Использование игр с математическим содержанием"
консультация (младшая группа)

Маланова Елена Константиновна

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igr_s_matematicheskim_soderzhaniem.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр с математическим содержанием"

Воспитатель высшей категории:

Маланова Е.К

             Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что обучение в процессе образовательной деятельности, в повседневной жизни, дидактических играх и упражнениях при условии и наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у детей раннего возраста основных математических представлений и развитие математического мышления.

          У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период детей учат разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях.  Поэтому формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

           С детьми второго, третьего года жизни  не проводятся специальные игровые занятия по развитию математических представлений. Условия, способствующие развитию математических представлений,  создаются в ходе игр по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также в свободной деятельности, и во время прогулок. Прогулки дают богатый материал для развития математических представлений.

          Для ознакомления с простейшими знаниями о количестве на начальном этапе привлекается внимание к группам однородных игрушек, побуждать рассмотреть их, уточнить название. Например, рассматривая мячи, задать вопрос: «Что это?». После этого перейти к понятию количества, сказав: «Как много у нас мячей!». В следующий раз привлекать детей к активному участию в создании группы из однородных предметов.

          Важно, чтобы группы предметов создавались из однородных игрушек одинаковых по всем признакам: цвета, формы, величины и материала. По мере того как дети овладеют умением образовывать группы однородных предметов, понимать и отвечать на вопрос со значением «Сколько?», ставим следующие задачи: различать и называть неравные по количеству группы, обозначая их словами: много – один, много – мало. С целью закреплений понятий «один, много, мало», используем народные игрушки (матрешки, неваляшки, деревянные ложки, башенки), пальчиковые игры, подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций. Обращаем внимание, чтобы дети не только показывали предметы, но и называли их.

           Для освоения у детей начальных представлений о величине и форме предметов окружающего мира, обратить  внимание на размер предметов. Например, показать большую матрешку и, передав ее в руки ребенка, говорим: «Матрешка большая». После того как ребенок исследовал большую матрешку, передаем ему маленькую матрешку и комментирую: «Это маленькая». Можно поставить две матрешки на стол и сравнить, а затем попросить ребенка показать, где большая или маленькая матрешка. Для знакомства с формой предметов используем игрушки, имеющие ярко выраженную форму сенсорных эталонов. Чтобы дети научились различать и называть предметы по форме, например, шарик и кубик, учим их сравнивать. Показываем, что шарик катится с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки. Из шариков нельзя построить башенку, прикладываем шарик на шарик, а из кубиков можно. Просим ребенка самому попытаться построить башню вначале из шариков, а потом из кубиков. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы использовать прием обведения контура предмета пальцем ребенка.

       Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра.

Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости. С целью развития представлений о величине и форме предметов с детьми проводим разнообразные манипулятивные действия с предметами: собирание шариков и кубиков, разбирание и собирание игрушек-вкладышей – матрешки, грибочки, бочонки, собирание пирамидки, соотнесение предметов с фигурными отверстиями , составление разрезных картинок из двух частей, мазайки .

 . Такие дидактические игры также способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.

         

          Элементарные знания о величине, форме, количестве уточняются, закрепляются и в повседневной жизни детей. Например, во время сборов на прогулку можно спросить, все ли пуговицы застегнуты, сколько петель, сколько пуговиц, какой они формы.

Развитие ориентировок в пространстве является важным условием общего развития ребенка, поэтому в раннем возрасте, у ребенка необходимо накапливать опыт восприятия ближайшего пространственного окружения.

           Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребенка. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием развивающих игр математического содержания .Тема: «Математическое королевство».

Цель: Развитие математических способностей.Задачи:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, с...

Развитие логических операций мышления у старших дошкольников в процессе использования проблемных ситуаций математического содержания.

Использование проблемно-  практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для повышения уровня  развития логического мышления старших дошкольников....

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Использование игр с математическим содержанием в работе с детьми дошкольного возраста»

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологии обучения. Разработка и внедрение ...

Использование игр с математическим содержанием

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы...