«Русская культура и быт!»
проект
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно — нравственное становление детей. Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русской старине. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Русская пословица гласит: «Без любви к человеку нет любви к Родине» и к этому хочется добавить слова К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому стоит серьезно задуматься над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
В русских народных пословицах сказано: «Гордись не знанием верхушек, а знанием корней», «Мало самому знать, надо и другому передать». Поэтому с детства мы начинаем знакомить детей с бытом и традициями русского народа. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой народ помогут ребёнку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и преумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_kultura_i_byt.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области (МБДОУ д/с №22)
Познавательно- исследовательский проект
на тему:
«Русская культура и быт!»
Автор проекта:
Макаренкова Вера Олеговна
воспитатель первой
квалификационной категории
2022 год
Авторы проекта: Макаренкова В.О. - воспитатель
г. Сафоново Смоленской области
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Вид проекта: групповой.
По времени проведения: краткосрочный.
Сроки реализации: с 01.09.2022г. по 29.12.2022г.
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках одной возрастной группы.
Участники проекта: родители и дети старшей группы № 8.
Руководители: воспитатель старшей группы № 8.
Средства реализации: помощь родителей.
Актуальность: Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно — нравственное становление детей. Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русской старине. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. Русская пословица гласит: «Без любви к человеку нет любви к Родине» и к этому хочется добавить слова К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому стоит серьезно задуматься над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
В русских народных пословицах сказано: «Гордись не знанием верхушек, а знанием корней», «Мало самому знать, надо и другому передать». Поэтому с детства мы начинаем знакомить детей с бытом и традициями русского народа. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой народ помогут ребёнку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и преумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка — это игра. Создание бытовых условий «Русская изба. Посуда» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.
Создавая атмосферу национального быта в группе, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности, приобщим к истокам народной культуры.
Цель: 1. Познакомить детей с устройством, особенностями и внутренним убранством русской избы; создать условия для формирования у дошкольников образных представлений об организации, мудрости устроения человеком внутреннего пространства избы. Знакомить особенностями в крестьянском жилище.
2. Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре; воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
3. Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств.
Гипотеза: Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в том, как люди вели домашнее хозяйство, украшали жилье, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
Задачи проекта:
- конкретизировать первоначальные представления о традиционной русской посуде (миска, ложка, горшок, самовар); домашней утвари (ухват, глечек) и их назначении;
- стимулировать проявление положительных эмоций при обыгрывании потешек.
- способствовать отражению полученных впечатлений в речевой, игровой, коммуникативной деятельности.
Планируемый результат: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к видам прикладного искусства (изготовление посуды, различных игрушек)
Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве; познакомятся со старинными предметами домашнего обихода; обогатится словарный запас названиями предметов русского быта; дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, поймут и примут народные обычаи, традиции, игры.
Вместе с родителями будет изготовлена декоративная тарелочка (фоторамка).
Основные направления реализации проекта:
Виды деятельности: Чтение художественной литературы. Игровая деятельность. Работа с родителями. Продуктивная деятельность.
I этап. Подготовительный этап:
Сбор информации, литературы, интернет ресурсы.
Информирование родителей о реализации данного проекта.
Сотрудничество с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательному образовательному процессу в ДОУ.
Экскурсия в библиотеку.
Оформление наглядного материала для родителей.
Консультации для родителей:
«Как люди на Руси жили?»
Подбор наглядного материала и оборудования по теме: «Русская кухня. Посуда».
Подбор методической, справочной, художественной литературы, стихов, песен, потешек, загадкок.
Подбор подвижных, дидактических, пальчиковых игр.
Беседы с детьми о русском народном прикладном искусстве.
II этап. Реализация проекта:
Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.
Организация предметно – развивающей среды. Мини выставка предметов старинной посуды русской избы в группе.
Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;
Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей)
«В гостях у бабушки Арины»
Цель: Знакомство с устройством русской избы, с русским национальным костюмом, с русским фольклором (потешки, загадки, заклички), с русской национальной кухней, посудой, утварью, с русской народной игрушкой.
Планирование работы.
Речевое развитие.
Познакомить детей с предметами быта, интерьером, одеждой наших предков, развивать словарь детей, воспитывать интерес к прошлому своего народа. Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным с собеседником, воспитывать культуру речевого общения. Знакомство с пословицами и поговорками:
«Без печи хата – не хата».
«Когда в печи жарко – тогда и варко».
«Что есть в печи – все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Знакомство с художественной литературой. Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки
НОД
1. Тема: «Русская изба. Посуда»
Цель: познакомить с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта: печь, посуда, предметы кухонного обихода; воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;
обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами: ухват, чугунок, горшок, ковш, глечек;
расширять и активизировать словарь детей по теме; развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.
2. Тема: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу»
Цель: знакомство детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте, загадками о предметах крестьянского труда и быта;
формировать образную речь, употребляя в разговорной речи пословицы, поговорки, шутки-прибаутки;
воспитание у детей уважения к национальным обычаям, сознания того, что они являются носителями русской народной культуры.
Досуг: загадки о предметах быта.
Беседы:
«Русский народное творчество»
«Гости в горнице»
«Русская изба»
«Русская национальная кухня»
Познавательное развитие
Цель: Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие). Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине
Рассматривание альбома «Старинные предметы домашнего быта»
Беседы:
- о русской печи (Почему печь занимала так много места? А для чего она нужна?
Каким цветом была печь? О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно?);
- «Утварь деревенского дома»
-о традициях русского чаепития;
-о деревянных ложках.
