Картотека игр-ситуаций
картотека (младшая группа)
Картотека игр для формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr-situatsiy.docx | 47.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
«Игры- ситуации по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет»
Разработала:
воспитатель Фирсова О. В.
1.Игра - ситуация «Купаем куклу Катю».
Цель: формировать у детей доброе отношение к кукле Кате.
Помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, полотенце, мыльница, намыливать, смывать, вытирать, горячая, теплая, холодная вода.
Ход игры.
1. Получение детьми посылки и письма от Мойдодыра, в котором он рассказывает о том, что в нашей группе есть кукла, у которой руки, лицо и ноги чумазые. И просьба Мойдодыра показать ей, как надо умываться.
2. Поиск грязной куклы и обращения ей словами «Ах, ты, девочка чумазая…» (подвести детей к тому, что куклу надо выкупать).
3. Подготовка и рассматривание всего необходимого для купания куклы (побуждение детей к проговариванию).
4. Купание куклы и чтение стихотворения С. Капутикян «Хлюп –
Хлюп».
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется, причешется, оденется.
2. Игра-ситуация «Купаем Зайку».
Цель: формировать у детей доброе отношение к Зайке.
Помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, полотенце, мыльница, намыливать, смывать, вытирать, горячая, теплая, холодная вода.
Ход игры.
1. Получение детьми посылки и письма от Мойдодыра, в котором он рассказывает о том, что в нашей группе есть Зайка, у которого лапки и мордочка чумазые. И просьба Мойдодыра показать ему, как надо умываться.
2. Поиск грязного зайки и обращения к нему со словами «Ах, ты, зайчик чумазый…» (подвести детей к тому, что зайчика надо выкупать).
3. Подготовка и рассматривание всего необходимого для купания зайчика (побуждение детей к проговариванию).
4. Купание Зайчика и чтение стихотворения С. Капутикян «Хлюп –
Хлюп».
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машеньку,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется, причешется, оденется.
3. Игра-ситуация «Купаем Мишку».
Цель: формировать у детей доброе отношение к Мишке.
Помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, полотенце, мыльница, намыливать, смывать, вытирать, горячая, теплая, холодная вода.
Ход игры.
1. Получение детьми посылки и письма от Мойдодыра, в котором он рассказывает о том, что в нашей группе есть Мишка, у которого лапки и мордочка чумазые. И просьба Мойдодыра показать ему, как надо умываться.
2. Поиск грязного мишки и обращения к нему со словами «Ах, ты, Мишка чумазый…» (подвести детей к тому, что мишку надо выкупать).
3. Подготовка и рассматривание всего необходимого для купания зайчика (побуждение детей к проговариванию).
4. Купание Зайчика и чтение стихотворения С. Капутикян «Хлюп –
Хлюп».
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька помоется, причешется, оденется.
4. Игра-ситуация «Соберём куклу Катю гулять».
Цель:
1. Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.
2. Закрепить представления детей об одежде, назначении вещей.
3. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.
4. Активизировать словарь детей: колготки, кофта, шапка, шарф, штаны, пальто, обувь;
обогащение словаря: надеть, застегнуть, завязать.
Ход игры.
1. Чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда» :
Наденем на ножки
Новые сапожки,
Пустим по дорожке.
Будет Катенька ходить,
Сапожки новые носить.
2. Сообщение воспитателя о том, что Катя уже позавтракала и хочет гулять (подвести детей к выводу, что надо одеть куклу на прогулку).
3. Показ и рассматривание новой одежды куклы Кати.
4. Совместная деятельность воспитателя с детьми : последовательное одевание куклы на прогулку ( чтение потешек: «Моя Катя маленька…»; «На дворе большой мороз…»; «Вот они сапожки…»).
Моя Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
…
На дворе большой мороз,
Отморозит кукла нос,
Теплый шарфик нужен ей,
Чтоб укрыться потеплей.
…
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки:
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
Вот так хорошо.
5.Игра-ситуация «Соберём куклу Ваню гулять».
Цель:
1. Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.
2. Закрепить представления детей об одежде, назначении вещей.
3. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.
4. Активизировать словарь детей: колготки, кофта, шапка, шарф, штаны, пальто, обувь;
обогащение словаря: надеть, застегнуть, завязать.
Ход игры.
1. Чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда» :
Наденем на ножки
Новые сапожки,
Пустим по дорожке.
Будет Катенька ходить,
Сапожки новые носить.
2. Сообщение воспитателя о том, что Ваня уже позавтракал и хочет гулять (подвести детей к выводу, что надо одеть куклу на прогулку).
3. Показ и рассматривание новой одежды куклы Вани.
4. Совместная деятельность воспитателя с детьми : последовательное одевание куклы на прогулку ( чтение потешек: «Моя Катя маленька…»; «На дворе большой мороз…»; «Вот они сапожки…»).
Моя Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
…
На дворе большой мороз,
Отморозит кукла нос,
Теплый шарфик нужен ей,
Чтоб укрыться потеплей.
…
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки:
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
Вот так хорошо
6.Игра-ситуация « Кукла Катя проснулась».
Цель:
1. Помочь детям вспомнить последовательность процесса одевания.
2. Закрепить названия предметов одежды.
3. Воспитывать заботливое отношение к кукле – партнеру по игре.
4. Активизация словаря детей: майка, трусики, колготки, платье, туфли; обогащение словаря: снять, свернуть, положить, одеть, застегнуть, завязать.
Ход игры.
1. Воспитатель обращает внимание детей на проснувшуюся куклу и читает потешку «Тяги-тяги-потягушеньки…» (предложить детям помочь кукле вставать с постели).
«Тяги – тяги – потягушеньки…»
Тяги, тяги, потягушеньки,
На дитя порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!
Расти, сынок,
Словно крепкий дубок!
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми: застилание кукольной постели.
3. Напомнить детям, что кукле надо умыться. Умывание куклы и чтение потешки «Водичка, водичка…».
4. Одевание куклы (побуждение детей к проговариванию).
5. Самостоятельные игры с куклой.
7.Игра-ситуация «Научим куклу Катю раздеваться».
Цель: Помочь детям запомнить последовательность раздевания; учить их аккуратно вешать и складывать одежду. Активизация словаря детей: шарф, шапка, пальто, обувь, кофта, штаны; обогащение словаря: снять, повесить, положить, поставить.
Ход игры.
1. Воспитатель говорит, что кукла Катя вернулась с прогулки (подвести детей к выводу: «Надо помочь кукле Кате раздеться после прогулки».
2. Предложить детям рассказать кукле, в каком порядке надо раздеваться и складывать вещи в шкаф (раздевание сопровождать чтением стихотворения З. Александровой «Катя в яслях»; а складывание – чтением стихотворения А. Барто «Маша – растеряша».
З. Александрова
«Катя в яслях».
Раз, два, три, четыре, пять:
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Катя саночки везет
От крылечка до ворот.
А Серёжа на дорожке
Голубям бросает крошки.
… Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики,
Ножками топочут,
Весело хохочут.
Почему не пляшет
Новенькая наша?
Катя к новенькой идет,
В хоровод ее ведет.
… Огни погасли,
Уснули ясли:
И Лида, и Катя,
И куклы в кровати.
Только Мишка не спит,
На окне сидит;
Глядит на луну:
"Никак не усну!"
8. Игра-ситуация «Поведение за столом». (1)
Цель:
1. Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
2. Познакомить детей с названиями предметов столовой посуды.
3. Активизировать речь детей: скатерть, посуда, салфетница; обогащение словаря: накрыть, постелить, поставить.
Ход игры.
1. Предложить детям покормить Катю обедом ( поставить перед детьми вопрос: «А что для этого надо?». Выслушать предложения детей.
2. Совместная деятельность детей и воспитателя : выбор и рассматривание столовой посуды, обговоривая ее предназначения (побуждать детей к проговариванию), как правильно сидеть за столом и пользоваться ложкой, есть молча.
