят текст: (Имя) ты сейчас в лесу. Мы зовем тебя: "А - у!" Ну-ка глазки закрывай. Не робей. Кто позвал тебя? Узнай поскорей! После этих слов один из ребят зовет еще раз по имени Водящего, а Водящий должен угадать, кто из детей его позвал. |
Карточка № 59 «Снежинки и ветер» Цель: развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять делать повороты вокруг себя, в приседании. Ход игры. Воспитатель произносит слова: А сейчас я посмотрю: Кто умеет веселиться, Кто мороза не боится. Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются), когда воспитатель прекращает дуть. | Карточка № 60 «По дорожке мы идем и деревья узнаем» Цель: учить детей играть по правилам. Развивать речевые навыки и физические качества. Ход игры. Дети идут по кругу и внимательно слушают воспитателя. По команде: «Ёлка» - дети останавливаются, поднимаются, поднимают руки в стороны – вниз. По команде: «Берёза» - дети останавливаются, поднимают руки вверх, слегка покачивают руками вправо – влево. По команде: «Рябина» - прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки – в кольцо перед грудью. Тот из детей, кто ошибся в выполнении команд педагога, отходит в сторону от играющих. Побеждает 2-3 самых внимательных игрока. |
Карточка № 61 «Пожарная машина» Цель: координация речи с движением, развитие общей моторики, создание положительного эмоционального настроя. Ход игры. Пожарные машины Ритмично шагают на месте. Спешат на помощь людям. Руки на поясе, повороты туловища вправо и влево. Там, где пожар случится, Ритмично прыгают на обеих ногах. Расчёт пожарный нужен. Ритмично шагают на месте. Гудят, торопятся машины, Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака И трутся о дорогу шины. Потирают ладонь о ладонь вертикально. Все видят яркий красный цвет, Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака. Все слышат звук тревожный. Ритмично прыгают на обеих ногах
И для пожарных путь открыт. Ритмично шагают на месте. Им и без правил можно. Постукивают кулачком о кулачок. Готова лестница и шланг. Ритмично приседают. Готовы люди к бою. Руки на поясе. Повороты вправо, влево. Идут герои на огонь, Ритмично шагают на месте. Чтоб нас спасти с тобою. Ритмично хлопают в ладоши. | Карточка № 62 «Это я» Цель: координация речи с движением, развитие общей моторики, создание положительного эмоционального настроя. Ход игры. Дети стоят произвольно и произносят слова, показывая части тела. Это глазки. Вот. Вот. Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз. Это ушки. Вот. Вот. Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое. Это нос. Это рот. Левой рукой показывают на нос, правой – на рот. Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот. Это ручки. Хлоп, хлоп. Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают. Это ножки. Топ. Топ. Кладут ладони на бедра, два раза топают ногами. Ой, устали. Вытрем лоб. Правой ладонью проводят по лбу. |
Карточка № 63 «Шарик» Цель: имитация воздушного шарика; расслабление. Ход игры. Дети изображают, как воздушный шарик постепенно наполняется воздухом: медленно поднимают руки вверх и надувают щеки. Но шарик «лопнул» дети медленно в расслабленном состоянии опускаются на пол, произнося звук: «ш-ш-ш» |