Беседы с детьми по теме проекта: «Что такое русская изба?» «Русские народные игры для детей»
Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.
НОД «Русская изба».
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой — жилищем крестьянской семьи. Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик. Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям. Вызвать желание лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок).
НОД «Русская кухонная утварь» с презентацией.
Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта, кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
«В гостях у русской избы»
Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать возможность детям видеть красоту русской народной одежды. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси.
Чтение художественной литературы
Цель: Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. Развивать способность слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание.
Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказками и сказке А.С. Пушкина, К.И. Чуковский: «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем сыне князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Федорино горе»
Чтение стихотворений: А. Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я», Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»
Чтение шуток-прибауток:
Собака на кухне
Пироги печет,
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Коза-хлопота
День-деньской занята.
Ладушки-ладушки,
Испекла нам бабушка
Сладкие оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Всем дала.
Ай, качи-качи-качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу с жару из печи,
Все румяны горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам остались ба-ра-а-а-ночки!
Социально – личностное развитие.
Цель: Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, желание и умение работать в коллективе.
Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей» «Дом в деревне», «В гости к бабушке и дедушке», «Крестьянская семья», «Встречаем гостей», «Горница»
Цель: закреплять названия и применение бытовых предметов в русской избе; прививать традиции русского гостеприимства.
Дидактическая игра «Предметное лото. Предметы быта русского народа»
Цель: закреплять знания детей предметов быта русского народа, развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к родному краю.
Дидактическая игра "В русской избе"
Цель: Приобщать детей к истории нашего народа, закреплять знания о том, как он жил и обустраивал свой быт.
Игры — драматизации: «Три медведя».
Развлечение «В гостях у бабушки Арины».
Цель: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, коромысло, ухват и т.д.) Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугунок, и т.д.) м
Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Участие в итоговом мероприятии: развлечение «В гостях у бабушки Арины».
Отгадывание загадок про посуду.
Подвижные игры: русская народная игра «Золотые ворота», «Заплетись плетень», «Огуречик», «Горшки».
Дидактические игры: «Что лишнее в избе?», «Собери посуду», «Построй печь», «Составь узор», «Выложи деревянные ложки от большой к маленькой».
Труд
Цель: Развивать умения детей лепить изделия из теста, изготовлять посуду из бумаги и клейстера, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду окружающих людей и его результатам. Привлечь родителей к изготовлению посуды.
Ручной труд:
Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек».
Изготовление посуды из папье-маше.
Ручной труд: Создание фоторамки «Тарелочка»
Цель: развитие образного восприятия; умение совместно работать в паре с родителем.
Безопасность
Цель: Формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Беседы: «Огонь-друг, огонь-враг», «Колющие и режущие предметы»
Художественно – эстетическое развитие
Музыкальная деятельность: слушание народных песен (аудиозапись). Пение знакомых русских народных песен.
Развивать продуктивную деятельность детей, закрепить методы и приемы лепки из теста, аппликации из бумаги, росписи объемных изделий по дымковским, гжельским, городецким мотивам. Воспитывать интерес к народному творчеству.
НОД «Глиняная посуда»
Цель: Познакомить детей с процессом изготовления глиняной посуды; Развивать познавательный интерес к истории своего народа; развивать художественно-творческие способности детей.
Лепка: «Посуда», «Дымковские игрушки из глины»
Рисование: Роспись дымковских игрушек, матрешек, гжельской посуды, городецких подносов.
Аппликация: «Русская матрешка»
Рисование «Пир на весь мир»
Лепка «Чайная посуда»
«Музыка»: Приобщить детей к музыкальному искусству, умению обыгрывать песни, в игре на ложках.
Разучивание частушек.
Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко.
Хороводная игра. «Вышел Ваня погулять».
Оркестр «Игра на ложках».
III этап. Заключительный.
1. Диагностика полученных знаний детей о русской избе.
2. Анализ полученных данных.
3. Презентация «Русская кухонная утварь»,
4. Итоговое мероприятие: развлечение «В гостях у бабушки Арины»
5. Систематизация материалов;
6. Оформление фотоальбома на тему; «Русская изба. Посуда»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Изготовление фоторамок «Тарелочка»
Книжный центр:
Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок», «Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем сыне князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Федорино горе»
Музыкальный уголок:
деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.
Центр продуктивной деятельности:
Материалы для рисования, лепки, художественного труда.
Взаимодействие с семьей:
Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».
Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Изготовление тарелочек
Сбор предметов для музея «Русская изба».
Результат проекта
1.Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.
2.Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
3.Изготовлены фоторамки «Тарелочка» (коллективная работа).
4. Развлечение «В гостях у бабушки Арины»
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Подготовить презентации для детей и взрослых.
Используемая литература:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. М. Мозайка- синтез 2010
О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение дошкольников к русской культуре, к традициям русского народа через игру"
Знакомство с традициями русского народа...
"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"
Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...
Использование знаний русской культуры и традиций русского народа в ООД и режимных моментах.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. ...
Проект для детей старшей группы "Русская изба" (по ознакомлению детей с русской культурой)
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувств...
"Приобщение дошкольников к истокам русской культуры". Проект Мини-музей "Русская изба"
Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- со...
Викторина «Знатоки русской культуры» для средней группы совместно с родителями «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Цель: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями ку...
Районный семинар - практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры"
21 апреля в детском саду "Веснушки" проходил районный семинар-практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской ку...