Презентация "В память о детях блокадного Ленинграда"
презентация к уроку (подготовительная группа)
Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далекие дни Великой Отечественной войны. Война коснулась не только взрослых, но и детей...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Война… Она ворвалась в мирную жизнь нашей страны 22 июня 1941 года.
Сотни тысяч бомб и снарядов обрушили захватчики на советские города и сёла в первые же дни войны.
8 сентября 1941 года немецко-фашистские дивизии, преодолев, героическое сопротивление наших солдат и мирных жителей, вышли к окраинам города, который назывался Ленинградом.
Почти одновременно с артиллерийскими обстрелами начались бомбардировки Ленинграда вражеской авиацией. 8 сентября на город было сброшено 6327 зажигательных и 48 фугасных бомб, в результате чего в различных районах вспыхнули 183 пожара.
Фашисты хотели захватить наш город, на Дворцовой площади провести парад фашистских войск , но просчитались фашистские генералы, на их пути встали мужественные ленинградцы. Они не только не пустили в Ленинград фашистов, но и мужественно воевали, защищали Ленинград.
Немецкое тяжелое осадное орудие, обстреливавшее Ленинград .
Хотели враги Ленинград уничтожить, Стереть этот город с земли. Сломить этот город, прорвать оборону Фашисты никак не смогли.
Началась страшная 900-дневная блокада.
Ленинград находится там, где нарисован красный круг. Слева – Финский залив, справа – Ладожское озеро. А сверху и снизу город окружен черными крестами. Что это значит? Почему они появились на карте? Ломаный чёрный крест- это фашистский знак. И называется он «свастика». На всех знаменах, технике фашистов была изображена свастика. За границей свастики земля нарисована коричневой. Это значит, что ее захватили фашисты. А где стояли наши войска, Красная Армия, нарисованы звезды. Это так близко подошли враги к нашему городу, что могли обстреливать из пушек все улицы. Посмотрите, враги не просто подошли близко к городу. Фашистам удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать никто не может в окруженный город. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. А когда город окружен врагами, это и значит , что он в блокаде .
В городе оставалось около трёх миллионов жителей, в том числе около 400 тысяч детей. Запасов продовольствия было на 1-2 месяца. Город всё время обстреливался из орудий, его бомбили самолёты. В городе не было водопровода, а тем более горячей воды. Трубы были разрушены бомбёжкой. Набирали воду на Неве. В воронках от снарядов.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья. На детских санках, узеньких, смешных, в кастрюльках воду голубую возят, дрова и скарб, умерших и больных… (О. Берггольц )
Продукты жителям города выдавались по карточкам
Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941г. они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и ИТР получали по 250г. хлеба, а служащие, иждивенцы и дети по 125г. в день.
И даже эти кусочки хлеба были неполноценными. Рецепт ленинградского хлеба тех дней: мука ржаная, дефектная – 50%, жмых – 10%, соевая мука – 5%, отруби – 5%, солод – 10%, целлюлоза – 15%. Для сравнения: Рецепт белого пшеничного хлеба в наши дни : Теплая вода 285 мл молоко 115мл Подсолнечное масло 2 ст.л. Соль 2 ч.л. Сахар 1,5 ст.л Пшеничная .мука 640гр. Сухие дрожжи 4 ч.л.
К концу 1941 года в детские дома начали массово поступать дети, родители которых погибли при защите города под обстрелами и бомбами или умерли от истощения и холода в первую суровевшую блокадную зиму.
Детям было хуже ,чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда .
Детский запас слов горько пополнился словами «бомбежка», «артобстрел», «воздушная тревога», «эвакуация», «хлебная карточка», «бомбоубежище»… Но, несмотря на невероятные тяготы, ленинградские ребята не забывали свои прежние увлечения. А особенно маленькие, не забывали о своих игрушках. С самыми любимыми они не расставались даже в бомбоубежищах.
Больно было видеть детей за столом, как они ели. Суп они ели в два приема: вначале бульон, а потом все содержимое супа. Кашу и кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали их в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть его после третьего блюда и наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину.
В блокадном городе в самую страшную зиму 1941/42 г. работало 39 школ . Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.
Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. В не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».
В ШКОЛЕ Девчонка руки протянула И головой - На край стола ... Сначала думали - Уснула, А оказалось - умерла. Ее из школы на носилках Домой ребята понесли. В ресницах у подруг Слезинки То исчезали, то росли. Никто Не обронил ни слова. Лишь хрипло, сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Занятья - После похорон. .
Подростки работали на оборонных предприятиях, как взрослые
«В госпиталях было много раненых, и нас, школьников, возили выступать с концертами. Пели, читали стихи, танцевали. Я пела песню в паре с одноклассницей Майей Красновой «С далекой я заставы, где в зелени дом и скамья…»В большом зале раненые, сидячие и лежачие, слушали нас, в их глазах было столько добра. Ведь у многих из них дома оставались такие же дети». ( из воспоминаний Денисовой В. В..)
Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.
На этом фоне беспрецедентным событием в обороняющемся городе явилась организация для детей в первых числах января 1942 года новогодних праздничных елок.
Значение Новогодней елки в блокадном Ленинграде, наверное, невозможно переоценить — в условиях голодной зимы, в блокированном городе дети ждали праздник. Благодаря Елке дети очнулись, улыбнулись, возможно, даже выжили. Новогодние елки вселяли веру в победу над врагом.
22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге, которая получила название «Дорога жизни». Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Зимой эвакуировали население и доставляли продукты питания. Всего эвакуировали около миллиона человек.
Благодаря перевозкам по застывшей Ладоге, уже 25 декабря 1941 года суточный паек хлеба в осажденном Ленинграде подняли... со 125 до 200 граммов. Но как было объяснить детям, что кроме этого они не получат ничего?!
Дорога Жизни Чтобы спасти ленинградцев, Зимой в сорок первом году. С хлебом шли в город машины, По Ладоге, прямо по льду. Бомбежки, метели, заносы… Уходят машины под лед, Но каждый шофер твердо верил, Что город любимый спасет.
18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились, прорвав блокаду Ленинграда. Но только через год и 10 дней, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада города-героя. Именно этот день объявлен в стране Днем воинской славы. За город шли жестокие бои, За Родину солдаты воевали, И в январе, разбив врага, Кольцо блокадное прорвали.
«Цветок Жизни» На искусственном холме установлен цветок из бетона. На «лепестках» цветка – слова известной песни «Пусть всегда будет солнце». На кургане установлены восемь бетонных плит с выбитыми на них словами из дневника Тани Савичевой. Вокруг монумента высажено девятьсот берёзок – по числу блокадных дней, пережитых Ленинградцами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/18/picture-436862-1397840797.jpg)
Презентация для детей младшего дошкольного возраста "Дети блокадного Ленинграда"
Презентация для детей младшего дошкольного возраста "Дети блокадного Ленинграда"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-361112-1481649510.jpg)
Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"
Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/05/picture-1089745-1543991913.jpg)
СТАТЬЯ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА"
ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДАСЛАЙД 2-4:Восьмого сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871 – дневная блокада города на Неве. В...
Презентация "Дошкольникам о детях блокадного Ленинграда"
материал разработан для детей старшего дошкольного возраста, образовательная область " Социально-коммуникативное развитие"...