Творческий проект "Волшебный мир песка"
проект (старшая группа)

Наталья Николаевна Иванцова

Данный проект раскрывает системную работу всех специалистов в ДОУ компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_pesku.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект педагога-психолога

«Волшебный мир песка»

с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста

Структура проекта

Стр.

I. Пояснительная записка………………………………………………………3

1) Паспорт проекта: участники проекта, продолжительность…………………3
2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны………3

3) Цель и задачи проекта………………………………………………………....5
4) Ожидаемые педагогические результаты……………………………………..6

II. Теоретическое обоснование проекта………………………………………7

1) Раскрытие сущности , отражающей проблему проекта…………………….7
2) Основные принципы, лежащие в основе проекта…………………………...7
3) Условия реализации проекта………...………………………………………..8

III. Методический модуль………………………………………………………8

1) Методы, формы, средства…………………………………………………….8

2) Содержание проекта……………….…………………………………………..9

3) Основные этапы проекта……………………………………...…………….....9

4) План-график реализации проекта…………………………………………...9
IV. Модуль результативности………………………………………………...14

1) Критерии оценивания проекта……………………………………………….14

2) Действие проекта……………………………………………………………..14

V. Список литературы…………………………………………………..14

I. Пояснительная записка:

1) Паспорт проекта.

Тип проекта:

– По доминирующей деятельности- информационно-практико-ориентированный;
– По числу участников - групповой, ориентированный на детей двух возрастных групп , родителей, педагогов;
– По времени проведения - долгосрочный;
– По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Участниками проекта являются : педагог-психолог, воспитатели и логопеды старшей и подготовительной группы (группа 2,3), воспитанники, родители МБДОУ «Детский сад №3» компенсирующего вида, при поддержке социального партнера ПМС-центра.

Продолжительность -2016-2017 учебный год.

2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – особенно это важно для детей с ОНР, особенностью которых является неуверенность в своих силах, повышенная тревожность или наоборот, возбудимость, трудности в социализации и проблемы в общении .

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе…Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – детям предоставляет рисование песком, игры в педагогической песочнице.

Занятия с песком объединены единой программой, в которой ребенок как можно глубже знакомиться со всеми человеческими чувствами через сказочные сюжеты, связанные с тем или иным чувством, он проигрывает их, прорисовывает, а значит-проживает. «Песочница» является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играя с песком находит решения для вполне реальных жизненных задач.

Игры с песком, особенно рисование на песке, крайне полезны для детей с недоразвитием речи, считают специалисты. Именно в процессе их создания медики и ученые усматривают терапевтический эффект. Они утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для «заботы о душе»,- именно так переводится термин «психотерапия».Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов , и пережитое не развивается в психическую травму. Так, К.Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Рисование палочкой или пальцем на песке можно использовать при знакомстве с буквами: учитель-логопед произносит звук, ребенок рисует соответствующую звуку букву. Так же можно изображать слоги и короткие слова. Если ребенок не уверен в себе, выполнение заданий на бумаге может пугать его: вдруг ошибешься! Рисование букв и слов на песке позволяет легко исправить ошибку. От ошибки, даже если она и была, не останется даже следа. К тому же рисовать пальцем легче, чем карандашом. А песок, легко сопротивляясь, во время рисования массирует детские пальчики, что создает условия для развития мелкой моторики руки, которая у детей с ОНР слабо развита.

Создание рисунков на песке помогает детям концентрировать внимание и память, развивать творческое воображение и мышление, у детей происходит развитие всех познавательных процессов, что так же крайне важно для детей, посещающих учреждение компенсирующего вида. Структура этого природного материала успокаивает нервную систему, помогает расслабиться и действует на человека благотворно.

Кроме того, сам материал-песок,- обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал - в течении часа общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Очень важно, чтобы дети контактировали с песком не только при специально созданных условиях- в кабинете педагога-психолога, но и имели возможность играть в песок в групповых комнатах.

Цель проекта:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность

2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений

3. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства

4. Коррекция речевых нарушений, развитие рефлексии

5. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии

6. Снижение психофизического напряжения

7. Актуализация эмоций, коррекция поведенческих отклонений.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета

2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера

3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми

4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу

5. Закрепить представления об окружающем мире

Развивающие:

1. Развивать психические процессы (внимание, память)

2. Развивать логическое мышление

3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

4. Развивать умение действовать по инструкции

5. Развивать воображение

6. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности

7. Развивать умение понимать себя и других (саморегуляция, рефлексия)

Воспитательные:

1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

2. Воспитать внимательное отношение к сверстникам при организации подгрупповой деятельности

3. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому

4. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации

5. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке

6. Воспитывать желание созидать и творить.