3. Сервировка стола.
4. Обед. Пожелание приятного аппетита кукле.
9.Игра-ситуация «Поведение за столом». (2)
Цель:
1. Формировать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к Мишке.
2. Познакомить детей с названиями предметов столовой посуды.
3. Активизировать речь детей: скатерть, посуда, салфетница; обогащение словаря: накрыть, постелить, поставить.
Ход игры.
1. Предложить детям покормить Мишку обедом ( поставить перед детьми вопрос: «А что для этого надо?». Выслушать предложения детей.
2. Совместная деятельность детей и воспитателя : выбор и рассматривание столовой посуды, обговаривая ее предназначения (побуждать детей к проговариванию), как правильно сидеть за столом и пользоваться ложкой, есть молча.
3. Сервировка стола.
4. Обед. Пожелание приятного аппетита Мишке.
10.Игра-ситуация «Поведение за столом». (3)
Цель:
1. Формировать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к Зайке.
2. Познакомить детей с названиями предметов столовой посуды.
3. Активизировать речь детей: скатерть, посуда, салфетница; обогащение словаря: накрыть, постелить, поставить.
Ход игры.
1. Предложить детям покормить Зайку обедом ( поставить перед детьми вопрос: «А что для этого надо?». Выслушать предложения детей.
2. Совместная деятельность детей и воспитателя : выбор и рассматривание столовой посуды, обговаривая ее предназначения (побуждать детей к проговариванию), как правильно сидеть за столом и пользоваться ложкой, есть молча.
3. Сервировка стола.
4. Обед. Пожелание приятного аппетита Зайке.
11.Игра-ситуация «Девочка чумазая».
Цель формировать у детей доброе отношение к кукле;
помочь запомнить и активизировать в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, полотенце, мыльница, намыливать, смывать, вытирать, горячая, теплая, холодная вода.
Ход игры:
1. Получение детьми посылки и письма от Мойдодыра, в котором он рассказывает о том, что в нашей группе есть кукла, у которой руки, лицо и ноги чумазые. И просьба Мойдодыра показать ей, как надо умываться.
2. Поиск грязной куклы и обращения ей словами «Ах, ты, девочка чумазая…» (подвести детей к тому, что куклу надо выкупать).
3. Подготовка и рассматривание всего необходимого для купания куклы (побуждение детей к проговариванию).
4. Купание куклы и чтение стихотворения А Барто «Девочка чумазая» — Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я на солнышке
лежала,
руки кверху
держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.
— Я на солнышке
лежала,
нос кверху
держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
12.Игра-ситуация "Аккуратная причёска" (кукла Катя)
Цель: формировать умение правильно держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла Катя.
Ход игры:
1.Предложить ребенку рассмотреть куклу Катю и обратить внимание на ее прическу: "Посмотри, какая у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!"
2. Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы ребенка и говорит: «Теперь попробуй сам причесать свои волосы», дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз.
3.В конце расчесывания просит ребенка: «Посмотри в зеркало, ты стал таким же красивым, как кукла Катя».
13.Игра-ситуация "Аккуратная причёска" (кукла Маша)
Цель: формировать умение правильно держать расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла Маша.
Ход игры:
1.Предложить ребенку рассмотреть куклу и обратить внимание на ее прическу: "Посмотри, какая у куклы Маши красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!"
2. Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы ребенка и говорит: «Теперь попробуй сам причесать свои волосы», дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз.
3.В конце расчесывания просит ребенка: «Посмотри в зеркало, ты стал таким же красивым, как кукла Маша».
14. Игра-ситуация "Чистый нос"
Цель: формировать у ребенка умение пользоваться индивидуальным носовым платком.
Ход игры:
1.Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла кукла Оля и принесла с собой носовой платочек. А что делать с ним не знает. Давайте ей поможем научиться пользоваться платочком»
2 Воспитатель произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
«Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывая действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять!» (убирает платок в карман).
