Многофункциональное игровое пособие «Дерево «Времена года»
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Многофункциональное игровое пособие «Дерево «Времена года»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoe_posobie.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Многофункциональное игровое пособие «Дерево «Времена года»
Данные методические рекомендации предназначены воспитателям и другим специалистам ДОУ для работы с детьми дошкольного возраста от двух до семи лет. Методическая разработка содержит рекомендации по использованию созданного своими руками, игрового пособия в целях формирования у детей дошкольного возраста знаний об окружающем мире.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), перед педагогами дошкольного образования особо остро стоит вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. В соответствии стандарту, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Именно многофункциональное игровое пособие – «Дерево «Времена года» – соответствует указанным требованиям ФГОС ДО по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей. С его помощью можно не только играть, но и учить ребенка. Творческие и полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены психологические особенности детей дошкольного возраста. Позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления. Познание ребенком окружающей действительности основывается на ощущении и восприятии. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, а далее в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного.
Данное дидактическое пособие предназначено для детей 2-7 лет, а также подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Цель – формирование знаний детей об окружающем мире и характерных признаках времён года.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать представления детей об особенностях времён года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности;
- Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе;
- Расширять представления детей о животных, насекомых, птицах;
- Обогащать представления детей о деятельности людей в разные времена года.
Развивающие:
- Развивать и обогащать словарный запас, память, речь;
- Развивать аккуратность, бережное отношение к вещам.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
- Воспитывать в детях любовь и заботливое отношение к природе.
Образовательные области:
- Ознакомление с предметным и социальным окружением;
- Ознакомление с природой;
- Формирование элементарных математических представлений;
- Развитие речи
Ценность методического пособия:
- Многофункциональное пособие – «Дерево «Времена года» – используется как средство обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста;
- Дерево удобно в использовании, имеет яркий привлекательный дизайн, который помогает украсить интерьер группового помещения;
- Дерево «Времена года» рассчитано с перспективой на будущее: с усложнением и вариацией дидактических задач и упражнений. Это пособие можно начать использовать с младшего дошкольного возраста, и продолжить в работе с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста.
- Пособие предполагает использование его детьми в свободное время самостоятельно и в команде, соблюдая заданные правила и придумывание новых правил. Дети осмысливают новый материал, находят ему применение.
Описание пособия:
Пособие представляет собой макет дерева из плотного гофрированного картона, высотой 110см. Разделён на 4 сектора, каждый из которых оформлен в соответствии с сезонными изменениями в природе. Все элементы прикрепляются к дереву липучками, их можно легко отклеивать и приклеивать.
Методические приёмы работы с дидактическим пособием:
Работу с данным дидактическим пособием рекомендую проводить в три этапа:
1 этап: Играем вместе. Совместное изучение пособия, организация непосредственной образовательной деятельности (беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, животных, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры, счёт).
2 этап: Я играю сам. Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с элементами дерева.
3 этап: Косвенное руководство игрой. На этом этапе воспитатель наблюдает за тем, как дети, занимаясь с данным деревом, привлекают друг друга к совместной деятельности.
Варианты игровых заданий:
1.Дидактическая игра «В гости к нам пришла весна»
(младший дошкольный возраст)
Цель: обогащать знания детей о приметах весны, расширять словарный запас словами «капель», «проталина», «скворечник», «подснежник».
Ход игры: Воспитатель вносит в группу куклу Весна и рассказывает детям о приметах весны, выставляя на дерево картинки с изображением примет весны. После рассказа, воспитатель задаёт детям вопросы, которые помогут закрепить знания детей.
2. Дидактическая игра «Кто, где зимует»
Цель: закрепить знания детей о жилище диких животных.
3. Дидактическая игра «Узнай птичку (животное)»
Цель: закрепить знания о зимующих птицах (животных), активизировать словарь по теме «Дикие животные» и «Зимующие птицы».
4. Дидактическая игра «Кто, чем питается»
Цель: закрепить знания детей о то, чем питаются дикие животные (птицы).
5. Дидактическая игра «Запасы на зиму»
Цель: закрепить знания детей о том, какие запасы животные делают на зиму.
6. Дидактическая игра «Кто, как передвигается»
Цель: упражнять в образовании слов – действий.
7. Дидактическая игра «Прятки»
Цель: упражнять в использовании предлогов и наречий, имеющих пространственное значение: «в», «на», «под», «за».
8. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: развивать логическую память и воображение.
9. Дидактическая игра «Чего не стало»
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность; упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.
10. Дидактическая игра «Прогулка в лес»
Цель: развивать наблюдательность, познакомить с сезонными явлениями зимой.
11. Дидактическая игра «Что вверху, что внизу»
Цель: развивать умение определять положение предметов относительно друг друга.
12. Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
13. Дидактическая игра «Кто прилетел в гости?»
Цель: уточнять представления детей о зимующих и перелётных птицах.
14. Дидактическая игра «Один-много»
Цель: упражнять детей в использовании существительных в единственном и множественном числе; закрепить умение различать количество предметов.
Например, можно попросить ребенка расположить на дереве одно яблоко и несколько груш, а затем попросить посчитать сколько яблок и сколько груш на дереве и т.п. (почти все элементы есть в нескольких экземплярах)
15. Дидактическая игра «Большой-маленький»
Цель: учить детей сравнивать предметы по величине.
16. Дидактическая игра «Дары осени»
Цель: закреплять знания детей об овощах, фруктах, ягодах и грибах.
Дидактические игры для старшего и подготовительного дошкольного возраста.
17. Дидактическая игра "Подбери признаки"
(старший дошкольный возраст)
Цель: уточнить признаки определённого времени года, закрепить навыки подбора описательных признаков времён года.
18. Дидактическая игра: «Деревья – наши друзья!»
Цель: формировать у детей знания о пользе деревьев на планете.
Материалы: карточки – символы (условные обозначения).
Ход игры:
Педагог спрашивает у детей: «Знаете ли вы зачем нужны деревья?». После беседы, предлагает детям на макете дерева разместить карточки с условными обозначениями.
Например: Педагог зачитывает фразу:
«Деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, без которого ни одно живое существо не может дышать», а ребенок должен подобрать карточку символ к тому, что услышал.
«Многие птицы и дикие животные устраивают на деревьях свое жилье»
«Деревья служат преградой ветру, уносящему прочь сухую почву»
«Деревья не дают ливням разрушать почву»
«Листва деревьев улавливает пыль и снижает концентрацию вредных газов в воздухе»
«Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом» (Звуки поглощаются не листвой деревьев. Ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, направляясь вниз, к почве, в которой и поглощаются).
«Деревья нам нужны, как источник древесины»
«Под кроной деревьев хорошо укрыться в жару» (в тени сада в жаркий день температура воздуха на 7–8 градусов ниже, чем на открытом месте.)
«А еще деревья очень украшают нашу землю!»
После того, как развесили карточки - символы, можно предложить детям:
- придумать небольшой рассказ (историю, о том, как они с мамой, папой (воспитателем) сажали весной саженцы;
- поразмышлять: зачем люди сажают деревья, как оберегать деревья.
19. Дидактическая игра: «Небылица»
Цель: развитие логического мышления, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает.
Ход игры:
Педагог на одном из секторов дерева располагает картинки. Затем предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли они размещены правильно в соответствии с данным временем года.
Например: Педагог выбирает время года зима. Развешивает на дереве скворечник, снежинки и птиц (ворону, снегиря, скворца).
Далее ребенку предлагают рассмотреть данное время года и определить все ли верно, исправить, объясняя свой выбор.
Так же можно предложить детям самостоятельно составить небылицу по такому же принципу.
20. Дидактическая игра "Бывает - не бывает"
Цель: обучать составлению и использованию в речи сложноподчиненных предложений с союзом так как, активизировать и обогащать словарь детей.
Ход игры: Воспитатель рассказывает о каком- либо времени года и выкладывает на стол картинки с изображением примет. И по ходу рассказа допускает ошибки. Дети должны их исправлять, объясняя свой выбор.
Дидактический материал к данному пособию можно дополнять персонажами, расширяя познавательный интерес детей. Работать с пособием очень удобно, так как оно безопасное, интересное и лёгкое в использовании.
21. Дидактическая игра «Когда это бывает»
Цель: закрепить знания детей о временах года.
Ход игры:
Педагог рассказывает приметы того или иного времени года, что происходит в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе картину сезона. Затем предлагает ребенку рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки, которые соответствуют описанию и расположить их на дереве.
