Влияние музыкальных произведений на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
учебно-методический материал
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Влияние музыкальных произведений на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребенка эта задача становится еще более трудной. Дети не всегда понимают свои простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром. На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка.
Дошкольник полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Он умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том случае, когда очень нужно. Наиболее сильным источником переживания являются взаимоотношения с детьми и взрослыми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, сочувствие, зависть.
Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. Особенно важно воздействие музыки на человека на ранних этапах развития - в дошкольном возрасте. Поэтому тема воздействия музыки на формирование личности человека в дошкольном возрасте актуальна в наши дни.
Многообразие эмоциональных проявлений детей выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах и эмоциональных состояниях.
Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.
Выделяют следующие виды эмоциональных состояний:
- аффект;
- собственно-эмоции;
- чувства;
- настроение;
- стресс.
Рассмотрим каждое из этих эмоциональных состояний.
Аффект - мощная, бурная и кратковременная эмоциональная реакция, полностью захватывающая психику. Аффект возникает при мощном мотивационном стимуле поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. Это эмоциональное состояние препятствует нормальному разумному поведению. Аффект может оставить сильный, заметный отпечаток в долговременной памяти. Эмоциональное напряжение, возникающее в следствии аффективных реакций, может накапливаться и, если ему вовремя не дать выхода, привести к бурной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.
Собственно-эмоции - более длительное состояние. Они являются реакцией на события совершившиеся, и вероятные или вспоминаемые. Собственно-эмоции носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей.
Чувства - эмоциональное состояние, выражающее устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Чувства человека выполняют мотивирующую роль. Человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства.
Настроение - это эмоциональное состояние, отражающее поведение человека. Оно не связано с конкретной ситуацией, вызывается глобальным состоянием, т. е. настроение не предметно, а принадлежит конкретному субъекту, отражает его особенности, влияет на восприятие ситуации.
Стресс - эмоциональное состояние сильного и длительного психического напряжения. Возникает при эмоциональном перенапряжении нервной системы. Стресс нарушает нормальный ход поведения, влияет на состояние здоровья.
Эмоциональные состояния не присваиваются человеку при рождении, они возникают и развиваются в течение всей жизни. В дошкольный период происходит наиболее интенсивное эмоциональное развитие. Это связанно с развитием у детей мотивационной, познавательной и интеллектуальной деятельности. Эмоциональное развитие дошкольников наглядно характеризуют изменения во внешних проявлениях чувств. Дети осваивают умение подавлять резкие и бурные эмоциональные выражения (сдерживая слезы или скрывая страх). Совершенствуется язык чувств – дошкольники усваивают недоступные ранее жесты, мимику, позы, интонации, тонкие взгляды и движения. Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам. Дети способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Это происходит из-за того, что они не могут управлять своими чувствами. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.
Занятия музыкой и рисованием, интерес к поэзии и театру необходимы для эмоционального развития дошкольников. Музыка имеет особое значение в этом возрасте, т.к. происходит формирование личности.
Дошкольники воспринимают музыку с большой трудностью. Это связано со спецификой музыкального художественного образа и с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринять и понять развивающийся во времени музыкальный образ. Им необходима помощь для того чтобы окунуться в мир музыки, услышать её и понять. В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребёнок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких - матери, отца, бабушки, дедушки и других.
В музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Взрослые должны любить музыку, знать её, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, а также понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребёнка в мир музыки.
Необходимость работы по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста не вызывает сомнений. Одной из ключевых позиций обновления дошкольного образования является социально-личностное развитие ребенка, обеспечивающее его полноценное существование в системе «Я - мир».
Обращение к музыкальной деятельности как средству эмоционального развития не случайно, основано на понимании природы и специфики музыкального искусства. Музыка, как «один из самых эмоциональных видов искусства» (Д.Б. Кабалевский), играет важную роль в развитии эмоций детей. Воспитательные возможности музыкального искусства и особенности воздействия музыки на эмоциональную сферу человека рассматривались в области педагогики музыкального образования (Э.Б. Абдулин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, М. Викат, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, О.П. Радынова, В.Г. Ражников и др.). В работах исследователей подчеркивается, что музыка, как никакой другой вид искусства способна передавать широкую гамму человеческих эмоций и чувств.
Определяя содержание музыки, видный отечественный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». Музыка «не описывает и не показывает человеческих чувств, она непосредственно их воплощает» - считает Д.Б. Кабалевский. По мнению В.Г. Ражникова «эмоциональный образ в музыке - это явление не внешнего мира, а порожденной им эмоции». М.С. Каган отмечает, что «главным, прямым и непосредственным предметом музыкального познания является эмоциональная сторона целостной жизни человеческого духа».
