Конспект занятия " Двуглавый орёл и всадник"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dvuglavyy_oryol.docx | 535.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Татьяна Викторовна, Кичура Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Улыбка»
Город Тихвин, Ленинградская область
tanysmirnova2012@yandex.ru
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ И ВСАДНИК»
Цель: формирование представлений детей о функциональном назначении герба России.
Задачи:
1. Дать знания детям о символах - как отличительных знаках государства, области, города, человека.
2. Познакомить с гербом России, его внешним видом, историей возникновения, функциональным назначением.
3.Формировать осознание детьми причастности к судьбе Родины.
4.Развивать умения рассматривать и описывать, высказывать предположения.
5.Стимулировать стремление к познанию в области поликультурного образования.
Материал и оборудование:
Глобус, проектор, слайды с изображениями гербов Франции, Испании, Великобритании и Германии, Англии, России, изображения флага России, Андреевского флага, флага СССР (Союза Советских Социалистических республик), портрет Ивана III, аудиозапись гимна России, атрибуты для дидактической игры «Собери герб России», карточки с изображением денежных знаков и документов разных государств.
Предварительная работа: создание уголка по поликультурному воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России, заучивание стихотворений о флаге, гербе, о России, рассматривание иллюстраций о России, о других странах.
Ход занятия:
Дети свободно играют. В группу заходит почтальон и вручает посылку. Воспитатель с детьми читают адрес: Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Делегатская, д.65, детский сад «Улыбка» группа. «Белочка».
Воспитатель предлагает посмотреть, что в посылке и достает глобус (карту) и письмо. Воспитатель читает: «Дорогие дети группы «Белочка»! Я купил в магазине удивительно красивый мяч, чтобы играть в футбол. Он такой яркий, разноцветный. Но Знайка сказал, что для футбола он не подходит, но очень необходим для «игры в открытия». Помогите, пожалуйста, мне: я не знаю, какие открытия можно сделать с помощью этого мяча?
«Незнайка из Солнечного города».
Воспитатель:
- Что ж, ребята, может быть, мы поможем Незнайке?
- Как вы думаете, что у меня в руках?
- Почему он такой пёстрый, разноцветный?
Да, это глобус- модель земного шара. Наша планета очень большая и на ней живёт много людей. Все они разные. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мы все чем-то похожи и чем-то отличаемся. Предлагаю взяться за руки и встать в круг. Мы объединились, мы -группа. У нас есть общие игры, интересы, мы часто занимаемся одним общим делом.
Вот так и все люди на планете Земля очень-очень давно объединились в разные огромные группы, которые потом выросли в государства.
- Какие государства вы знаете?
У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился.
- Как называется то место, где вы родились и выросли?
- Как называется наша Родина, страна в которой мы живём? (ответы детей)
Наша Родина, наше отечество – матушка Россия.
- Почему её называют Отечеством? (ответы детей)
Отечеством зовём её потому, что испокон веков жили тут наши отцы и деды. Родиной зовём её потому, что здесь родились, всё вокруг для нас родное. А матушкой – потому, что она выкормила, вырастила, выучила языку и как мать защищает и бережёт нас.
- Как различить на глобусе разные государства?
- Где наша Россия?
- Чем ещё государства отличаются друг от друга?
(природа, язык, одежда, музыка, танцы, игры, праздники...)
- Взгляните внимательно друг другу в лицо - вы не похожи друг на друга.
- А как вы думаете, у страны может быть своё лицо? Лицо, по которому бы все узнавали эту страну. Да, конечно, может. К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Предлагаю присесть и подумать, что же это такое - символы?
Дети садятся. Перед ними изображения герба, флага. (Слайд №1)
Символы - это условные знаки, изображения. Они могут быть у людей разных профессий.
- Какой может быть отличительный знак у моряков? (у моряков – якорь)
- У писателей? (перо и книга). У городов, у целых областей и государств тоже есть свои условные знаки, символы. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.
- Как вы думаете, что такое гимн?
Гимн - это главная песня страны, музыкальное произведение, восхваляющее страну.
- в каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры)
(Слайд №4)
Гимн России очень красивый и величественный. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка–композитору и дирижёру А.В.Александрову.
-Чему посвящён гимн? (Ответы детей)
- Гимн посвящён нашей стране России, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о любви граждан к своей Родине. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна. А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.
- Что такое флаг?
Флаг - это символ объединения, единства страны, символ власти и независимости от других стран. (Слайд №7)
Флаг тоже имеет свою историю. Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. Именно от морских флагов берут начало многие государственные флаги. (Воспитатель показывает изображение Андреевского флага, флага СССР (Союза Советских Социалистических республик) и флага России).
Ребёнок читает стихотворение. В. Степанова «Флаг России».
Белый цвет- берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг? (Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников, торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием).
- Что такое герб? (Слайд №9)
Герб - это опознавательный знак, который составлен по определенным правилам. Воспитатель показывает на слайде гербы стран Франции, Испании, Великобритании и Германии, Англии, России.
- Выберете, пожалуйста, из предложенных гербов Российский герб. (/Воспитатель показывает на слайде крупное изображение герба России).
Ребёнок читает наизусть стихотворение
В. Степанова «Герб России».
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный
- Давайте сейчас внимательно рассмотрим герб нашей страны — герб России.
- Что вы видите? (Слайд№10)
Герб России располагается на специальном красном щите.
-Что вы видите в центре? (В центре изображён золотой двуглавый орёл.).
Расскажите о нём, какой он? /большой, с двумя головами, с поднятыми крыльями. /
- Почему же на гербе России изображён орёл?
Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл – сильное и непобедимое. Россия в то время была таким государством. Иван III, о котором вы уже знаете, (показывает портрет) женился на дочери императора Византии. А в те времена Византия была очень сильным государством, и на её гербе был изображён орёл. Иван III тоже изобразил на гербе России орла, чтобы все знали, что Россия - сильная страна. (Слайд№11)
- Но почему у орла две головы? (Предположения детей)
Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские - якуты, буряты и другие.
Орёл правой лапой сжимает скипетр - жезл, посох, украшенный резьбой, драгоценными камнями. Левой лапой - державу - золотой шар с крестом наверху. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.
- А что вы видите ещё? (Над головами орла мы видим короны).
В давние времена короны, скипетр и держава служили знаком царской власти. Сегодня они, напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство России, ее независимость от других стран.
Посмотрите, ребята на крылья орла. Они широко расправлены. Попробуйте представить себя птицей. Присядем, сожмемся в комочек, сложим руки - крылья. А теперь поднимемся во весь рост, расправим крылья... Когда вы ощущаете себя более свободными, сильными, могучими?
Молодцы, садитесь. Чтобы подчеркнуть могущество России, орел изображен на гербе с расправленными крыльями. Приглядитесь, золотой орел распустил золотые крылья и сияет как….(солнце) Орел - солнце, крылья - солнечные лучи. В старинных русских песнях, сказках часто говорилось о солнце как могущественном царе. Предки русских людей - славяне - сравнивали его с жар - птицей, птицей павой, орлом. Солнце ездит по небу на сияющей золотой колеснице, запряженной парой крылатых коней или птиц. Этот же образ орла, солнечной колесницы можно увидеть и в русских вышивках, рисунках. Но с течением времени стал забываться этот смысл, он стал более условным. Солнечную колесницу назвали орлом, а два орла как - бы слились воедино.
- А что вы видите на груди орла?
- Какой конник? Какими качествами он должен обладать, чтобы сразить дракона?
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это - святой Георгий - Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ. В правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, чёрный змей - символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Дидактическая игра «Кто быстрее соберёт Герб России»
Дети делятся на 2 команды и собирают герб из 10 частей.
Сегодня мы открыли для себя, что такое герб, как выглядит герб России. А всегда ли герб был таким как сейчас? (Слайд№13) Воспитатель показывает изображение герба при Александре 1, герб рода Романовых и герб СССР. (Союза Советских Социалистических Республик)
- Как вы думаете, где мы можем увидеть герб России?
Герб устанавливают на границе, на специальных пограничных столбах. Герб мы видим на денежных знаках. Он необходим и для печатей, которые подтверждают подлинность важных документов.
Я предлагаю вам каждому сделать для себя еще одно открытие. Мы поиграем в серьезную игру «Граница». Я - пограничник. А вы - туристы. Чтобы въехать в нашу страну нужно, знать и отличать её герб. Через границу пройдёт тот, кто правильно выберет изображение тех предметов, которые принадлежат России?
Дети подходят к столику, где под салфеткой заранее спрятаны картинки с изображением денег и документов разных государств.
Дети выбирают, рассматривают, объясняют.
- Молодцы! А теперь давайте вспомним, кому мы должны были помочь?
- О чем он просил?
- Какое открытие вы сделали?
- Что нового узнали?
- Что было самым интересным?
- Что мы напишем Незнайке?
- Ребята, вы знаете, у меня родилась интересная идея? Писать многие из вас еще не умеют, а вот рисовать все. Что если нам создать эмблему своей группы. У России есть герб, по которому её отличают от других стран. А мы создадим символ своей группы, свой герб. Согласны? Когда создают герб, используют разные предметы, которые очень значимы для человека. Предлагаю каждому подумать, что можно нарисовать на эмблеме нашей группы?
Дети разговаривают, вновь рассматривают гербы. Самостоятельное творчество детей. (Рисование герб своей группы.). Оформление выставки детского творчества.
Используемая литература:
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ.2005.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007
- ЗыряноваЛ.Н., Лужбина Т.В.- Занятия по развитию речи в ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
- Семёнова, М.В. Мы – славяне! / М.В. Семёнова. – СПб. Паритет, 1999.
- Формирование художественно- речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки/авт.-сост.Т.М. Пименова, В.В. Архипова. – Волгоград: Учитель, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с использованием презентации в старшей группе «История создания Медного всадника».
Задачи Закрепить у детей знания о некоторых памятниках города.Познакомить детей с историей создания Медного всадника.Воспитывать любовь к своему городу и гордиться им.Ход занятия: Дети сидят полукруго...
Конспект занятия с использованием презентации в старшей группе «История создания Медного всадника».
Задачи Закрепить у детей знания о некоторых памятниках города.Познакомить детей с историей создания Медного всадника.Воспитывать любовь к своему городу и гордиться им.Ход занятия: Дети сидят полукруго...
НОД «Познание» Тема: «Герб – двуглавый орел и всадник»
Познакомить детей с государственным гербом, формировать представление о функциональном значении герба, воспитывать уважительное отношение к государственному гербу России. ...
НОД «Познание» Тема: «Герб – двуглавый орел и всадник»
Познакомить детей с государственным гербом, формировать представление о функциональном значении герба, воспитывать уважительное отношение к государственному гербу России. ...
Конспект НОД в подготовительной группе. Знакомство с символикой российского государства Тема: «Герб - двуглавый орел и всадник».
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Знакомство с символикой российского государства. Тема: "Герб - двуглавый орел и всадник"...
Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром "Двуглавый орёл и всадник" (подготовительная группа)
Цель: Знакомство детей с историей происхождения герба, его значением в прошлом и в современной жизни.Задачи:- Воспитывать патриотические чувства, любовь и привязанность к своей Родине;- Развивать чувс...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием пчелок-роботов Bee Bot «Орёл и решка»
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием пчелок-роботов Bee Bot. «Орёл и решка»...