3..Воспитатель предлагает детям показать, как они умеют пользоваться носовым платком и научить куклу Олю.
4.Воспитатель: «Молодцы ребятки, вы научились вытирать нос платочком и помогли кукле Оле».
15.Игра-ситуация "Чистый нос" (Зайчик)
Цель: формировать у ребенка умение пользоваться индивидуальным носовым платком.
Ход игры:
1.Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришёл Зайчик и принёс с собой носовой платочек. А что делать с ним не знает. Давайте ему поможем научиться пользоваться платочком»
2 Воспитатель произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
«Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывая действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять!» (убирает платок в карман).
3..Воспитатель предлагает детям показать, как они умеют пользоваться носовым платком и научить Зайчика.
4.Воспитатель: «Молодцы ребятки, вы научились вытирать нос платочком и помогли Зайчику».
16.Игра-ситуация «Сухие рукава» (кукла Маша)
Цель: формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем.
Ход игры.
1.Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша и хочет вам что то показать».
2.Предложить детям рассмотреть куклу и обратить внимание, что у куклы Маши закатаны рукава.
3.Показывает детям, как правильно закатывать рукава, демонстрируя это на кукле.
4.Воспитатель: «Теперь, ребята, попробуем сами закатать рукава ваших платьев и рубашек» .
5.Воспитатель предлагает детям поблагодарить куклу Машу за помощь.
17.Игра-ситуация «Сухие рукава» (кукла Катя)
Цель: формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем.
Ход игры.
1.Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя».
2.Предложить детям рассмотреть куклу и обратить внимание, что у куклы Кати закатаны рукава.
3.Показывает детям, как правильно закатывать рукава, демонстрируя это на кукле.
4.Воспитатель: «Теперь, ребята, попробуем сами закатать рукава ваших платьев и рубашек» .
5.Воспитатель предлагает детям поблагодарить куклу Катю за помощь.
18.Игра-ситуация «Найди пару»
Цель: формировать у ребенка умение определять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.
Ход игры:
1.Воспитатель предлагает детям игровую ситуацию: "Маша - растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т.д.
2.Предложить детям помочь Маше найти нужную пару обуви.
Воспитатель показывает один ботинок и предлагает найти его пару и т.д.
3.Предложить детям (ребёнку) примерить Маше найденную обувь.
4.Предлохить каждому ребенку снять с одной ноги сандаль и поставить в ряд.
5.Воспитатель называет имя ребенка и предлагает ему найти свою пару обуви.
19.Игра-ситуация «Найди пару» (кукла Катя)
Цель: Учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.
Ход игры:
1.Воспитатель предлагает детям игровую ситуацию: "Катя - растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т.д.
2.Предложить детям помочь Кате найти нужную пару обуви.
Воспитатель показывает один ботинок и предлагает найти его пару и т.д.
3.Предложить детям (ребёнку) примерить Кате найденную обувь.
4.Предложить каждому ребенку снять с одной ноги сандаль и поставить в ряд.
5.Воспитатель называет имя ребенка и предлагает ему найти свою пару обуви.
20.Игра-ситуация «Мыло душистое».
Цель: побуждать самостоятельно брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца.
Ход игры.
1.Воспитатель предлагает ребенку подойти к умывальнику.
2.Встаёт за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании, используя потешку: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сам(а) …………. (воспитатель называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!»
3.В конце игры воспитатель хвалит ребенка, обращая внимание на чистые руки ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека проблемных ситуаций
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....
Картотека проблемных ситуаций по математике
проблемные ситуации...
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...
Учебно-методическое пособие "Картотека игр - ситуаций"
Помните, что ребенок приобретает знания посредством игр и воображения....
Картотека проблемных ситуаций
Картотека проблемных ситуаций...
Картотека проблемных ситуаций по ПДД
Проводим дома время с пользой....
Учебно-методический материал "Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности для старших дошкольников"
Картотека проблемных ситуаций поможет воспитателям показать зависимость между нарушением определенных правил и возникновением опасности....