Проект "Русские валенки"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближает детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребёнку свои знания связанные с истоками народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkie_valenki.docx | 181.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 6 «КОЛОКОЛЬЧИК»
155360, Ивановская область, г. Пучеж, ул. Заводская, д.8/1
Тел. 8(49345)2-26-46, mail:kolokl6@mail.ru
ПРОЕКТ «РУССКИЕ ВАЛЕНКИ»
Разработала:
Старший воспитатель
Е.К.Трапезина
г. Пучеж
2023г.
Продолжительность: краткосрочный
Тип проекта: творческий
Вид проекта: групповой.
Участники: коллектив ДОУ, дети подготовительной и старшей групп, родители.
Предмет исследования: валенки
Актуальность: Валенки - это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми, независимо от чина и сословия. Валенки – часть русской истории и культуры. Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них и масленицу праздновали и свадьбы играли. Валенки в старину были очень ценным подарком, и их носили только зажиточные крестьяне. Если в семье были хотя бы одни валенки, то она считалась богатой. Они передавались по наследству из поколения в поколение. Ручное производство валенок обходилось в «копеечку» и даже крестьяне среднего достатка с трудом покупали их. Данный проект поможет детям узнать о традициях русского народа; познакомиться с русскими народными промыслами; историей русских валенок; песенным и танцевальным творчеством.
Гипотеза. Помочь детям накопить необходимые знания; направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на духовно-нравственное развитие детей.
Проблема: Валенки, бесспорно, представляют собой наиболее известную за пределами России традиционную русскую зимнюю обувь, которая, несмотря на то, что на дворе прогрессивный XXI век, отнюдь не собирается сдавать свои позиции.
Многие ребята носят валенки, но мало кто знает историю происхождения, материалы из которых изготавливают русские валенки. В процессе реализации данного проекта мы планируем найти ответы на возникшие вопросы.
Цель: приобщение к национальным и семейным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с историей возникновения русского валенка, с культурными традициями, связанными с этой русской обувью, через различные виды деятельности;
- Развивать у детей интерес к русской культуре, народному быту;
- Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения моделирующих проблемных ситуаций.
- Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром.
- Обеспечить преемственность: семья - детский сад.
- Активизировать мотивацию педагогов детского сада по повышению эффективности работы по воспитанию детей в духе народных традиций.
- Активизировать мотивацию родителей на сотрудничество с дошкольным учреждением в вопросах формирования семейных и национальных традиций.
Модель трёх вопросов:
«Как появились первые валенки?», «Из чего делают валенки?», «Как влияют валенки на здоровье человека?»
Задачи проекта для детей:
- Развитие представлений у детей о изготовлении валенка, о его назначении и свойствах.
- Совершенствование умений видеть красоту народного промысла и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.
- Разучивание пословиц, загадок.
- Формирование представлений о ЗОЖ о важности валенок для здоровья человека;
- Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе.
- Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
Задачи проекта для педагогов:
- Расширить и пополнять знания детей о русских валенках.
- Развивать речевое общение детей по определенной тематике.
- Воспитывать духовно-нравственные качества детей посредством приобщения к истокам русской культуры.
- Оптимизировать сотрудничество с родителями
Задачи проекта для родителей:
- Вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению истории русских валенок.
- Повысить педагогическую компетентность родителей в нравственно- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Итоговое мероприятие: ВЫСТАВКА «Чудо – валенки»
Продукты проекта: Рисование «Валенки», Аппликация «Украсим валенки », альбом «Русские валенки», презентация «Русские валенки » видео «Как рождаются валенки».
Прогнозируемые результаты
Дети должны знать:
- У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.
- У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традиция
Для педагогов:
- Повысилась педагогическая компетентность в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
- Повысились практические умения и навыки, полученные воспитанниками на занятиях.
- Сложилось положительное взаимоотношение между педагогическим коллективом и родителями воспитанников.
Для родителей:
- Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
- Родители проявили творчество и стали понимать собственную ответственность за воспитание детей.
- Родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
Этапы реализации проекта
1.Работа с детьми:
1.Подготовительный:
Цель: разработка программного методического материала для развития детской активности.
- Изучение проблем и постановка цели проекта.
Цель: Изучить проблему и цели проекта.
- Изучение материала по теме «Валенки» в разных источниках: интернет, библиотека.
Цель: Изучить материал по теме в разных источниках: интернет, библиотека.
- Подбор литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказки, притчи о картофеле
Цель: Подобрать литературу по теме
- Составление плана проекта
Цель: Составить план проекта.
- Пополнение предметно познавательно-развивающей среды: энциклопедии, дидактические игры, раскраски,
- Создание выставки «Чудо – валенки»
Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
- Подобрать и создать картотеку игр на тему «Валенки»
Цель: Пополнить картотеки игр.
