Выступление на тему: "Значение исследовательской деятельности с дошкольниками в природе".
методическая разработка

Перова Галина Митрофановна

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально- творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение  исследовательской деятельности с дошкольниками в природе.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.   Дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации. Но мы взрослые часто говорим малышу: «Отойди  от  лужи, испачкаешься!  Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег!» Получается, что мы сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям. Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

Задача взрослого - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

И если в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать и пр. в старшем дошкольном возрасте, многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде и пр

Исследовательская деятельность в ознакомлении дошкольников с природой дает  им навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром. Ребенок учится, заметив явление, вычленять его составляющие, описывать  свойства, определять, что повлияло на изменение этих свойств и способов их проявления, выводить закономерности на основе замеченных проявлений.

Но часто дети не просто созерцают природу, а очень активно ее исследуют -  рвут цветы, ломают ветки, ловят жуков. Именно в этот период нужно закладывать позитивное отношение к природе, направляя исследовательскую деятельность малышей в нужное русло. Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.

Цель исследовательской деятельности в ДОУ: углублять представления детей о живой и не живой природе, бережно к ней относиться. Учить самостоятельно или с помощью взрослого проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, наблюдений.

Задачи:

- научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность;

- научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи;

- научить детей работать согласованно, единой командой.

Значение исследовательской деятельности для детей:

  • Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
  • Развивается речь ребенка;
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций;
  • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Методы:

  • практические - опыты и экспериментирование;
  • наглядные - наблюдения и демонстрация;
  • словесные - беседа, рассказ, чтение худ.литературы;
  • проектная деятельность.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы. Задача взрослого организовать опытно-экспериментальную, исследовательскую деятельность в окружающем ребенка мире, природе.

Для этого создаются условия, в которых явления, объекты наиболее ярко обнаруживают свою сущность.

Начнем с предметно-развивающей среды.

Уголок природы в группе: здесь находятся комнатные растения согласно программы и возраста детей, календарь природы и погоды, альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера; художественная литература о природе; дидактические игры экологического содержания; различные природные материалы; оборудование для труда в природе и опытнической деятельности. Совместные поделки родителей и детей по временам года. Уголок природы даёт возможность постоянного общения детей с растениями, проводить интересные наблюдения за объектами, заботиться о них. В результате у детей формируется правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни.

Для реализации исследовательской деятельности в группе создается центр экспериментирования. Дети исследуют свойства камней, песка, воды, глины, играют с ними, развивают мелкую моторику рук. Здесь дети проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, трубочки; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в лёд, лёд в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри. Видят и понимают, какие предметы тонут и не тонут в воде, и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет; что такое камень, какой он; для чего растениям свет, вода и т. д.

Опыты и эксперименты способствует развитию целостной личности ребенка. Опыты и эксперименты, проводимые в группе, повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Должны быть безопасны, определяться согласно возраста.

Так если в младшей группе дети из простых опытов узнают о свойствах воды, снега, воздуха, песка; знакомятся со свойствами металла, дерева, пластмассы.

То в старшей группе проводятся более сложные опыты, в процессе которых, ребята учатся наблюдать, сравнивать, анализировать; знакомятся с техникой безопасности.

К  созданным взрослым условиям для ребенка, для его исследовательской работы относят и совместную деятельность воспитателей и детей:

Экологические праздники – «Здравствуй, лето», «Осенины», «Зима - волшебница», «Прилёт птиц», «День земли», «У природы нет плохой погоды» и т.д.

Экологические акции - «Детский сад – чистая территория», «Поможем птицам зимой», «Ёлочка - живая иголочка», «Посадим деревья», «Украсим детский сад цветами».

Экологические выставки и конкурсы – «Золотая осень», «Дары природы», «Лучшая кормушка», «Рисуем природу всей семьёй» и т.д.

Самостоятельную деятельность детей:

 - это разнообразная деятельность в природе: различные виды игр, уход за растениями и животными, работа с литературой экологической направленности, создание проблемных ситуаций, самостоятельное наблюдение.

В системе работы в детском саду важна  и  эффективна проектно-исследовательская деятельность. Метод проектов –это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Очень похожа на проектную технологию инновационная технология -

Образовательное событие.

ОС - естественная для дошкольников форма организации жизни в группе, то пространство возможностей, когда ребенок становится инициатором собственной образовательной деятельности.

ОС- это особая ситуация, организуемая педагогом в образовательных целях. Где за кажущейся на первый взгляд естественностью событий стоит продуманная работа взрослого, направленная на появление у ребенка познавательных, исследовательских, коммуникативных способностей, саморегуляции. Каждый из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: ведь у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания. Крайне важна эмоциональная вовлеченность участников ОС, иначе оно становится неэффективно. Заинтересовавшая тема захватывает детей, взрослых, проникает в разные виды деятельности и требует разрешения. Таким образом, и дети и взрослые сосуществуют в едином деятельностном пространстве – со-бытии.

Структура образовательного события.

1.        Эмоциональный взрыв – получение известия, обсуждение темы события (как правило, это заинтересовавший детей вопрос);

2.        Ожидание самого события, подготовка к нему, как история, происходящая в течение длительного периода, с тем чтобы у детей было время для вхождения в образовательное событие;

3.        Наступление самого ОС;

4.        Рефлексия – время после события. ОС остается в группе в виде полученных знаний, воспоминаний, продуктов детской, совместной со взрослыми деятельности, в самой атмосфере группы.

 Образовательные события в детском саду могут отличаться друг от друга:

по типу сюжета (реальный сюжет – изготовление декораций, подготовка к спектаклю, игровой – «спасаем зверей», «путешествие в африку»);

календарные образовательные события;

по способу организации (спровоцированное воспитателем, спонтанно возникшее по инициативе детей).

Однажды в старшей группе, когда после выходных дети пришли в детский сад. Один из мальчиков радостно рассказал, что он с родителями посетил воронежский зоопарк. Там он увидел диких животных, как о них заботятся работники зоопарка. И вдруг грустным голосом ребенок спросил: «А как же дикие животные, которые живут в нашем лесу? Как они будут зимовать? Кто о них позаботится?» Это вопрос затронул всех детей группы, нам стало интересно. Возникло желание узнать, не для кого-то, а для себя самого.

Совместно была придумана тема ОС : «Как дикие животные наших лесов зимуют?»

Образовательное событие заняло неделю. В группе мы рассматривали иллюстрации и альбомы о диких животных средней полосы России.

Проводились беседы: «О животных леса. Чем отличаются звери от других животных», «Как звери готовятся к зиме? Кто и что запасает?», «Жилища диких животных». Ребята дома при помощи родителей готовили небольшие сообщения об интересующих их животных наших лесов, рассказывали в группе.

В уголке для чтения были подготовлены книги соответствующей тематики.

Читали художественную литературу: Борис Житков «Рассказы о животных»,

Виталий Бианки «Лесные домишки», Михаил Пришвин «Рассказы о животных», стихи и загадки.

Оформлялся экологический стенд «Дикие животные нашего края»

Был создан макет осеннего леса с берлогой бурого медведя.

И одновременно с этим мы готовились к самому событию. Таким событием должен был стать парад диких животных. Дети сами выбирали кого каждый будет представлять, подбирали костюмы (помощь в этом оказала костюмер нашего детского сада), изготавливали какие-то интересные детали к костюмам вместе с родителями. Каждый выбрал, как он будет представлять своего  героя парада – будет ли это загадка, песня, танец или мини-сообщение.

В результате образовательного события:

  • расширились и систематизировались знания детей о диких животных родных лесов;
  • дети узнали об образе жизни, питании, жилищах диких животных;
  • обогатился словарный запас детей (дупло, берлога, логово, неуклюжий, лохматый, притаиться и т.д.)

После ОС в группе остались:

  • оформленный экологический стенд;
  • макет осеннего леса;
  • костюмы диких животных;
  • изготовленные детьми фигурки животных.

Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Экспериментальные формы огранизации познавательной деятельности старших дошкольников"

В данном материале раскрывается понятие "эксперимент", содержит основные классификации экспериментов....

Выступления на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами изо деятельности»

По мнениюЛ.С. Выготского,  Е.А.Флёриной,  Н.П.Сакулиной,  Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества.  Но в жизни соврем...

выступление на тему "Игровая деятельность младших дошкольников"

развитие игровой деятельности дошкольников...

выступление на педсовете.Опыт работы на тему:"Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края

Детское экспериментирование с введением ФГОС дошкольного образования получила новый виток в развитии. Именно исследовательская деятельность, помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, ,...

Выступление из опыта работы Условия успешности ознакомления дошкольников с природой

Условия успешности ознакомления дошкольников с природой...