Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия
консультация

Екатерина Владимировна Павлюк

Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_delat_esli_rebenok_soobshchil_o_nasilii_nad_nim.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №29 «Золушка»

Города Губкина Белгородской области

Консультация для педагогов

«Как себя вести, если ребенок рассказал

о случае жестокого обращения или насилия»

Подготовила  

Педагог-психолог

Павлюк Е.В.

«Как себя вести, если ребенок рассказал

о случае жестокого обращения или насилия»

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Формы жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
  • сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
  • психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка,
  •  тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

Профилактика жестокого обращения с детьми:

  1. Создание доверительно-делового контакта с родителями;
  2. Участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
  3. Изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Признаки:

  • ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
  • ребенок не ухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
  • ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
  • у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
  • ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;

ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние

  • воспаления в области мочеполовых органов;
  • ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
  • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
  • ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
  • ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
  • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
  • у ребенка проблема со сном, боязнь темноты.

Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

1.Похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

2.Проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем; 

3.Объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

4.Держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, социальному педагогу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

  • реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
  • оградить ребенка от реакции других детей;
  • уделить ребенку максимум внимания;
  • дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам.

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми в семье «ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ»

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми  в семье«ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ» Цель:1.Соблюдение  прав и интересов детей;2. Профилактика жестокости и на...

Признаки жестокого обращения и насилия

НАКАЗЫВАЯ,  ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?!»...

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения и насилия в отношении детей»

Пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми один из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и неустроенности. Поэтому государство возложило на образовательные учреждени...

"Памятка родителям о недопущении жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье"

Прежде, чем применить физическое наказание к ребёнку, остановитесь и подумайте!...

Памятка для педагогов «Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия»

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальны...

Консультация для родителей «Как себя вести, если ребенок говорит неправду, обманывает взрослых, родителей»

  Если вдруг Вы обнаружили, что ребенок соврал вам, не стоит тут же кричать, ругать ребенка, устраивать допросы, «выбивая» из ребенка правду. Агрессивная реакция на обман ребен...

Как себя вести, если ребенок лжет.

Причиной детской лжи может быть пример взрослых,когда ребенок сталкивется с тем, что слова не вегда соответствуют поступкам, а обещания очень быстор забываются....