Все многообразие чувств, переданных в музыке, воплощается в музыкальном образе. Музыкальный образ, по словам музыканта Э. Ансерме, «является чистым отражением чувства в зеркале звуков». Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности (интонация, тембр, темп, лад, динамика, регистр, мелодия, гармония и др.). Однако главная эмоционально-выразительная нагрузка при этом ложится на интонацию как выразительно-смысловое начало.
Интонация является носительницей эмоционального состояния, настроения, переживания, душевного движения. Эмоции, чувства и переживания человека, переданные на языке музыкальной интонации, - вот что составляет главное содержание музыки.
Важным является сложившийся в музыкальной психологии и педагогике взгляд на музыку как средство эмоционального общения, основанный на сходстве интонации в музыке и речи. Так, Б.В. Асафьев считал музыку одной из форм общественного сознания, социальным явлением и эмоциональным языком, средством общения людей, а ее формы - видами музыкального движения. Л.А. Джалагония, сопоставляя параметры сходства и различия между речью и музыкой как наиболее важными формами человеческого общения, утверждает, что особая «общительность» музыки вытекает из особенностей выразительных средств. По словам В.В. Медушевского, музыка развивает эмоциональную сферу, ибо базовые музыкальные средства устроены таким образом, что воспроизводят некоторые физические характеристики эмоциональной речи, напряженности, интенсивности, процессуальной динамики переживания, связанные с общим эмоциональным тонусом. Именно музыкальная интонация осуществляет определенный подбор звуковых средств, в какой-то мере имитирующих выразительные проявления человеческих чувств и отношений (Б.М. Асафьев).
Отмеченная исследователями способность музыки пробуждать у слушателя активную эмоциональную реакцию дает основание рассматривать ее не только как искусство интонируемого смысла, но гораздо более - со интонируемого смысла. Музыковедческие работы позволяют представить само музыкальное произведение как особую форму эмоциональной деятельности людей, которая складывается из двух взаимодополняющих компонентов: сопереживания и самовыражения.
Представленный краткий анализ природы музыкального искусства дает основание определить, что музыкальная деятельность способна:
- во-первых, затронуть, взволновать внутренний мир человека, вызвать эмоциональный отклик;
- во-вторых, побудить слушателя вступить в «эмоциональный диалог», ведущий к пониманию и осознанию своих эмоций;
- в-третьих, предоставить возможность для эмоционального самовыражения, позволяющего овладеть разнообразными экспрессивными средствами.
Исследование роли музыкальной деятельности в эмоционально-экспрессивном развитии ребенка не будет исчерпывающим без более глубокого изучения возможностей различных видов музыкальной деятельности дошкольников: восприятия (слушания), исполнительства, творчества в развитии эмоциональной экспрессии личности.
Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства (О.П. Радынова). Слушать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. Поскольку эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях (Б.В. Асафьев), то смысл музыкального произведения постигается слушателем в процессе интонирования, т.е. прослеживания за эмоциональной окраской каждой музыкальной интонации. Осмысление «чувственной программы» музыкального произведения важно для полноценного восприятия.
Таким образом, в процессе восприятия (слушания) музыкальных произведений складываются условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, способности определять эмоции и чувства, которые она вызвала, дифференцировать, различать и обозначать их словом.
Исходя из того, что для музыки свойственно эмоциональное содержание и «эмоции человека отражаются, прежде всего, в его голосе» (В. К. Вилюнас), Гребенщикова Т.В. рассматривает певческую деятельность как внешнее выражение определенной эмоции, воплощенной в музыкальном произведении. Свойство голоса человека передавать другим людям эмоциональное настроение в наивысшей степени находит свое выражение в пении - особой форме звуковой речи человека, отличающейся ярко выраженной эмоциональностью. Интонация голоса находится в тесной связи с наглядной выразительностью лица, его мимикой в певческом процессе. Являясь фактором непосредственного эмоционального общения, певческая деятельность позволяет исполнять музыкальное произведение в его эстетической целостности - единстве внутреннего переживания содержания и его внешнего, экспрессивного выражения. Следовательно, в певческой деятельности становится возможным достижение целостности эмоционально-экспрессивного развития детей.
Внешнее выражение переживаний, вызванных музыкальным произведением, через выразительные движения происходит в таком виде музыкальной деятельности детей, как музыкально-ритмическая. В ней коммуникативная направленность музыки ощущается не только через музыкальную интонацию, но и «показывается», приобретает видимые очертания. Дошкольники подвижны, и поэтому у них возникает естественная двигательная реакция на звучащую музыку. При таком активном, двигательном восприятии ребенок глубже и точнее прочувствует эмоциональное содержание произведения. Изменение характера музыки, появление каких-то новых оттенков, интонаций в том же характере непременно влечёт за собой и изменение характера движений. В зависимости от музыки движения выполняются то плавно, то отрывисто; то спокойно, то энергично, подъёмно; с разной силой, объёмом, амплитудой, степенью эмоциональной насыщенности. Движения выступают средством передачи эмоционального содержания произведения, своего рода невербальным средством самовыражения. Интересный взгляд на танец как на экспрессивную модель выражения личности, включенной в определенный социально-психологический контекст, представлен в работе Т.А. Шкурко. В результате сравнения экспрессивного поведения и танца автор приходит к выводу, что танец является особой формой экспрессивного поведения. Поэтому данный вид музыкальной деятельности содержит уникальные возможности для обогащения экспрессивного репертуара личности ребенка дошкольного возраста.
Эмоциональная выразительность присуща и такому виду музыкальной деятельности дошкольников как игра на детских музыкальных инструментах. Дети активно осваивают выразительные возможности музыкальных инструментов и используют их в передаче образа музыкального произведения. Обучаясь игре на инструменте, ребенок имеет возможность овладеть разнообразными способами извлечения звуков (легко, плавно, нежно, отрывисто, с нажимом и т.п.) для передачи характера музыкального произведения. Причем, поиск способов выразительного исполнения произведения, основывается на «про чувствовании» музыкального образа, его эмоционального содержания.
Большие возможности для эмоционального развития заложены в творческой музыкальной деятельности. Эмоциональная приподнятость - важная черта творческой деятельности. Своеобразное переживание, которое именуется обычно вдохновением, выражается у детей в форме особого эмоционального подъема. В этом виде деятельности создаются благоприятные возможности для эмоционального раскрепощения и самораскрытия ребенка. Самый доступный для детей вид музыкального творчества - импровизация, когда сочинение и исполнение музыки происходят одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли». Сущность творчества, отраженного в импровизации, составляет непосредственная эмоциональная реакция. Толчком к самовыражению становятся эмоции и интуиция, т. е. сама сущность психики ребенка дошкольного возраста. Сочинению ребенка присущ индивидуальный «почерк», собственное отношение и адекватность выразительно-изобразительных средств воплощения образа.
Таким образом, в творческой музыкальной деятельности создаются все условия для развития экспрессивного «Я личности» ребенка.
Теоретический анализ возможностей музыкальной деятельности в эмоционально-экспрессивном развитии дошкольников, позволил определить, что каждый вид музыкальной деятельности оказывает определенное влияние. В процессе музыкального восприятия (слушания) происходит обогащение ребенка новыми яркими эмоциями и чувствами, становится возможным их осознание и дифференциация. В музыкальном исполнительстве (пении, музыкально-ритмической деятельности, игре на музыкальных инструментах) создаются благоприятные условия для освоения дошкольниками разнообразными экспрессивными средствами, обогащения экспрессивного репертуара личности (мимики, пантомимики, вокальной интонации), овладения выразительными возможностями собственного тела. В творческой музыкальной деятельности ребенок получает возможность раскрыть себя, продемонстрировать самобытный индивидуально-неповторимый рисунок экспрессивного самовыражения [7].
Таким образом, музыка является одним из главных источников формирования эмоциональной сферы детей-дошкольников. В результате музыкального воздействия улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, снижается уровень тревожности, дети становятся менее раздражительными. Музыка способствует появлению позитивных эмоций и чувств, что необходимо для гармоничного развития личности детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия»
2. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии / А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - Ростов-на-Дону
3. Гребенщикова, Т.В. Музыкальная деятельность как средство эмоционально-экспресивного развития дошкольников / Т.В. Гребенщикова - [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-emotsionalno-ekspressivnogo-razvitiya-doshkolnikov
4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. — СПб.: Питер
5. Ермолаева, Е.А. Влияние музыки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста / Е.А. Ермолаева - [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://econf.rae.ru/pdf/2014/11/3816.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
«Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»...
"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возрастаФольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка. Детский фольклор представляет собо...
Влияние сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Важным средством развития внутреннего эмоционального мира дошкольников является сказка. Это кладезь ресурсов, которые нужно увидеть и использовать. Данная статья может быть использована как консультац...
подбор музыкальных произведений для эмоционального развития детей
Музыка в представлениях дошкольника о различных эмоциональных состояниях и чувствах...
Консультация для педагогов «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
Консультация составлена для педагогов на основе изученной литературы по теме «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей "Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"
Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников. Процессы восприятия...