После того, как ребенок справился с заданием можно:
- попросить назвать месяцы данного времени года;
- спросить у ребенка «Как он относится к этому времени года?», «Почему он любит или не любит эту пору?», Какое время года на Земле сейчас?»;
- предложить ему рассказать историю, которая приключилась с ним в это время года.
Например:
Педагог рассказывает:
«Солнце светит ярко, но мало греет. Оно недолго остаётся на небе: дни коротки и холодны. Бывают сильные морозы. Вся земля покрыта снегом. Нередки сильные метели, вьюги. Реки и озёра замерзают, так что по льду можно ходить и ездить.»
«С каждым днем солнце заметно пригревает, день становится длиннее. Снег и лёд тают. Бегут ручейки, реки и озёра разливаются. Показалась трава, зацвели первоцветы. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы.»
«Солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Всё в природе растёт и благоухает. Цветут цветы, в лесу появляются ягоды и грибы.
«Дни становятся всё короче, солнце ниже. Дуют холодные ветры, часто идут дожди, солнца за тучами совсем не видно. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.»
22. Игра: «Кто куда прилетел?»
Цель: закреплять знания детей по теме «Птицы».
Материалы: картинки для дерева (кормушка, скворечник, зимующие и перелетные птицы, загадки, карточки с описанием птиц)
Ход игры:
Педагог предлагает детям развешивать картинки птиц в соответствии с заданием.
Например: Педагог говорит: зимой (весной) на дерево прилетело много птиц. На самую верхнюю веточку дерева прилетела птичка … (читает загадку о птице). Ребенок, который отгадал загадку, находит картинку этой птицы и размещает ее на дереве (на верхней ветке). Педагог продолжает: слева от нее присела птичка и снова читает загадку, ребенок отгадавший загадку, находит картинку и размещает на дереве. Взрослый говорит, что на кормушке разместились две птицы и читает загадку. Ребенок, отгадав загадку, должен найти две картинки одинаковых птиц и разместить их на кормушке…
После того как развесили птиц, можно предложить детям:
- назвать птиц, используя слова: вверху – внизу, справа – слева, на, около, между; сосчитать всех птиц, которые прилетели на дерево;
- попросить объяснить, почему этих птиц называют зимующими (перелетными);
- предложить рассказать о какой – либо птице.
Приложение.
Перспективный план использования пособия при организации разных видов деятельности с детьми.
В перспективе данное пособие можно использовать не только в младшем и среднем, но и в старшем и подготовительном дошкольном возрасте, усложняя дидактические игры.
Варианты игр от простых к более сложным представлены в описании к данному пособию.
Результаты использования пособия «Дерево «Времена года» в работе с детьми:
Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения. Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
ЗАГАДКИ
Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пёстрый.
Бегут, бегут за днями дни,
Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)
Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)
Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,
Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня. (Весна)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я. (Осень)
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я. (Лето)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно (Лето)
Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Дерево "Времена-года"
Дерево "Времена-года" - это дидактическое пособие в помощь педагогам. Его можно использовать как на занятии так и в свободное время.Вот какое дерево получилось у меня.Материал: картон, бел...
Дидактическое пособие Дерево "Времена года"
Пособие выполнено из фетра. Дидактическая игра, основанная на использовании данного дерева, может включать в себя:- ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой пр...
Дидактическое пособие Дерево "Времена года"
Одной из основных задач в формировании у дошкольников временных понятий является дать знания о последовательности смены времен года.Дети должны понять и запомнить, так называемую - годовую - схему &qu...
Дидактическое пособие «Деревья «Времена года»...
Хочу представить вашему вниманию, моё дидактическое пособие, которое прекрасно пополнило уголок природы в нашей группе. С помощью этого пособия ребята могут наглядно знакомится, и изу...
Дидактическое пособие Дерево "Времена года"
Пособие многофункциональное, разборное в виде макета дерева, имеющего четыре стороны (по времёнам года: весна, лето, осень, зима). Цвета сторон (голубой, нежно - зелёный, зелёный, оранжевый) символизи...
Дидактическое пособие. Дерево "Времена года"
Эта разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования....
Дидактическое пособие «Дерево «Времена года»
Данное дидактическое пособие предназначено для работы с детьми от 2 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию у детей осознанно-правильных экологических представлений о природе....