Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Салькова Екатерина Дмитриевна

Консультация для родителей , как приучить своего ребенка читать

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста



Художественная литература играет большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышления, воображения, памяти, внимания, восприятия.


Для разного возраста имеются свои рекомендации:

Для малышей второго года жизни полезно, когда текст сопровождается движениями, его проще понять и легче запомнить. Это потешки, стишки с использованием пальчиковых игр.


В возрасте 2-3 лет нужны книжки с картинками и не загруженные текстом.


К четырем годам словарный запас уже достаточно широк. В этом возрасте интересны фольклорные произведения, былины, различные сказочные истории. Ребёнок уже может вполне провести четкую границу между правдой и вымыслом.


Что касается пяти - шестилетних детей, необходимо подбирать хорошие детские книги, пусть они будут как можно более разнообразны по жанру, стилю и сюжетам.



Рекомендации для родителей «Как развивать у ребенка интерес к чтению»

Основная роль в приобщении детей к чтению принадлежит, прежде всего, семье и родителям ребенка. Чтобы привить своему малышу интерес к книгам, необходимо соблюдать ряд несложных, но очень важных правил:
1. В первую очередь необходимо тщательно подойти к выбору подходящей для детского чтения книги:
• Размер книги должен быть не очень большим или маленьким, чтобы ребенку удобно было и самому полистать книгу и рассмотреть картинки.
• Страницы книги должны быть из плотной, качественной бумаги, белого или бежевого оттенка, что является наиболее комфортным для зрения.
• Переплёт в книге может быть твёрдым или мягким, с хорошо прошитыми страницами.
• Книга должна соответствовать требованиям экологической безопасности, она не должна сильно пахнуть типографской краской, не должна оставлять отпечатки краски на руках, что может привести к возникновению аллергии.
• Иллюстрации книги должны содержать яркие, красивые, реалистичные картинки и рисунки, чтобы привлечь и удерживать внимание ребенка к развивающемуся сюжету.
• Содержание книги должно соответствовать интересам и потребностям ребенка, его возрастным особенностям. Изложение текста должно быть увлекательным и доступным для понимания детей.

2. Оформите дома книжную полку с детскими книгами – яркими, красивыми и очень интересными. По возможности, пополняйте её новыми книгами. Сначала вы сами будете брать оттуда книги и читать детям. С возрастом ребенок обязательно проявит интерес к ним, будет листать и рассматривать их, а затем и читать самостоятельно.

3. Приучайте ребенка к художественной литературе с самого раннего возраста. Даже дети первого года жизни с удовольствием слушают произведения литературы, особенно в стихотворной форме. Пусть они не в состоянии воспринять в этом возрасте смысл прочитанного, но они получают бесценный опыт живого общения со взрослым, учатся воспринимать и различать звуки, ритмическую структуру нашей речи, различные интонации в голосе своей мамы. Подрастая, малыши начинают понимать и смысл стихов и сказок, развивается их слуховое внимание и память, фантазия и словесно-логическое мышление.

4. Читайте ребенку всегда, когда есть возможность – в очереди в поликлинике, после прогулки, перед обедом, в самолете или поезде. Введите обязательный ритуал чтения перед сном. Каждый вечер, когда ребенок не очень хочет ложиться спать, почитайте ему интересную сказку или рассказ. Это успокоит ребенка и поможет ему быстрее уснуть.

5. По возможности, никогда не отказывайте, если малыш просит почитать ему книгу. Даже если у вас совсем нет времени, хотя бы одну страничку в день.

6. Не бойтесь читать детям длинные произведения, по одной или несколько главе в день, это развивает память и внимательность, поддерживает их познавательный интерес.

7. Обсуждайте с ребенком прочитанные произведения – что ему понравилось и запомнилось, почему так, а не иначе поступил герой, чему учит эта книга. Попросите нарисовать иллюстрацию.

8. Подавайте ребенку образец собственным примером – введите привычку читать книги, обсуждать их с другими членами семьи, обмениваться книгами со своими друзьями.

9. Очень интересным и полезным для всех досугом будет семейных поход в библиотеку. Ребенок может в детском зале выбрать ту книгу, которую он хочет послушать, а в будущем и самостоятельно почитать.

10. Приучайте ребенка бережно относиться к книге: не заворачивать страницы, не рисовать в ней, не рвать листочки, не разбрасывать книги на полу, не брать их грязными руками, своевременно чинить порванную книгу.

Соблюдая эти несложные правила, вы обязательно заинтересуете своего ребенка чтением книг и сформируете в нем будущего читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению р...

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...

"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста".

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. ...