- Основной:
Познавательное развитие:
Рассказ воспитателя «Русский валенок»
Цель: Познакомить детей с происхождением и историей валенок
Рассматривание: энциклопедии «Обо всем на свете»
Цель: Познакомить с изготовлением валенок, расширить кругозор детей.
Рассматривание альбома «Удивительные валенки» (музей)
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к русской обуви.
Экспериментальная деятельность:
«Знакомство с шерстью» – основой в изготовлении валенок
Цель:
Показать детям, что материал состоит из ворсинок.
Валенки не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод.
Валенки пропускают воду.
Опыт: Покраска войлока.
Цель: Выяснить, что войлок можно покрасить, поэтому валенки бывают различных цветов.
Решение проблемной ситуации: “Как можно использовать валенки не по назначению”
Речевое развитие
Составление детьми рассказа: «Как мы играем на прогулке»
Цель: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; учить употреблять предлоги с пространственным значением; учить отчётливо и внятно произносить фразы со звуками –с, - ш; говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи.
Социально-коммуникативное развитие:
Д. игры
«Найди пару валенку»,
«Поставь валенки по порядку».
«Собери валенки»
Цель: развивать внимание, память, мышление.
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин обуви»,
«В гости к бабушке».
Цель: Ознакомление с трудом взрослых в магазине обуви.
-Развитие интереса в игре.
-Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
-Воспитание у детей уважения к труду продавца.
- Воспитание любви к членам семьи.
Художественно –эстетическое развитие:
Лепка из пластилина «Валенки»
Декоративное рисование «Расписные валенки»
Аппликация «Украсим валенки»
Чтение художественной литературы:
Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”,
Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”,
Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
Комаров Никита «Валя и Кубышка»
Волшебные валенки «Клименкова Евгения»
Цель: учить анализировать художественное произведение; выражать свое отношение к персонажам, развивать речевую активность, расширять словарный запас.
Чтение стихов, пословиц, загадок на тему «Валенки»
Цель: Продолжать прививать интерес и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц, поговорок, загадок, образных выражений
Слушание песни «Валенки»
Пение частушек о валенках.
Цель: Развивать музыкальный слух у детей.
Театрализованная деятельность:
Настольный театр «Валенок» по мотивам «Варежка»
Цель: Активизировать творческие проявления детей, вызвать эмоциональный настрой детей.
Побуждать детей выражать чувства героев, предавать диалоги.
Физическое развитие:
Подвижные игры
«Кто вперед»,
«Гори, гори ясно»,
«Бег в большом валенке».
«Сбей кеглю валенком»
Цель: развивать двигательную активность, воспитывать интерес к народным играм.
Беседа по ЗОЖ «Беседа «О пользе валенок»
Цель: формировать представление детей о народных промыслах - русских валенках, которые самые теплые, мягкие, уютные и полезная обувь.
Валенки- полезная обувь. Они не только греют, но и лечат. Валенки благотворно влияют на здоровье человека. 1. Валенки позволяют ногам не мёрзнуть. 2. Предохраняют стопу от жары. 3. Оказывают массажное действие. 4. Помогают снять усталость в ногах.
Работа с родителями
- Советы для родителей: «Польза валенок для здоровья человека»
Цель: Привлечение родителей к сбору информации.
- Подбор материала по устно-народному творчеству: стихов, загадок, пословиц, поговорок на тему «Валенки»
Цель: Привлечение родителей к сбору информации.
- Презентация «История валенок»
Цель: Расширять знания родителей и детей об истории картофеля
- Рекомендации для родителей «Русские валенки»
Цель: Расширять знания родителей о русских валенках.
- Изготовление поделок для выставки в домашних условиях.
- Заключительный
Детско – родительский конкурс «Чудо - валенки»
Цель: Демонстрация результата проекта.
Выводы:
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности. Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Пение частушек, чтение потешек, исполнение танца, хоровода, способствовали глубже почувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретённые знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.
Литература:
1.Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.
2.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. Детство-Пресс,2004.
4.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н, Корепанова и др. –СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"
Презентация праздника о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...
Сценарий физкультурно-музыкального развлечения "Валенки да валенки - хороши да стареньки"
Данный сценарий предназначен для детей старшей о подготовительной групп....
Сценарий развлечения "Валенки, валенки - красивые, да ладненькие!"
Закреплять знания детей о валенках - как о старинной, теплой и полезной обуви на Руси....
Презентация "Валенки, валенки- красивые, да ладненькие!"
Ознакомление с народным промыслом - валянием валенков....
Конспект праздника совместно с родителями "Ах валенки, да валенки..."
От праздника получили огромный "мешок" эмоций, впечатлений, знаний, умений и похвал!...
Дефиле-презентация "Валенки-валенки"
Развлечение...
«Валенки да валенки»
Открытый просмотр музыкального досуга...