Ожидаемые результаты:

В условиях реализации проекта дети с ОНР (старшая и подготовительная группы) будут самостоятельно владеть навыками игры с песком, выполнять правила, предложенные педагогами, конструктивно сотрудничать со сверстниками, играя в большой песочнице. У детей «группы риска» ( с проблемами эмоционального характера) будет наблюдаться эмоциональная стабильность, адекватность поведенческих реакций, конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. У детей с ОНР более качественно будет проходить коррекция речевых недостатков- работа над диафрагмальным дыханием, развитие фонематических представлений, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, обучение грамоте, развитие графо-моторных навыков, развитие мелкой моторики рук.

В результате тесного взаимодействия педагога-психолога с учителями-логопедами и воспитателями будет оказана своевременная помощь детям, нуждающимся в создании эмоционального комфорта в ДОУ, в разрядке негативных эмоций, укрепления психологического климата в группе и развитию коммуникативных навыком.

В результате реализации проекта будут укреплены семейные связи и ценности, гармонизируются родительско- детские отношения в семье, общение между родителями и детьми будет более конструктивным. Будет достигнуто наибольшее взаимопонимание между всеми участниками образовательного процесса- родителями, детьми, педагогами.

II. Теоретическое обоснование проекта

Проект нацелен на повышение качества коррекционной работы с детьми ОНР, осуществление преемственности всех специалистов ДОУ, укреплению тесного сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников, психологической помощи детям «группы риска».

Проект содержит три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В нем предусмотрены разнообразные виды деятельности и сотрудничества: изучение материалов по песочной терапии, обучение в ПМС-центре по работе с песком, занятия с детьми в кабинете педагога-психолога, игры и упражнения с детьми воспитателями в группах, занятия учителей-логопедов с детьми с использованием песочной терапии, совместные занятия родителей с детьми с использованием разного вида песка, консультации для педагогов и родителей ДОУ по песочной терапии, улучшение психического здоровья детей «группы риска», укрепление семейных связей , гармонизация родительско- детских отношений.

2) Основные принципы, лежащие в основе проекта.

  • Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
  • Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
  • "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • сочетание научности и доступности материала;
  • наглядность;
  • характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • принцип от близкого к далекому;
  • принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Условия реализации проекта:

  • организация предметно-развивающей среды в ДОУ ( оборудование песочными столами кабинет педагога-психолога, приобретение педагогических песочниц , разноцветного песка в группы, систематизация мелких игрушек для коррекционной работы в песочницах) выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
  • осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
  • создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
  • включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

III. Методический модуль.

Формы работы:

* Интерактивная – анкетирование родителей, диагностика педагогов ( по Люшеру)

* Традиционная –консультации с родителями, родительские собрания, консультации с педагогами, мастер-класс для педагогов, подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми
* Просветительская – информация на сайте ДОУ, информация в родительских уголках для освещения проблемы влияния песочной терапии для детей, выпуск бюллетеней, информационных листков;

Основные средства:

  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
  • Обучение педагога-психолога и педагогов ДОУ по песочной терапии
  • Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  • Обогащение предметно-развивающей среды.

Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.

Содержание проекта.

Основные этапы проекта:

Первый этап – подготовительный – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были определены методология и методика исследования, цели и задачи, методы и приемы, подобран необходимый диагностический инструментарий.

  • Диагностическое обследование детей; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;
  • Составление и обсуждение поэтапного плана работы
  • Создание банка идей и предложений;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса;
  • Определение задач воспитательно-образовательного процесса;
  • Планирование деятельности педагогов.

Второй этап – основной- в процессе чего был реализован педагогический проект.

Третий этап – (заключительный) подведение итогов и анализ результатов проекта – Осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, которые подтвердили гипотезу исследования (уточнение теоретических положений, систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, анализ результатов экспериментального исследования, уточнение выводов, оформление материалов).

Работа с детьми представлена следующими формами:

  • Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов.
  • Организованная образовательная деятельность с детьми;
  • Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
  • Самостоятельная игровая деятельность детей;
  • Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Работа с родителями представлена следующими формами

  • Анкетирование, тестирование родителей (по методике АСВ)
  • Просветительская работа с родителями в форме консультаций, семинаров-практикумов, круглых столов;
  • Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
  • Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;
  • Индивидуальная консультативная работа;
  • Родительские собрания с показом практической работы с детьми.

Работа с педагогами представлена следующими формами

  • Тестирование педагогов (по методике Люшера)
  • Просветительская работа в форме консультаций, мастер-классов,
  • Индивидуальные занятия с педагогами по работе с песком
  • Привлечение педагогов к изготовлению методических пособий для работы с песком;
  • Мотивация педагогов для обучения в ПМС-центре по пескотерапии

План-график реализации проекта

Название мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1

2

3

4

5

1 этап Подготовительный. Разработка проекта, составление плана определение цели, задач.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Сентябрь

Педагог-психолог

учитель-логопед

Диагностика детей педагогом-психологом, учителями-логопедами

сентябрь

Педагог-психолог

учитель-логопед

Изучение мониторинга «Сведения о детях»

Наблюдение за детьми в период адаптации к ДОУ, в свободной деятельности

сентябрь

Педагог-психолог. воспитатели

Подбор информационного материала, составление анкеты, разработка системы занятий педагога-психолога, подбор игр и упражнений для работы воспитателей с детьми

октябрь

Педагог-психолог

Разработка системы занятий учителя-логопеда с детьми старшей группы с использованием пескотерапии

октябрь

Учитель-логопед

6

Разработка системы занятий учителя-логопеда с детьми подготовительной группы с использованием пескотерапии

октябрь

Учитель-логопед

7

2 этап Основной

Занятия педагога-психолога с детьми по тематическому плану «Путешествие в песочную страну»

Октябрь-апрель

Педагог-психолог

8

Занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы с использованием песочной терапии

Октябрь-апрель

Учитель-логопед

9

Занятия учителя-логопеда с детьми подготовительной группы с использованием песочной терапии

Октябрь-апрель

Учитель-логопед

10

Использование системы игр и упражнений в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми

Октябрь-апрель

Воспитатели

11

Изготовление методических пособий для работы с песком.

Октябрь-декабрь

Воспитатели

12

Обучение педагогов работе с педагогической песочницей

сентябрь

Педагог-психолог

13

Консультация с педагогами старшей и подготовительной группы «Использование песочной терапии в работе с детьми»

октябрь

Педагог-психолог

14

Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;

Октябрь-апрель

Воспитатели

15

Консультация с родителями по теме «Песочная страна-страна чудес»

ноябрь

Педагог-психолог

16

Изготовление схем-правил работы с песком для детей подготовительной группы

декабрь

Воспитатели

17

Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители» (старшая группа)

январь

Воспитатели

18

Выставка детских работ из кинестетического песка (подготовительная группа)

январь

Воспитатели

19

Изготовление картотеки игр с кинестетическим песком (подготовительная группа)

февраль

Воспитатели

20

Изготовление буклетов «Песочная страна-страна чудес» (подготовительная группа)

март

Воспитатели

21

Мастер-класс для педагогов «Рисование песком»

март

Педагог-психолог

22

Семинар-практикум специалистов ПМС-центра с педагогами ДОУ «Удивительный мир песка»

апрель

Педагог-психолог психолог ППМС-центра

23

Видеофильм «Работа педагогов с детьми «группы риска» с использованием педагогической песочницы»

апрель

Педагог-психолог. учитель-логопед воспитатель

24

Транслирование реализации проекта на сайте ДОУ

май

Воспитатель

25

3 этап Заключительный

Повторная диагностика детей, анкетирование педагогов

Подведение итогов реализации проекта, мониторинг результативности

Май-июнь

Педагог-психолог

учитель-логопед

IV. Модуль результативности

Критерии оценивания проекта:

1. Эмоциональный комфорт детей в ДОУ, стабилизация эмоционального фона детей «группы риска»

2. Удовлетворённость педагогов и родителей результатами совместной работы с МБДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки, интересом ребёнка к процессу) .

3. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

4. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

5. Отсроченный результат: успешность и результативность воспитанника ДОУ в данной работе.

Действие проекта: проект обеспечивает адресный охват целевой аудитории, достигается воспитательный, просветительский, коррекционный эффект. При этом используются интерактивные методы обучения, при которых существенно выше степень усвоения материала, чем при традиционном подходе в обучении. Эмоциональная стабильность детей способствует укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ, что повышает качество коррекционной работы педагогов, способствует преемственности в работе всех специалистов ДОУ компенсирующего вида.

V. Список литературы

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.

#1047;инкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.

3. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010

4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

5. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005

6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб.: Речь, 2006

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы психолога. Арт-терапия ."Творческие минутки" игры с песком.

Материал может быть использован родителями, воспитателями и педагогами ДОУ для благополучного творческого и психологического развития детей дошкольного возраста. Описание методики "Творческие мин...

«Развитие творческих способностей дошкольников через освоение нетрадиционных техник рисования (рисование песком).»

     Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающе...

Мастер-класс Тема: Развитие познавательной активности, творческих способностей детей посредством использования метода арт-терапии (рисование песком).

Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический – э...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком

Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО ПЕСКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО ПЕСКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Статья....

Развитие творческих способностей у дошкольников с ЗПР с помощью рисования песком

Статья посвящена развитию творческих способностей у дошкольников  с задержкой психического развития с помощью нетрадиционных методов рисования. Подробно рассматривается метод работы на песоч...

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...